4. Шифровка на диске. По поводу чтения

Александр Черенков
               
Казалось бы, чего проще. Диск найден на Крите. Должен соответствовать критскому иероглифическому письму. Однако сравнение «обычных» рисуночных знаков Крита со знаками диска показывает, что между ними нет ничего общего. Кроме того, знаки диска не похожи на знаки других иероглифических письменностей мира с древнейших времён до наших дней. Не будем заниматься перечислением всех этих образцов письменностей мира, которым не соответствуют знаки диска.

Таким образом, только одна «НЕПОХОЖЕСТЬ» ДЕЛАЕТ «ДИСК ИЗ ФЕСТА» УНИКАЛЬНЫМ ПАМЯТНИКОМ ПИСЬМЕННОСТИ ПЛАНЕТЫ.
 
В силу того, что поиски на планете аналогов диску по характеру иероглифики  не дали результатов, у исследователей возникло соображение, что диск доставлен на остров, а не изготовлен там (удивительная догадливость). Это предположение подтвердилось отсутствием на острове соответствующего сорта глины.

По этому признаку были найдены различные «адреса»: Малая Азия, ряд островов Эгеиды, Палестина, Северная Африка, Греция и даже Новый Свет. Как всегда всё закончилось легендарной Атлантидой Платона. Конечно, она сняла сразу все вопросы без получения ответов.

Тогда решили, что загадка будет разгадана, если текст диска будет так или иначе прочитан…

Отсутствие аналогов, казалось бы, должно было насторожить исследователей-дешифровщиков.

Однако отчётливый рисуночный характер знаков и отсутствие значительных затруднений в их сопоставлении с конкретными предметами, вселяли определённые надежды по разрешимости этой задачи, хотя бы по смыслу.

Диск стали «читать» по-гречески, по-хеттски, на семитских языках, даже на языке жителей Пиренейских гор – басков, на славянских языках и т.д. и т.п.

Диск стали трактовать: как хвалебную песнь в честь Миноса - царя Крита; как посвящение богам; как победный гимн; как календарь; как клятву верности царю Миносу и, конечно, наконец, как послание, повествующее о гибели Атлантиды. «Читатели» не переводятся и в наши дни…

При этом все как-то забыли положение, сформулированное ещё в начале прошлого века нашим выдающимся языковедом Л.В. Щерба (1880-1944, академик АН СССР): подчинение абстрактной знаковой структуры законам языка создаёт видимость смысла.

Это положение он проиллюстрировал известной всему миру «фразой»: «Глокая куздра бодлонула бокра и кудлачит бокрёнка».

Этот частный аспект языкознания позже был развит Г. Сомовым и автором в приложении к любым абстрактным композициям (см. Г. Сомов, А. Черенков, «Возможный путь изучения композиции», «Техническая эстетика», №9, 1969, сс. 9-11).
 
Он может быть назван – «закон иллюзорности человеческого сознания». В статье он звучит: «очистив композицию от видимого переводимого смысла, мы никогда не сможем очистить её от привносимого содержания». В данном случае и очищать не нужно, а привнесений сколько угодно. Именно в этом русле и осуществляются все попытки «прочтения» диска.

В качестве примера можно дать начало «перевода» английского исследователя диска С. Гордона:

«Бог, шагающий на крыльях, по бездыханной тропе, звезда-каратель, пенистая пучина вод, псо-рыба, каратель на ползучем цветке, бог-каратель лошадиной шкуры, пес, взбирающийся по тропе, пес, лапой осушающий винный мех…».
 
У вас не создается впечатление, что это похоже на «глокую куздру»?
Тем не менее, безуспешные попытки прочтения продолжаются, формируя целую библиотеку неудач…

 Кроме указанных смысловых закономерностей, существует ещё и математический закон, выведенный Клодом Шенноном (1916-2001, титул - «отец информационного века», инженер, крипто-аналитик и математик). Он работал в специальном ведомстве США, занимаясь дешифровкой секретных донесений.  Он вывел закон под названием: «Расстояние единственности».

В его работе «Теория связи в секретных системах» - это минимальный  объём текста, который обеспечивает возможность однозначного решения задачи дешифровки сообщения. Например, для английского языка – это тридцать знаков. Эти цифры он получил для разных языков с различной письменностью: алфавитных, слоговых, логографических и других. При этом он показал, что для слоговых «расстояние единственности»: 300-500 знаков, для логограмм – тысячи (5000-8000) и так далее. Тем самым он выявил общую тенденцию.

Отсюда следует однозначный вывод: 241 знаки диска лежат вне  «расстояния единственности» для подобного рода письменностей. Проще – знаков слишком мало для дешифровки.

Ко всему прочему диск является очевидной криптограммой потому, что в противном случае использовалась бы обычная техника письма на глиняных табличках, а не изготавливались бы специальные литеры-штампы. Если учесть эти предположения, невозможная задача реального «чтения» многократно усложняется.
 
Известный исследователь письменностей народов мира Иоганнес Фридрих, которому принадлежит известная книга «История письма» (М.,1979, с.89) сделал следующий вывод: «Фестский диск являет собой пока что единственный в своем роде пример исчезнувшей письменности, ясный в отношении  пластической формы знаков и поэтому привлекающий к себе внимание, практически же ничего не дающий для истории письма».

Надо сказать, что на нашей планете это не единственный памятник         письменности, существующий в нерасшифрованном виде. Наряду с диском ждут своей очереди: дощечки «ронго-ронго» (о. Пасхи); Голубиная, или Каменная книга; шифр, нанесенный на семь китайских золотых слитков; и другие письменные загадки планеты. Удача ждёт любознательных!