Иван-да-Марья

Нина Аксёнова-Санина
 Может сказка, может быль –
Ты ветра поди спроси.
Знает лишь трава-ковыль,
Что росла по всей Руси,
Где её топтали кони
Под татарскою уздой –
Стебли смяты, семя помнит,
Как жилось былой порой…



*   *   *



Горе по полю катилось,
Волком выло за горой,
Марья горем изводилась:
«Где ты, Ваня, что с тобой?»
Молча в очи смотрят ночи.
Нет ни силушки, ни мочи.
Только сердце рвётся в путь…
«Дай мне знак какой-нибудь!»



Вышла Марья в чисто поле с непокрытой головой,
И пошла на пару с горем вслед за горькою судьбой…
Шла полынною тропою под печальною луной,
По полуденному зною шла иссохшею травой,
Полем шла и перелеском, бродом чёрным, неизвестным.
Не чужою шла – невестой:  «Я, Ванюша, за тобой!»…

И пришла. На поле росном блики сабель и пищалей,
В травах – тел застывших россыпь: и ничком, и навзничь пали…
На пригорке Ваня спит, лик землицею присыпан,
В небо синее глядит, очи ясны не закрыты...
Травы ратнику периной, видит смертный сон Иван…
«Ты позволь, Ванюша, милый, сон разделим пополам…»



Марья Ваню обняла,
Марья с Ваней прилегла,
И просила Марья Бога:
«Дай мне тропку за порогом –
И в чертоги смертушки
Дай войти невестушкой…
Быть там Ваниной женой
Разреши мне, Боже мой!»…


*


…Люди бают: с той поры
На полях к исходу мая
По любви цветут цветы –
В них Иван, а рядом Марья…