Литовский мой Иерусалим

Роза Левит
 

Рука тянулась к сладкому, к конфетам
Коробка с    Вильнюса  лежала на столе
И  на обложке башня Гедимина
Она о  многом говорила мне.
Холмистый город ,я его любила
Литовский мой Иерусалим
Здесь жил Гаон,его могилу посетила
Я в двух тысячном oдинадцтом  году
Аллеи кладбища  ведут и к тем которых я любила
Здесь свой покой нашли мои родные
Из Петербурга,Анюта  с Витебска и сын её, отца кузин.
Отдав им дань и камни положив
К Гаону снова  подошла
И молча у него спросила
 Хасиды,что мешали Вам тогда.
Две бабушки мои Рахель и Хава.
Погибли в той войне
Одна корчму в Ошмянах содержала,
Вторая краму с глиняной посудой
Корчма сгорела, а от посуды остались только черепки
И я родилась после той войны
Я мало знала о еврействе
И учение твоём
Не знала Алтере Ребе ,кто  из Лядов
Под Витебском совсем он жил.
Узнала я о нём  потом
Узнала,то Рахель и Хава
Были Миснагдим -Хасидим
Однако жили дружно вместе
В местечке,что под Вильнюсом совсем
И ходят поезда из Вильно  в Витебск
Я в них в Ошмяны  часто приезжала.
Два города в моей судьбе они связали
Два города и две судьбы
Ученья два  и оба правы
Соединила я в себе
Так мой вопрос остался в силе
За что донос написан был
 И  Алтер Ребе арестован,
За что убиты были  все
В той проклятой войне
За что в Понарах был расстрелян
 Литовский мой Иерусалим


Рука тянулась к сладкому, к конфетам
Коробка с   Вильнюса  лежала на столе
И  на обложке башня Гедомина
О многом говорила мне.





Миснагди;м, митнагди;м, миснаги;ды (ивр. ;;;;;;;;;;;;;;;, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.

 Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим.

Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.





Поздняя традиция считает Гедимина основателем столицы в Вильне (современный Вильнюс), которая впервые упоминается в его письмах: не позднее 1323 года заложил деревянный замок при впадении Вильни в Вилию (Нерис) и перенёс свою резиденцию в Вильну, ставший таким образом столицей Великого княжества Литовского. В письмах Папе Римскому Иоанну XXII, ганзейским городам, францисканцам и доминиканцам (1323—1324) заявлял о своём желании принять христианскую веру и приглашал в Литву рыцарей, ремесленников, купцов, земледельцев, священников. Гедимин вторым стал титуловать себя «королём литовцев и русских». Из семи сыновей Гедимина пятеро были христианами, все его дочери также были выданы замуж за христиан.

Гедимин боролся против Московского княжества и князя Ивана Калиты за влияние во Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью, скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи (1320).


Башня Гедимина
Башня имеет историческое, историко-культурное и, как пример готической архитектуры, архитектурное значение. В XX веке башня приобрела значение эмблемы и символа не только города, но и Литовского государства, её изображение замещало настоящий герб города и использовалось в разнообразных сувенирах.

Смены завоевателей и режимов ознаменовывались сменой флага на башне. На башне Гедимина впервые литовский флаг был поднят 1 января 1919 года небольшой группой добровольцев литовской армии под командованием Казиса Шкирпы. Затем литовский триколор поднимался на башне 26 августа 1920 года, после того, как Вильнюс был передан литовским властям отступавшими советскими частями. После Второй мировой войны на башне развевался флаг Литовской ССР.

7 октября 1988 года, по инициативе движения Саюдис, состоялась церемония водружения довоенного флага Литвы, в тот период трактуемого как неофициальный, но уже и не запрещённый национальный флаг (18 ноября 1988 года флаг был узаконен сессией Верховного Совета как государственный флаг Литовской ССР). В память о первом водружении флага на башне установлен памятный день — день Флага Литвы. В этот день, 1 января, ежегодно проходит торжественная церемония смены флага на башне.


Крама - лавка,магазин