Обширная территория междуречья Мологи и Шексны и её северо-восточная окраина, наша малая родина, в разное время называлась Моложским краем, Княжеством Моложским, Пошехонской провинцией, Мологским уездом и Ермаковским районом Ярославской области .
В древности здесь проживало финно-угорское племя весь ( предки современных вепсов - чухарей) растворившееся в мощном славянском потоке и оставившее о себе память в названиях селений, рек и озёр.
Слово «ягорба» - вариант слова «ягра», означавшего у древних славян яму с водой, происходит от финского слова «jarvi» - озеро (кстати, озеро рядом с селом, на старинных картах так и обозначалось - Ягра.)
… Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...
В конце IX-X века с юга ,с Верхней Волги - по Шексне, и с севера ,из Старой Ладоги - по Свири и Онежскому озеру , сюда стали пробираться древние славяне , устраивая в местах слияния рек торжища, постепенно превращавшиеся в подконтрольные Новгороду сёла и городки со смешанным славянским и ассимилированными местным населением .
Со второй половины X века центром северо-восточных княжеских владений , известных как Ростовская земля, а позднее как Ростово-Суздальское княжество — основ современной России , становится город Ростов. Ко времени ростовского княжения Ярослава Мудрого (с 989 по 1011год) начинается быстрый рост главных административных , экономических и культурных центров края - городов Ярославля и Мологи .
Первое летописное упоминание поселений на Шексне ,относится к 1071 году .
В «Повести Временных лет» читаем :
«Когда однажды был голод в Ростовской земле, явились два волхва из Ярославля, говоря: «Мы знаем, кто держит обилие», и пошли по Волге; куда приходили на погост, тут называли богатых женщин, говоря, что эта держит жито, а эта – мед, эта – рыбу … и убивали многих женщин и имущество брали себе. И пришли на Белоозеро, и было у них людей триста. В это же время случилось придти (сюда) от Святослава для сбора дани Яну, сыну Вышаты. Сказали ему белозерцы, что два кудесника избили многих женщин по Волге и по Шексне и пришли сюда».
Приходя в погосты, волхвы убивали «лучших жен», очевидно, женщин из семей местных старейшин, обвиняя их в том, что они колдовством вызвали голод. Узнав об этих событиях на Белоозере, Ян Вышатич попытался схватить волхвов, но ему не удавалось этого сделать, причем в схватке был убит сопровождавший Яна священник («попин Янев»). В конце концов , Ян вынудил белозерцев выдать ему волхвов. Плененные волхвы и захвативший их киевский боярин ведут яростный спор о том, кто посылает на землю голод, как был сотворен человек, кто правит миром — христианский бог или языческие божества.
Религиозный диспут завершился трагической развязкой - со словами «мстите своих» Ян отдал волхвов родственникам убитых женщин, и те повесили их на дубе.
Город Молога впервые упомянут в летописи в 1149 году , когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславович, воюя с Юрием Долгоруким— князем Суздальским и Ростовским сжег все города Ростово-Суздальского княжества, с Мологой же произошла осечка - поднялась Волга и затопила все окрестные поля и дороги.
« …Уже бо бяше под весну и кони бродяху по Волзе и ио Молозе по черево и похромоша…»
Киевская дружина «похромоша» отправилась домой, а основатель Москвы Юрий Долгорукий , чудесным образом, был спасен. Есть какая-то горькая ирония в том, что первое летописное упоминание о городе практически полностью совпадает по смыслу и с последним упоминанием о Мологе - с той лишь разницей, что благодарные потомки Долгорукого затопили уже саму Мологу.
По смерти, в 1321 году, ярославского князя Давида сыновья его, Василий и Михаил, разделили ярославское княжество: Василий, как старший, наследовал Ярославль, а Михаил получил удел на р. Мологе, которым его потомки владели до Ивана III (1471 г.)
При устье реки Мологи были срублены крепость и княжеские палаты, в которых поселилось княжеское семейство. Известно, что крепость опоясывал земляной вал, изображение которого стало составной частью герба города Мологи.
