Уроки Исаакия. Сакральное пространство

Николай Старорусский
Созижду Церковь мою,
и врата адовы не одолеют ей
            (Матфея 16, 18)
         



На этой неделе состоялся второй суд касательно возможной аренды церковью Исаакиевского собора.  По словам СМИ, на него были вызваны, кроме сторон,  губернатор,  Церковь (?) и Министерство культуры.   Однако суд завершился без состязания сторон,  поскольку вышестоящий суд утвердил решение первого – в иске отказать, так как составление планов освобождения собора-музея не мешает доступу к нему.    Энергичные депутаты уже предприняли новые шаги.

При любом исходе спора, на мой взгляд, обе стороны останутся проигравшими.  Причем  уровень дискуссии и аргументы сторон обнажают много разных вопросов, не только связанных с собором.  Оставим в стороне очевидные интересы: сотрудников музея,  политически активных депутатов, их обиды, возможно, справедливой, на саму процедуру, итд.   Или вот РПЦ авансом обвиняют одновременно в том, что она будет брать деньги на ремонт у государства и оставлять себе какие-то доходы…

Что поражает во всей ситуации?  Речь идет о перестановке колышков межевания – то ли внутри собора их ставить, то ли снаружи…  Или о перемещении денег со счета на другой… Или о том, как хорошо и удобно пользоваться территорией совместно – ну как в конторе со многими офисами или в спортивном зале с арендой по часам…  Как вариант – приведенное в СМИ письмо Союза музеев, подписанное директором Эрмитажа: «не все ли равно, кто владеет собственностью» (замечу, что она бы и осталась в прежнем владении).

Парадоксально, но только  в радиопередаче КПРФ я случайно услышал от одного из участников: он понимает, чувства православных верующих, для которых храм – сакральное пространство, не терпящее посторонних вторжений.  (Правда, ему пришлось оговориться, что это – частное мнение).

Именно отсюда нужно начинать, определяя свою позицию. Действительно, православный храм с момента освящения становится выделенным пространством, где невозможны другие действия и применения, скажем, концерты или выставки.  (Укрытие людей в храме во время гонений или стихийного бедствия вписывается в понятие служения).   Эта выделенность сохраняется даже после прекращения служб в храме или его разрушения.  (В иных конфессиях есть и другие взгляды:  после ухода молящихся остается лишь пустая коробка здания).

Отсюда вытекает идеальная максима: православный храм может и должен быть храмом, и ничем больше.   «Дом Мой домом молитвы наречется» (Исайи 56,7; Матфея 21,13). Собственно, именно это и значится на фронтоне собора.

Но в реальной жизни, разумеется, приходится учитывать и предысторию.


КРАТКАЯ СПРАВКА.  Нынешний Исаакий – четвертый из постепенно увеличивающихся соборов на этом месте; построен Монферраном в 1818-1858 гг. и освящен в год завершения.  Петр Первый родился в день памяти св. Исаакия и особенно его почитал.  Как пишут, собор числился по одному из министерств и  приходским не являлся.  Вероятно, по особым дням совершались торжественные архиерейские службы.

Теперешняя экспозиция в основном перенесена из музея истории Ленинграда, начиная с 1963 года. Самостоятельный музейный статус приобрел в 1983 г.

Впрочем, для экскурсионного посещения он был открыт и ранее. Помню свой визит в начале пятидесятых: практически пустое помещение, из-под купола – трос с маятником Фуко – шаром с острием, чертящем на песке.
Из-за вращения Земли оно постепенно зачерчивало весь круг.   Еще в 1955 году взрослых пускали на самый верх собора – мои родные махали платком с балкончнка вокруг часовенки  на вершине большого купола.


Возвращаясь в сегодня – полагаю, напрасно поспешили с приходскими ежедневными службами.    «Вход в музей платный, но если человек скажет, что идет поставить свечку – пропустим бесплатно», - как говорит директор собора (да, в СМИ и такое было).  А сторонний наблюдатель видит, что и так все в порядке и подсчитывает, сколько сотен служб в год проводят (с подтекстом – а им все мало).

Да, в начале девяностых приснопамятный Владыка Иоанн разрешал служить и при еще невывезенных экспонатах прежних владельцев (иногда весьма своеобразных), и смещать вечернюю службу на более раннее время (если прежние хозяева отключали свет). Но – после вынесенного решения.

Отвлекаясь от частного, нельзя не заметить с тревогой, что  многие старания последнего времени «приблизить церковь к народу» приводят не к возвышению образа мыслей «народа», а, напротив, к снижению образа церкви в глазах внешних, к утрате ощущения грани между сакральным и профанным.   И не подходит здесь инославный опыт.

Разве можно представить себе хотя бы в недавнем прошлом, что толпа активистов сорвет богослужение в соборе?  Уж не говорю о трагианекдотических лозунгах в духе «РПЦ, руки прочь от храма», стояниях на коленях с чтением конституции (видимо, об отделении церкви от храмов), охотно подхватываемого «богу не нужна недвижимость»…Увы, в наши «флешмобные» времена с логикой не очень… впрочем, и с культурой тоже.  Но след в памяти, притом отрицательный, остается у многих… И многих соблазняет участвовать «во благом деле», не понимая сути.

Неясны и официальные перспективы . Буквально рядом утверждается: 1) все экспонаты могут быть перенесены в готовые помещения, в прежнее ведение музея истории СПб;  2) деятельность музея в соборе продолжится.  Да и вход на колоннаду тоже изнутри – ее-то не перенесешь  и вряд ли закроешь.

Возможно, в реальной ситуации лучше вернуться к практике служб только по торжественным дням – при закрытом музее.  Иначе есть опасность, после судов, референдумов и тому подобного дойти до обсуждения на ТВ – кому принадлежит баня… Правда, еще трудно представить, что все заинтересованные стороны согласятся участвовать – но кто знает?  вот уже есть ведь «гастролирующие монахи».

И последнее – last but not least.  В обиходе слово «церковь» может означать и храм, и священноначалие, и церковную администрацию. Но исходное, главное значение – собор верующих всех времен и народов.  С Церковью в этом высшем смысле, несмотря на возможные нестроения «здесь и сейчас», ничего плохого не может случиться, по обетованию Спасителю, вынесенному в эпиграф (ц.-сл.).  Напомню попутно, что Он же – бессменный Глава Церкви.

Всякие сомнения и недоразумения возникают, если не брать во внимание принципиальное отличие Церкви от любых других объединений и сообществ .  В древности это хорошо понимали -  http://www.proza.ru/2011/01/20/385


Фото из Яндекса  -  runivers.com