Большие снега

Алексей Тесенгольц 3
Большие снега

Где они, эти снега? Когда я рассказываю молодёжи, что в детстве в Бердичеве мы съезжали с крыш сараев на сугробы, которые за ночь наметало, на меня смотрят с недоверием.
Помниться, что даже  несколько раз отменяли школьные занятия. Да только из-за этого я полюбил морозные и снежные зимы.
А сейчас, если к Новому году выпадет хоть какой-то снежок, все радуются, как дети. Учёные не перестают дискуссировать, кто в этом виноват? Слава Богу, что не евреи.
Определили, что в целом температура в мире потеплела на градуса 2-3. Уже было  и не такое. Это когда ледники начали своё торжественное шествие, сметая на своём пути всё, что непогодя.
Заметьте, что в те времена не было испытаний ядерных бомб и ракет, разрывающие небосвод, на что сейчас сетуют учёные. И заводы не сливали в реки химию, и не в каждом доме была ванна.
Стоит какому-то  метеориту или астероиду, величиной с районный городок, парящих в околоземном пространстве, поцеловать Землю, она сдвинется со своих полюсов, и нам мало не покажется. Тогда индийские слоны без виз эмигрируют в Архангельск или Новосибирск. А белые медведи, приветствую их, спустятся в Гондурас. И, наконец, местные негры поймут, почему так назвали их страну.
А людям, даже имеющим визы, «И берег Турецкий не нужен, и Африка им не нужна». В самых жарких и бесснежных краях люди могут построить дворцы с зимними условиями, например, как в Дубае. Всё зависит от того, кто стоит у власти.   В этих дворцах и температура соответствующая, и снег, и горнолыжные трассы. На худой конец, есть снеговые пушки, что навеют снег, где его мало. А уж когда совсем станет невмоготу, химия нас спасёт. Давно придумали пластиковые покрытия на трамплинах и искусственный лёд на катках.
Вот, только детишек лишили радости поиграть в снежки или слепить снеговика. Нам звонят из Израиля, можно ли привезти внуков посмотреть и пощупать снег. Они слышали, что в Германии снежные заносы. Было такое дело, но это в северных районах, а наш регион окружён горами и они приостановили эти большие снега. Можно, конечно, и у нас  найти снег если пройти по двум улицам, то в теневых местах ведёрко наскребёте.
Но, грех обижаться на бесснежье, каждый год я нахожу возможность хоть несколько раз походить на лыжах. А уж если мечта прижмёт, то не так далеко под Чехией есть горнолыжный курорт Oderwiesenthal. Жаль, Шумахер меня огорчил – такой мастер и то поломался. А мне свои старые кости ломать как-то не вдохновляет. За 4 часа катания на этих горнолыжных трассах раза два снегоход забирал пострадавших.
На безобидных Карпатах я и то умудрился сломать ключицу. Так то было в мои 40 лет. Однако это меня не остановило. Мы с приятелем Алексеем Котовым пару раз посетили Карпаты и загорелись… построить подъёмник в самом Бердичеве. Тогда уже не будет: «Поезд тихо ехать на Бердичев». Он будет, как шахматный Нью-Васильков в мечтах О. Бендера, - горнолыжным курортом.
Открыть заказ на такое мероприятие не так-то и просто. Я воспользовался своими депутатскими полномочиями  и убедил чиновников в «белом доме» открыть заказ. Они знали, что я мог публично выступить, что они зажимают спорт, а это не входило в их карьерный рост. Тем более, наши планы  строились не на пустом месте, были задействованы такие силы, как главный конструктор  и пару других спецов высоких рангов.
 Я даже нашёл майора из депутатов, который обещал дать бульдозер для расчистки неровностей на будущей горнолыжной трассе. Но возникла другая проблема. Вся эта Красная горка относится к ведомству военных, и никто нам не позволит вести там какие либо работы или аттракционы. Ну, если только    военных чиновников, начиная от начальника бердичевского гарнизона, и в военном ведомстве обильно одарить. Да и не забыть упитанных пареньков с красными лампасами.