Моложское княжество было небольшим, кроме одноимённого города в него входили нынешние города Весьегонск (в Тверской обл.) и Устюжна (в Вологодской обл.). Вдоль Волги Мологские владения простирались от нынешнего пролива между Юршинским островом и материком до нынешнего города Мышкина, включая земли северо-западной окраины Рыбинского района.
При князе Михаиле Моложском в 50 верстах от устья реки Мологи в древнем Холопьем городке возникла международная ярмарка с меновой торговлей. История её возникновения, о которой спорили иностранные писатели и путешественники в XVI веке, загадочна и длинна. Позже по разным причинам эта ярмарка переводилась в другие города и окончательно обосновалась на Окской пойме Нижнего Новгорода. То есть Холопья ярмарка является прародительницей знаменитой Нижегородской ярмарки.
В 1238 году на территории княжества произошла Битва на реке Сити — первое крупное сражение русских дружин с монголо-татарскими войсками. После этого-то неудачного для русских побоища Русь, раздробленная на многие уделы, подпала на два с половиной столетия под иноземное владычество.
Дружина мологжан 8 сентября 1380 года участвовала в Куликовской битве. Князья Феодор и Иван Михайловичи Моложские вместе с князем Василием Васильевичем Ярославским и боярином Львом Морозовым сражались на левом крыле русского войска. В этой битве Иван Михайлович Моложский погиб. В отличие от Ситского побоища битва на Куликовом поле завершилась победой русского войска.
Со смертью князя Федора Михайловича, в 1408 году, Мологское княжество дробится на уделы: по реке Сити – удел князей Ситских, по реке Редьме – удел князья Прозоровских (село Прозорово) и Мологский удел. В свою очередь Мологский удел тоже разделяется – на владения князей Шуморовских , Ушатых, Шаминых, Голыгиных .
После того как в 1471 году Мологские княжеские владения становятся частью Московского государства, кроме упомянутой ярмарки, особенных замечательных событий не происходило ; по крайней мере летописные источники молчат о них.
В Смутное время в начале царствования царя Михаиле Федоровиче, жители Моложского края много горя претерпели от набегов литвы и предателей - воровских казаков атамана Баловня .
Вот к этим-то смутным временам и относится первое письменное упоминание о нашем селе.
Архив П.М.Строева № 184.
1614 г., мая 27.Отписка Белозерского воеводы Петра Ивановича Чихачова о невозможности доправить деньги с крестьян Ягорбкой волости по случаю пребывания в ней черкас и казаков.
« Государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси холоп твой Петрушка Чихачов бьёт.
В нынешнем , государь, во 122-м году ,мая 27день ,прислана ко мне, холопу твоему, твоя государева царёва и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси грамота из приказу Большово Дворца за подписью твоего государева диака Патрекея Насонова,а по той твоей государевой грамоте велено мне,холопу твоему, сыскати Офонасья Алалыкина в Ягорбкой волости, а сыскав,велено его, Офонасья разпросити, коею он мерою твоим государевым сенными дньгами замотчал ; да будет он, Офонасей , замотчал тем забором за крестьянским ослушанием, и мне, холопу твоему, велено ему, Офонасью дать стрельцов, да те деньги велети ему в той Ягорбской волости на крестьян доправити, а доправя, велено мне, холопу твоему, с теми деньгами его, Афонасья, прислать к тебе, государю, тотчас ; а будет он, Афанассей, в той Ягорбской волости и был,а тех твоих государевых денег за крестьянским осушанием не доправил ничево, и те деньги велено мне, холопу твоему, той Ягорбской волости на крестьянах доправити, а доправя, отписати и деньги и сыск прислати к тебе, государю, и отдати в приказ Большово Двора.
И Офонасей , государь , Алалыкин на Белоозере был и в ту Ягорбскую волость з озера съехал до моего, холопа твоего, приезду и по ся мест стояли безпрестанно Литва, Черкассы, и Русские воровские люди, и многие атаманы и казаки, и ныне стоят мне, холопу твоему, для сыску про того Афонасья Алалыкина и тех твоих государевых денег по крестьян в той Ягорбской волости посылати нельзя. А как, государь , из той волости казаки выедут , и я , холоп твой, в той Ягорской волости для сыску про Офонасья Алалыкина и тех твоих государевых денег по крестьян пошлю тотчас.
