О теодицее

Евгений Терещенко
Добро и зло – субъективные оценочные категории и можно утверждать, что зло, которое мы претерпеваем в жизни, в конечном итоге ведет к нашему благу, т.е. добру. Вопрос теодицеи (оправдания Бога) связан для меня, поэтому, не с существованием зла, а с существованием страданий. Многие страдания, которым подвергаются на земле живые существа, в первую очередь, люди и животные, ужасны. Они могут быть настолько ужасны и мучительны, что о них лучше не вспоминать, и я не буду этого делать.

Возникает вопрос: как любящий и справедливый Бог, а именно таким мы Его себе представляем, допускает нестерпимые страдания живых существ, иногда настолько нестерпимые, что они предпочитают покончить с собой? Чаще всего ответ на этот вопрос связывают с идеей реинкарнации, согласно которой, люди (и животные?) страдают, расплачиваясь за преступления, совершенные в предыдущей жизни. Малоубедительное объяснение. Мне кажется, если человек страдает, он должен знать, за что страдает и почему ему выпало на долю именно такое страдание. В противном случае его мучения бесполезны и бессмысленны.

Иногда необходимость страданий объясняется загробным «райским» блаженством, которым вознаграждается человек за перенесенные испытания, или его наказанием за совершенные в земной жизни грехи. Тоже неубедительное объяснение. Мне кажется, не мешало бы спросить самого человека (каждого!), согласен ли он купить «райское» блаженство любой ценой, а также дать ему возможность «взглянуть» на это блаженство, хотя бы одним глазком. Лично я предпочел бы дожить оставшееся мне время в покое и здоровье и уснуть навеки, чем «покупать» непонятное будущее блаженство ценой непереносимых мучений. Что же до наказания за преступление, то оно должно соответствовать самому преступлению, тот, кто пытает, сам должен подвергнуться пыткам, тот, кто насилует, сам должен подвергнуться насилию, и так далее. В жизни, как правило, мы не видим соответствия между мучениями преступника и мучениями его жертв. Поэтому, с таким объяснением страданий тоже трудно согласиться.

На мой взгляд, существует одна единственная возможность теодицеи, одно единственное, более или менее убедительное, объяснение существующих в мире страданий живых существ. Это объяснение заключается в отрицании самой реальности этих существ. То есть, мы можем утверждать, что индивидуальные существа, души, обладают лишь эмпирической, иллюзорной реальностью, но не обладают метафизической, истинной реальностью. Другими словами, «я индивидуальное» не есть субстанция, существующая отдельно от своего Высшего Источника, Бога, оно есть явление последнего в веществе, времени, пространстве.

Дело не обстоит таким образом, что Бог творит индивидуальные существа, души, а они затем наслаждаются жизнью или страдают. Все наоборот, наслаждение и страдание творят «я индивидуальное», они метафизически первичны по отношению к нему. Если мы скажем, что какой-то человек или кошка страдает, такое утверждение будет ошибочным, с метафизической точки зрения. Если мы скажем, что Бог, проявляющийся в каком-то человеке или кошке, страдает, мы приблизимся к истине, хотя и такое утверждение будет не совсем точным. На самом деле, сначала существуют наслаждение и страдание (пучок вибраций), которые возникают в поле сознания Высшего Начала, Бога, локализуясь в определенных местах, точках. Что же это за точки? Не знаю. Здесь в полный рост встает вопрос об объекте, о том, что представляют собой материальные тела с метафизической точки зрения, а этот вопрос слишком сложен для человеческого ума. Недаром Л.Толстой писал: «Материя для меня самое непонятное». Когда-то я попытался ответить на вопрос о материи ("Существует ли материя?" папка "Философия"), но в данной работе я лишь констатирую – оправдание Бога, теодицея, возможна лишь при отрицании метафизической реальности индивидуальных живых существ. И если мы верим в существование Бога и, одновременно, не хотим видеть в Нем равнодушное Существо, безразличное к царящим в мире страданиям, то должны прийти к этому отрицанию.