Иловайские и Цветаевы

Юдина Инна Александровна
Иловайские и Цветаевы / Сост. Жупикова Е. Ф. – М.: Новый хронограф, 2015.
– 246 с.

***

Составитель книги и автор комментариев к тексту Е.Ф. Жупикова – доцент кафедры новейшей истории Московского педагогического государственного университета – со студенческих лет интересуется цветаевской тематикой, занимается изучением истории рода не только Цветаевых, но и Эфронов. Много лет она общалась с племянниками Сергея Яковлевича Эфрона (мужа Марины Цветаевой) – К.М. Эфроном (сыном Веры Яковлев-ны) и Е.А. Трупчинской (дочерью Анны Яковлевны), в юности встречалась с Ариадной Сергеевной Эфрон – дочерью Марины и Сергея. В 2012 году вышла в свет ее подробная монография о матери Сергея Эфрона – Е.П. Дурново (Эфрон)[2].

При составлении книги «Иловайские и Цветаевы» Е.Ф. Жупикова основное внимание уделила связям и отношениям представителей рода Цветаевых и рода Иловайских. Как известно, отец Марины Цветаевой в первом браке был женат на дочери знаменитого историка Дмитрия Ивановича Иловайского Варваре Дмитриевне, умершей в возрасте 32-х лет и оставившей мужу двоих маленьких детей – дочь Валерию (Лёру) и сына Андрея. Иван Владимирович всю жизнь продолжал поддерживать отношения с отцом умершей жены и его семьей. Общались между собой и дети Иловайских и Цветаевых, в том числе и родившиеся во втором браке Ивана Влади-мировича Марина и Анастасия.

Основная часть рассматриваемой нами книги посвящена переписке И.В. Цветаева с женой Д.И. Иловайского – Александрой Александровной Каврайской (Иловайской). Также в книге приводятся письма маленьких Марины и Аси Цветаевых, несколько писем жены брата Ивана Владимировича (Дмитрия) Елизаветы Евграфовны Цветаевой, несколько писем Валерии Цветаевой тому же адресату (А.А. Иловайской). Обратные адреса отправителей – города, где оказывались Цветаевы, пытаясь спасти от смертельной болезни (туберкулеза) жену Ивана Владимировича и мать Марины и Аси – Марию Александровну Мейн-Цветаеву. Сначала это Ялта, затем маленький итальянский городок Нерви, швейцарская Лозанна, немецкий Фрейбург, вновь Ялта.
Все письма, включенные составителем в данное издание, – материалы фонда Д.И. Иловайского Российского государственного исторического архива (РГИА) Санкт-Петербурга. В небольшом предисловии «От составителя» Е. Ф. Жупикова рассказывает об атрибутировании Анастасией Ивановной Цветаевой документов, фотографий, писем, обнаруженных в 1980 году в РГИА С.С. Атапиным – работником архива. Он же и отксерокопировал и привез в Москву часть материалов. Как пишет автор предисловия, найденные «архивные документы помогают устранить много неточностей, недостоверностей, ошибок исследователей, изучавших жизнь и творчество Цветаевых и Иловайских» [3, с. 9].

Приложение книги, состоящее из нескольких самостоятельных очерков («Глава “О Марине”», «Встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой», «Цветаевские места Москвы и Подмосковья», «Биографические сведения об Иловайских»), не менее интересно, чем ее основная часть. Автором всех включенных в Приложение очерков является Е.Ф. Жупикова.

В очерке «Встречи с А.И. Цветаевой» автор рассказывает о знакомстве и своих личных встречах с младшей дочерью И.В. Цветаева – талантливой писательницей, мемуаристкой, личностью неординарной, противоречивой и легендарной. Большое место в нем занимает Елабуга – пересказ рассказанного о своей поездке туда Анастасией Ивановной Цветаевой и рассказ Е.Ф. Жупиковой о собственной поездке в Елабугу в июне 1980 года. В этот же очерк включен текст расшифровки магнитофонной записи воспоминаний А.И. Бродельщиковой (хозяйки елабужского дома, в котором покончила с собой Марина Цветаева). Расшифровка выполнена студентами филологического факультета Елабужского педагогического института. Альбом с расшифровкой данной записи хранится на кафедре литературы этого ВУЗа.
«При всех почти наших встречах, – пишет Е.Ф. Жупикова, – мы говорили об Иловайских» [3, с. 180]. Анастасию Ивановну очень интересовал очерк Марины «Дом у Старого Пимена». Отношение к тому, как Марина изобразила в нем семью Иловайских, менялось у нее от резко негативного к более лояльному. Перемена была вызвана прочтением Анастасией Ивановной писем М. Цветаевой к Вере Буниной, которые показали, как скрупулезно собирала сведения для своей работы Марина.