На обороте: Такова отписка послана к государю с розсыльщиком с Кузьмою Гавриловым, июня в 13 день.»
Уж больно путано пишет холоп . Михаилу Фёдоровичу , видимо, придется «сенные деньги» списать. Нам же важна дата, указывающая на существование нашего села в XVII веке.
Следующее письменное упоминание Ягорбы приводит исследователь Б.С. Пушкин из «Описания принадлежащих Л.М. Савёлову документов»
« 29 ноября 1642 года.
Обыскное показание Пошехонского уезда, Ройского монастыря игумена Ионы, келаря старца Якова, казначея старца Гавриила, конюшенного старца Мисаила, старцев Иова, Моисея, Пахомия, Иосифа, Александра, Симеона, Ирофея, Антония; служек Ивашки Нефедова, Ивашки Трофимова; вотчинных крестьян Ройского монастыря , дворцовой Езовой Ягорбской волости, Выксинского монастыря села Захарьина, дворцовых сёл Самосорской волости Красносельскаго Езу, Сокольничьих «дву трети» о том, что пришедший из Ярославского уезда ,а не из-за Ивана Телепнева, в деревню Заозерье Езовой Ягорбской волости крестьянин Ивашко Спицын умер в деревне Заозерье своей смертью и погребён в с. Ягорбе у церкви Петра и Павла.
Документ без конца на двух листах.»
Не совсем ясно, о чём идет речь в этом «документе без конца» и что это за «дву трети» такие ?
Да , Бог с ними !
Для нас важны два момента.
Первый момент :
в 1642 году в селе Ягорба действовала церковь во имя Петра и Павла, а вся прилегающая к ней округа из нескольких деревень угодия и леса именовалась ДВОРЦОВОЙ ЕЗОВОЙ ЯГОРБСКОЙ ВОЛОСТЬЮ .
Через двадцать пять лет ,в документе составленном в 1666 году , ягорский священник уже назван Никольским попом Пётром Антипьевым. Из этого следует, что через четверть века в Ягорбе уже стояла церковь во имя Святителя Николая.
Через двести пятьдесят лет в «Кратких сведениях о монастырях и церквах Ярославской епархии 1908 года » читаем о Крестовоздвиженской церкви в Ягорбе :
« … Церковь каменная, приходская, летняя и зимняя в одном здании, самостоятельная, прочная. Престолов в ней пять: в летней церкви три: 1-й главный в середине – Воздвижения Креста Господня; второй по правую сторону – во имя Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла; 3-й по левую сторону – во имя Святителя Николая Митрликитского…»
Это говорит о преемственности , сохранении памяти и сбережении традиций нашими предками. Становиться понятным особое почитание бабушками праздников Николы и Петра и Павла.
Второй момент :
слово « дворцовая » в названии волости означает принадлежность волости с проживающими в ней «дворцовыми крестьянами » царскому, затем императорскому двору.
Дворцовые ( государственные , с 1797 года - удельные ) крестьяне обеспечивали содержание двора и дворцового хозяйства. Они находились в более выгодном положении, чем помещичьи крепостные люди, пользовались большей свободой, были активней. Обычно их повинности ограничивались натуральным оброком и выполнением ряда работ на нужды дворца. Например, они должны поставлять на собственных подводах провиант, строительный материал и др. Над ними не было столь жесткого контроля, как над крестьянами в поместьях дворян. Помещики были заинтересованы в наиболее эффективной эксплуатации податного населения (драли шкуру), так как это был единственный источник их существования.
Да, а что такое «езовая» ?
Посмотрим словарь Даля
- ЕЗ или яз муж., сев. и вост. частокол или плетень поперек всей реки, чтобы не дать рыбе вверх хода и выловить всю на месте; городьба, перебой, закол, учуг; если не во всю ширину реки, то это заездок.
Отсюда становиться понятным, что крестьяне Дворцовой Езовой Ягорбской волости занималась добычей рыбы и поставкой её царскому (императорскому) столу .
Промысел деликатесной рыбы в те времена был традиционным и важнейшим не только для нашего села , но и для всего региона.