Мечта лопнула, как мыльный. 
Германия снегами нас не балует, но сегодня я увидел на термометре -9 и сердце ёкнуло. Несколько дней снег не выпадал, и кроны деревьев стоят голые. Да и дорожки люди успели протоптать, даже там где была лыжня.
Снег шёл несколько дней, но я ждал, чтобы морозик был хотя бы – 3-4.
Я люблю, когда лыжня прорезает, как ледокол свежий снег, и он приятно поскрипывает. Каждый раз окинешь взором  украшенные снегом или инеем деревья, и внутри что-то замирает. От тишины лес звенит какими-то невидимыми волнами.
Но тишину вдруг разрывает барабанная дробь дятла. Где-нигде спорхнёт с ветки птица, выдавая своё присутствие обвалившим снегом. Эти птички перезимуют здесь, Бог их не наделил способностью к длительному перелёту. Как писал Н.В. Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра», а уж через моря и океаны тем более.
Лес хорош зимой ещё тем, что самые обычные предметы – поваленное дерево, кучи строительного материала или обычная скамейка совершенно по- другому смотрятся под снежным покровом. Лапники елей под тяжестью снега оттягиваются вниз, а молодые побеги на вершине сосен удерживают порцию снега в своей чаше, как пирожное. А когда Солнце ещё не поднялось, голубые тени от деревьев подчёркивают белизну снега. У нас дома висит фотография 50 на 70 этого зимнего чуда. На фоне теней от деревьев серебром поблёскивают на солнце снежинки. Я сделал фотографии и летнего, и осеннего пейзажей, и даже цветущую ветвь черешни. Всё это уже много лет украшает стены нашей квартиры.
 Нередко на снегу видны следы зверей. Ведь летом этого не увидишь, если только опытному охотнику удастся. Вот след от копытца оленя, а там видимо заяц пробежал. Я не следопыт, но собака ведь не побежит в глубь леса по глубокому снегу. Дорогу пересекает цепочка мелких следов то ли мышки, то ли ещё какого малыша. Говорят, что с милым и в шалаше рай. Я набрёл на несколько вариантов этого рая. Показал фотографии жене, но её не вдохновили эти убогие строения. Когда- то после дневного похода дочка мне заявила: «Я пойду с тобой куда угодно, но вечером мне нужен душ и чистая постель». Видимо, не правильно я воспитал дочку. Моим девчатам этот лесной рай не по душе.
Приятно наблюдать, как собаки тоже радуются снегу, а кошки почему-то возмущаются, особенно молодые, которые снега не видели. Малорослые собачки тоже «страдают», они по брюхо проваливаются в снег, перебирая своими тоненькими лапками. Комично видеть на них одёжки разных фасонов.
Всегда всплывают в памяти гениальные строчки А. Пушкина: «Мороз и Солнце – день чудесный!» Или: «Там на невиданных дорожках следы невидимых зверей».
Хотелось бы и избушку увидеть, что на курьих ножках.
А следы на снегу завораживают. Ведь и летом бегает по лесу зверьё, но следов не видно, как я уже писал, разве только специалисту – следопыту и охотнику.
Меня радует, когда на деревьях висят кормушки для птиц или просто подвешенные на ветвях морковь или яблоки. Я тоже этим благим делом занимаюсь, но только у себя на даче или во дворе дома.
На черешне я укрепил два скворечника и они редко когда пустуют.
А в прошлом году ко мне привязалась маленькая птичка. Наверное, она тоже родилась в моём скворечнике и знает меня с детства. Сижу я на лавочке под черешней, а она подлетит, оттолкнётся от моего колена и улетает. Даже когда я прилёг в домике на диване, она залетела, оттолкнулась от моей груди и унеслась. Вот, такая странная птичья любовь у этой пичужки.
О птичке я упомянул к слову, и к снегам она отношение не имеет. Но, возможно она весной вернётся и мы продолжим нашу загадочную дружбу.