Понятие в единстве моментов правды и истины

Зуев Андрей Яковлевич
«Единство» - философская категория диалектической логики, обозначающая  множество, то есть одновременное существование (бытие) в одном движении (явлении) двух и более моментов.

«Момент»  - философская категория диалектической логики, обозначающая одно свойство  противоречивого движения (тенденции, явления), безусловно предполагающее в содержании объекта (в понятии тоже) свою противоположность. Моменты, будучи в единстве, всегда порождают противоречие и борьбу. Философы утверждают, что борьба моментов абсолютна, а их единство относительно.

       К примеру, если СМИ, с подачи  государственной  власти, утверждают, что мы живём в единой стране и почти все поддерживаем политическую партию «Единая Россия», то мы, на самом деле, должны знать, что живём в стране, раздираемой социальными  противоречиями, а «Единую Россию», по определению оппозиционера Навального, считаем партией жуликов и воров. Оба утверждения «четвёртой власти», рассчитанные на сознание обывателя, не владеющего культурой философского мышления, следовательно, не соответствуют действительности.  Истина в том, что страна Россия, хотя и едина в своих границах, но, из-за множества неразрешённых и упрямо не разрешаемых противоречий, постоянно разрушается изнутри.

       Для того чтобы постичь истину (синтез), мы должны знать правду в двух её формах: тезис и антитезис. Становление истины происходит в диалектическом  взаимодействии (борьбе и единстве) двух моментов, двух противоположных правд – тезиса и антитезиса. Если соблюдается естественное для человека направление процесса познания  - от правды через достоверность к истине, то правда осознаётся и принимается людьми легко и просто. Для этого нужна самая искренняя заинтересованность всего общества в поиске истины.

       Однако же, в буржуазной действительности, в условиях всевластия капитала человек находится и живёт в атмосфере тотальной лжи и фальсификации, потому что такова природа капиталистического общества с его скрытыми и тщательно завуалированными формами эксплуатации человека человеком. Буржуазная власть достаточно эффективно через средства массовой информации воздействует на  обывателя, манипулируя его сознанием и поведением.  В таких условиях естественный процесс познания истины отдельными людьми, чаще всего невозможен, поскольку их сознание целенаправленно и со знанием дела подвергается деформации, дезориентируется властью, которая обслуживает интересы капитала. Это тот случай, когда цель (самовозрастающая стоимость капитала) всегда оправдывает средства.

        В такой ситуации, обыкновенному человеку, необременённому научным знанием, не имеющему фундаментального образования, формирующего в сознании целостную картину мира, трудно или почти невозможно различить правду и ложь. Неправда очень любит носить «белые одежды» и очень часто похожа на правду. Таким образом, два момента социального бытия – правда и ложь – отделены одна от другой постоянно исчезающей границей, за которой каждая из них переходит в свою противоположность. К примеру, чтобы правда стала кривдой, можно сказать правду, но не всю. Можно также преувеличить и гипертрофировать её, чрезмерно акцентуируя внимание обывателя на одной правде в ущерб другой. Гнилая идея, овладевшая умами масс, будучи ложной, способна разрушить высокоорганизованное общество, и тогда факт деградации социального бытия становится печальной правдой.

       Главный Смысл жизни человека в самой жизни и есть, если, конечно, он живёт с понятием. Понятие – теоретическая идея, то есть жизнь со знанием о себе самой. Сознательная жизнь человека – общественного, трудящегося, говорящего животного, живущего со знанием – является его определением. По этой причине, многие философы стремились объяснить и понять то, как устроен мир. Теоретическая идея – правда о жизни – первый важный момент социального бытия. Но он не имеет никакого значения без идеи добра – стремления изменить мир к лучшему – второго важного момента общественной жизни. Теоретическая идея и идея добра (практическая идея) – две правды, в единстве составляющие истину. Истина – соответствие понятия объекту и объекта понятию. Эта истина содержится в величайшем достижении человечества - Высшей Теории Общественного Развития – марксизме-ленинизме. Чтобы увидеть, оценить, принять и познать правду, необходимо, прежде всего, постичь истину.