Из описи, составленной между 1676 и 1678 гг. стольником М.Ф. Самариным и подьячим Русиновым видно, что Молога в это время была дворцовым посадом, что в ней находилось тогда 125 дворов и в том числе 12 принадлежавших рыбным ловцам, что эти последние, сообща с ловцами Рыбной слободы (города Рыбинска), ловили красную рыбу, доставляя к царскому двору ежегодно по 3 осетра, по 10 белых рыбиц и по 100 стерлядей
Краевед З.Н. Мальцева, рассказывая о своем родном селе Красное (находившемся в десяти верстах от Ягорбы ниже по течению Шексны), так описывает рыбалку в XVII веке.
" В XV-XVII веках в реке Шексне ловили стерлядь, осетра, белугу, севрюгу, белорыбицу, щук, судаков, лещей, язей, окуней, налимов и снеток.
Ловили разными способами: неводами, переводами, переметами, удами, но особенно продуктивна была ловля на езах. Ез состоял из загородки с воротами в средней части и клетки, устроенной над ними. Ворота в езу были нужны для пропуска судов, и для ловли рыбы, особенно ценных пород. В писцовых книгах 1585 года указывается: "Да в воротах на лето кладут по три сежи". Контроль за заходом рыбы в эти устройства осуществляли рыболовы, сидящие "на сеже", то есть в особой "клетке", устроенной, скорее всего, в виде избушки над воротами еза. Возможно, что из нее опускался и засов, сделанный из тонких жердей, которым могли перекрыть ход рыбе. Для передвижения рабочих и рыболовов вдоль еза и обслуживания его использовался "пором" (паром). Все постройки были из дерева, поэтому к каждому из езов прирезался участок леса площадью до 4-5 квадратных верст.
Выпись з дворцовых писцовых книг письма и меры Никиты Тараканова да подьячего Игнатья Пигина 182 (1674г.) и 183 и 184 годов.
«…да в селе ж ледник да сушило, а в ней держат государеву езовые люди рыбу. Да под селом на реке на Шексне государев ез, ловят красную рыбу с весны до заморозов».
"А за ямские деньги и за посошный корм и за городовое дело Красносельской волости крестьяне под селом Красным в Шексне реке Самосорския волости крестьян бьют ёз и с весны до заморозов ловят на обиход Великого Государя красную рыбу и живую проводят в прорезных стругах в Дмитривские пруды". (ГКУ ЯО ГАЯО Ф. 582, оп. 1, д. 656а)
В XVII веке и рыба и возможность ее ловли было значимо и ценно и охранялось от незаконных и неправомочных посягательств. По государеву цареву и великого князя Федора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, указу 188 года, рыбу предписывалось ловить «на обиход великого государя и монастыри с великим радением, не обленясь, и уловную всякую рыбу берегли живою и тое уловную рыбу отдавали в прорезные суды рыбного двора целовальником, и уловленные рыбы не таили и никуды не отдавали и не продавали, и не пропивали и никуды не относили….ослушникам… быть без пощады в опале и в жестоком наказание, да…в государеву казну пени по 10 рублев на человека. »
В 1666 году патриарх Никон предал анафеме раскольников, положив начало церковного раскола на Руси ,а через год состоялся суд над самим патриархом Никоном, лишивший его патриаршества.
Ягорский поп Пётр и поп Борис пугаются таких событий и создают видимость какой-то работы на местах, о чём и свидетельствует следующий архивный документ.
« Лета 7174 году февраля в 19 день по указу великаго господина Симона Пошехонские десятины села Ягорбы закащик Никольский поп Пётр Антипьев допрашивал села Захарьина Вознесенского попа Бориса, сколько отроков и двоеженцев троеженцев и почеревных и похороненных по святой непорочной евангельской Христове заповеди, еже ей, ей.
И он, поп Борис сказал по священству: отроков у меня было в нынешнем году платежном 173-м и 174-м отроков десять, а двоеженцев и троеженцев у меня нет, и почеревных и похороненных тоже нет. То моя и скаска а скаску писал своею рукою поп Борис».
Пугаться было чего, в ворота стучался жестокий век …