Исцеление временем

Алексей Бабушкин -Алексеев
«Не хочу быть я белым,
 не хочу быть я красным,
 россиянином быть, хочу»
(с)
(бард Александр Новиков)

    

Так уж получилось,  что темой гражданской войны в России, я начал интересоваться  еще в школьном возрасте,  учась в 5 классе. Возле нашей деревянной школы, стоящей на пригорке,  находилась (она и сейчас там находится) братская могила семерых красноармейцев, погибших в нашем селе в годы гражданской войны в боях за Советскую власть – так дословно  указано на табличке памятника. Ничем необычным та братская могила не отличалась. Деревянная стела в виде четырехгранной пирамиды высотой в метра полтора, с деревянной же звездой наверху,   с прибитой к пирамидке табличкой, на которой и было указано про тех  воинов Красной армии, но не даты их гибели, не фамилий нет. Да деревянная оградка, изготовленная из штакетника – вот и весь мемориал. Мы, школьники, естественно за той могилой ухаживали, ежегодно красили памятник и оградку, убирали траву и т.д. Но мы не знали, кто именно были те  погибшие люди, и при каких обстоятельствах они погибли.
     В 1982 году, перед очередным юбилеем октябрьской революции, привели нам в класс древнюю бабушку, жительницу нашего села. Уж не знаю, сколько ей тогда было лет, но на вид была она старой и почти слепой. И бабушка эта, частично пролила свет на события, связанные с гибелью похороненных в братской могиле людей. Она рассказала нам, как в 1921 году, во время Сибирского кулацкого мятежа (именно так тогда советские идеологи называли Западно - сибирское крестьянское восстание), коснувшегося и нашего села, пришел в  село отряд продразверстки, состоявший из молодых красноармейцев. Какое - то время они реквизировали хлеб у крестьян в селе, но в результате, местные мужики их всех порубили да постреляли. Рассказчица наша (в годы гражданской - молодая девушка)  спасла одного парня из того отряда, когда он, раненый заполз с улицы в их огород. С помощью сестры, она подняла раненого бойца и спрятала его на «вышке» своего дома (так у нас до сих пор в сельской местности называют чердаки домов) да и выхаживала его два месяца. Часть красноармейского отряда и  была похоронена в находящейся у школы братской могиле. Но при каких обстоятельствах они погибли – бабушка не знала. Говорила нам, что в тот день, когда она спасла парня, на улицах села до поздней ночи шла стрельба, да скакали люди на лошадях. Спасенного красноармейца, бабушка  все же выходила и вылечила. Но кто он, и откуда – она также не знала. Либо в связи с возрастом утеряла память, либо действительно не знала.
     Казалось бы, откуда у  обычного ученика, воспитывающегося советской школой в рамках строгой идеологическо - коммунистической морали, такое любопытство?  Нужно сказать, что уже в зрелом возрасте, я  понял истоки моего школьного интереса к теме гражданской войны. Не только  к войне как к  историческому событию в целом, но и в попытках понять обе воюющие стороны. Мне казалось странным - почему в  книгах и фильмах красные сплошь   герои, а белое движение  - одни сволочи и негодяи? Уже в те, школьные годы, мною был прочитан роман «Тихий Дон». Из данной книги я многое понял и узнал. Теперь я удивляюсь, как в годы жесточайшей советской цензуры эта книга увидела свет, была в свободной продаже, да еще и фильм по книге был снят, ведь Шолохов  очень точно описал противостояние двух идеологий, у каждой из которых в той войне была своя суть. Причем писателем в романе  выразительно были показаны как  положительные, так и негативные стороны  и белых, и красных. Оказалось (как я тогда уже понял) нет и не было (кроме отдельных людей) не плохих белых, не плохих красных, каждая сторона воевала за своё отечество за свою страну. Как поется в одной песне – «Они за Россию, и мы за Россию, а правда у всех своя».
    И, конечно же, любовь к истории родного края и малой Родины, двигала моим любопытством. Будучи уже взрослым, перечитал и изучил массу как художественно – публицистической литературы, так и большой перечень архивных материалов, касающихся событий гражданской войны и крестьянского восстания, имевших место  в моём родном селе.
   Добавлю, что годы гражданской, через наше село проходили части Колчака, которые с боями отступали через  территорию  тогдашней   Тюменской губернии (губернский центр был перенесен из Тобольска в Тюмень в 1918 году) в Восточную Сибирь. До настоящего времени в районном центре нашего района,  как исторический памятник сохранен дом,  на мемориальной  доске которого указано, что в 1919 году в данном доме находился штаб армии красного военачальника  Блюхера.
    Скоро 100 лет сравняется тем далеким событиям. Давно уже нет живых очевидцев, а тем более  участников, но в народной памяти сельчан, изредка  оживают воспоминания о тех лихих временах, передаваемые из поколения в поколение,  да  родная сибирская земля, на домашних огородах, иногда упрямо  выдает на поверхность  исторические реликвии в виде проржавевших  пулеметных, винтовочных и револьверных гильз, источенных ржавчиной металлические части винтовок, обрезов и револьверов,  полуистлевшие цинки от пулеметных лент. А 12 лет назад, при вспашке зяби на поле, тракторист - фермер случайно выкопал плугом неразорвавшийся снаряд, от артиллерийской пушки того времени. Помню, что  специально вызывали саперов из военной части Тюмени, и они, по приезду, тот снаряд вывезли и взорвали.
   Живя в современном, бурно развивающемся мире, я искренне надеюсь, что никогда  больше на моей родной  Сибирской земле, да и на других землях нашей России, не повторится похожий сценарий кровавой междоусобной мясорубки. Страна в своё время получила болезненную генетическую прививку от подобного повторения.
   Но ведь до сих пор, различного рода исторические  и «возлеистоические» деятели, мусолят тему братоубийственной войны, доказывая  правоту  той или иной стороны. В их головах гражданская продолжается. Но нужно ли это? История давным – давно всех рассудила. Не было в той междоусобице не победителей, не побежденных, потому как нет войны страшнее именно такого формата, когда брат шел на брата, а сын шел на отца.
   У каждой стороны была своя правда, своя Россия, за которую они и погибали.