Магия пражских парков

Надежда Горина -Гид Чехия
     В каждой культуре поэты воспевали сады, как земной рай, отличающийся от всего окружающего мира, созданного людьми.

     Пражские парки всегда вызывали искренний интерес. Их изучали с точки зрения архитектурной, урбанистической и ботанической. А в 20-ом столетии и экологической. Но самый важный аспект всегда оставался за кадром - психологический и духовный. А ведь именно это и есть самое важное, чем обладают парки.

    В древних Китае, Индии, Месопотамии и Египте, парк всегда был неделимой частью дворцов и домов. Был неким духовным оазисом, местом отдыха и гармонизации, медитации и душевных разговоров. Парки были местом покоя и уединения. Их размещали во внутреннем дворе. Обязательным атрибутом был центральный бассейн, маленькое озерцо, иногда фонтан.

     Вокруг бассейна, в соответствии с религиозно-магическим правилами высаживали деревья, кусты и цветы. Подобные внутренние дворики послужили моделью для будущих монастырских райских двориков.

    Парки и сады с прадавних времен почитаются магическими местами. Важно понять очень важное различие между храмами и парками. Храм изначально предназначен для проведения культовых обрядов, ритуалов, молитв. Обращение к Богу через священнослужителей. В храме Бог обрушивается на верующего всей своей мощью. Требует покорности, вскормленной страхом перед наказанием.

     В парке, и совсем не важно, где он находится: при храме, в монастыре или дворце, все происходит совершенно иначе. Человек в парк вступает расслабленным. На него не давят никакие авторитеты, не существуют обряды и ритуалы. Человек готов к открытому диалогу с Богом и самим собой. И в этом главное различие - духовный рост не под давлением, а как свобода выбора.

     Храм - место общения с Богом посредством ритуалов и ограничений. Парк - место индивидуального духовного роста, как высшей формы существования. Обретение гармонии и единения с мирозданием.