Одно из главных достоинств сборника «Иловайские и Цветаевы» – впервые широкому кругу читателей предоставляется возможность познакомиться с главой «О Марине» мемуаров, которые оставила Валерия Ивановна Цветаева – старшая из дочерей Ивана Владимировича Цветаева. В 2005 году мемуары были изданы в сборнике «Безо всякого вознаграждения…» [1], который состоит из двух частей: первую часть составляют материалы из жизни Ивана Владимировича Цветаева, хранящиеся в фондах музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах (Ивановская обл.); вторая часть – несколько глав «Записок» Валерии Цветаевой, охватывающих период с 1880-х по 1900-е годы. Главы «О Марине» среди опубликованных нет.
В книге «Иловайские и Цветаевы» данная глава приводится из рукописного сборника воспоминаний Виктора Шабунина «Моя Таруса» (1976 год), хранящегося в библиотеке города Тарусы. «Летом 1964 года, – пишет В.С. Шабунин, – Валерия Ивановна дала мне на дом для прочтения машинописный текст своих автобио-графических «Записок». Мы их читали, обсуждали, но выписок я не делал. Потом она подарила мне главу “О Марине”» [3, с. 137].
Отношения Валерии и Марины Цветаевых были сложными почти во все периоды их жизни. Глава мемуаров Валерии Ивановны, посвященная Марине, полна обращений и вопросов к уже ушедшей сводной сестре, отчего тональность написанного пронзительна и полна горечи: «Кто возьмется понять нас всех? <...> В тяжелую годину не вспоминали, не окликали мы друг друга. В одиночку боролись, жили, подолгу ничего друг о друге не зная. Знала ли ты, что в те годы были у меня и умерли дети? <...> Мы не были черствы, и каждый из нас – неплохие мы были люди. Почему так все получилось? Откуда такая рознь?» [3, с. 148].
Приведенная в сборнике глава из мемуаров В.И. Цветаевой сопровождается комментариями его составителя Е.Ф. Жупиковой об отношении к этим воспоминаниям о Марине Анастасии Ивановны Цветаевой, до 1980-го года их не знавшей. Со многим из написанного Анастасия не соглашалась, но, как свидетельствует
Е.Ф. Жупикова, хотела видеть воспоминания опубликованными.

В заключительном очерке составитель сборника делает краткий обзор Цветаевских мест Москвы и Подмосковья и рассказывает о сохранившихся и разрушенных домах рода Цветаевых, приводит точные адреса и даты проживания по ним членов цветаевской семьи, упоминает об открывшихся за последние десятилетия музеях.
Особого внимания заслуживает Послесловие книги, в котором Е.Ф. Жупикова мудро и тактично пытается ответить на вопрос о причинах сложных отношений в «прославленной талантливой интеллигентной семье Цветаевых, в семье с непомерно трудной судьбой» [3, с. 229]. Как пример Е.Ф. Жупикова рассматривает взаи-моотношения Валерии Цветаевой со своей племянницей, дочерью Марины Цветаевой Ариадной Эфрон. Пытаясь посмотреть на ситуацию известного внутрисемейного конфликта глазами всех его участников (Валерия Цветаева, Ариадна Эфрон, Ада Федерольф (Шкодина) – близкая подруга Ариадны во время ссылки в Туруханск и оставшаяся таковой до конца жизни Ариадны), автор в итоге своих рассуждений предлагает читателям не выносить обвинений и приговоров членам удивительной цветаевской семьи: «Ответ на вечный вопрос – кто виноват? – искали и они, и те, кто изучал и продолжает изучать их жизнь и творчество, и те, кому оно близко. Поиск виновников, вынесение им приговоров – дело не только бесполезное; напротив, оно может привести к потере сокровищ, созданных гениальными представителями этого семейства, их титаническим и бескорыстным трудом на века» [3, с. 229–230].

Из небольших недочетов книги отметим разночтения некоторых приведенных в ней фактических данных. Так, например, в предисловии «От составителя», упоминая о том, что причина частых ошибок авторов, пишущих об Иловайских и Цветаевых, кроется в автобиографической прозе Марины Цветаевой (в частности, в ее очерке «Дом у Старого Пимена»), Е.Ф. Жупикова приводит ряд неверных убеждений Марины Ивановны. Среди них, например, такое: «Она была уверена (наверное, до последних своих дней), что родина ее отца – с. Талицы Шуйского уезда Владимирской губернии. На самом деле Иван Владимирович родился в старинном селе Стебачёво на реке Нерль в бывшем Суздальском уезде» [3, с. 10]. А далее (очерк «Встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой», опубликованный в Приложении) Е.Ф. Жупикова, рассказывая уже о младшей дочери Ивана Владимировича, пишет: «Она соглашалась поехать с А.А. Мнухиным (автором ошибочно указаны инициалы имени и отчества известного цветаеведа Льва Абрамовича Мнухина – И.Ю.) в с. Талицы, где родился и жил И. В. Цветаев» [3, с. 200]. Таким образом, читатель получает крайне противоречивую информацию от одного и того же автора по поводу места рождения И. В. Цветаева. Кроме того, в официальных источниках местом рождения Цветаева называется с. Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии [4].

Несмотря на недочеты, книга «Иловайские и Цветаевы» уникальна. Большинство приведенных в ней материалов опубликованы впервые. Текст сопровождается примечаниями и биографическими сведениями об Иловайских, иллюстрациями, именным указателем и фотографиями.


Лит-ра:
1. «Безо всякого вознаграждения…» – Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2005. – 216 с. + 10 с. ил.
2. Жупикова, Е. Ф. Е.П. Дурново (Эфрон). История и мифы: Монография / Е. Ф. Жупикова. – М.: Прометей, 2012. – 350 с.
3. Иловайские и Цветаевы / Сост. Жупикова Е. Ф. – М.: Новый хронограф, 2015. – 246 с.
4. Каган, Ю. М. И.В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность / Ю. М. Каган. – М.: Наука, 1987. – 192 с.

---------------------------
Опубликовано:
Юдина И.А. Рецензия на книгу «Иловайские и Цветаевы» / Сост. Жупикова Е.Ф. – М.: Новый хронограф, 2015. – 246 с. //Новое литературное обозрение, № 138 (2/2016).С. 388-389.

Юдина И.А. Рецензия на книгу «Иловайские и Цветаевы» / Сост. Жупикова Е.Ф. – М.: Новый хронограф, 2015. – 246 с. // PHILOLOGY, 2016, №3 (3). С. 39-41.
/Полный вариант/