Таинственная книга жизни

Ангелина Кныш
Удивительный и загадочный раздел Евангелия – Откровение. Написано в нем: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (Откр. 1:3) и еще: «Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде» (Откр. 22:19).

Это значит, что, несмотря на рекомендации некоторых богословов поменьше читать этот раздел Евангелия из-за неоднозначности толкования некоторых его положений, читать и пытаться понять Откровение необходимо. Там ведь сказано о будущей вечной жизни, иметь представление и готовиться к которой нужно заранее.

Пребывая в долговременных размышлениях о том, кто и по какому принципу попадает в «стадо Христово», однажды довелось преткнуться на таком вопросе: «Как соотносятся между собой такие понятия, как «запись в книге жизни», или «печать Божья на чело», и воздушные мытарства? Не исключает ли одно другого?

Прочитанное под этим углом зрения Откровение дает интересную пищу для размышления.
Там сказано, что после всех действительно ужасных событий Страшного суда на землю снизойдет новый Иерусалим, в котором люди будут обитать вместе с Богом и где не будет смерти, болезней, плача и прочих бед (Откр. 21:2-4).

Вот только что это за люди?  Читаем дальше: «И не войдет в него (новый Иерусалим) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а ТОЛЬКО ТЕ, которые написаны у Агнца в КНИГЕ ЖИЗНИ» (Откр. 21:27).
 
Ну, хорошо, возможно, самые достойные и записанные в книге жизни святые будут обитать, так сказать, «в столице рая», новом Иерусалиме. Но, может быть, менее заслуженным, но тоже благочестивым людям, найдется место в обителях ВОКРУГ нового Иерусалима?

Увы, надежды на это нет, поскольку дальше читаем: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в ГОРОД воротами. А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:14-15).

Таким образом, рай будет ограничен стенами нового Иерусалима, и войдут в него лишь те, кто записан в книге жизни. Что о ней говорится в Евангелии?
 
Оказывается, судить людей на Страшном суде Бог будет по нескольким книгам, одна из которых – книга жизни: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и ИНАЯ КНИГА раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20:12). «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15).

То есть, в иных, кроме книги жизни, книгах записаны все дела (добрые и злые) людей, которые служат основанием для вынесения негативного приговора. Спасительный же вердикт выносится лишь тем, кто ЗАНЕСЕН В КНИГУ ЖИЗНИ.

КОГДА же происходит это судьбоносное занесение в книгу жизни? Вопреки всякой логике, есть много оснований полагать, что это решение выносится если не изначально от сотворения мира, то еще при земной жизни человека, а не на самом Страшном суде.

Читаем о событиях, предшествовавших Страшному суду: «…и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира» (Откр.17:8). «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, … а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9:4).
 
Как известно, Иисус Христос сообщил своим ученикам ЕЩЕ ПРИ ИХ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ радостную для них весть: «Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).

То есть, думается, что те, кому это предназначено, от начала времен внесены в книгу жизни. Это о них говорил Христос в притче о талантах: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29). Ангел-хранитель будет ограждать их по жизни от многих грехопадений, но проблема в том, что до своей смерти они знать о своей избранности, в отличие от апостолов Христа, не будут.

Тем же, кто изначально не внесен в книгу жизни, придется приложить немало собственных усилий, чтобы в результате благочестивой жизни получить печать Божью на чело.

В народе, кстати, замечено, что Бог часто (досрочно по земным меркам) призывает к себе ЛУЧШИХ, а также многих малых детей – смысл состоит в том, чтобы эти люди не успели погрязнуть на земле в грехах, поскольку им «на роду написано» пребывать в Царствии Небесном. Это должно служить немалым утешением матерям, потерявшим детей.

Но бывает и так, что человек в процессе жизни может достичь еще больших духовных высот. Тогда он продолжает жить долго. И наоборот, человек, не занесенный в книгу жизни, но подававший надежды на покаяние и очищение, вдруг по собственной воле постепенно становится убежденным безбожником и получает печать, или «начертание зверя» на чело.
 
Священники говорят, что Бог призывает к себе душу человека в тот момент, когда он либо уже достиг пика своего духовного роста на земле, либо когда уже совершенно безнадежен в плане исправления.

А что же тогда воздушные мытарства? Ведь запечатленные в книге жизни их не проходят? Действительно, воздушные мытарства предназначены для «спорных» грешников (самые отъявленные грешники идут прямо в ад, а праведники – в рай). Кто и что им может помочь?
 
Помочь им может, как ни банально это звучит, соблюдение заповедей и молитва – собственная при жизни и ближних (особенно благочестивых) после кончины. В церковных молитвенниках немало молитв, где есть обращенные к святым слова: «Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств», то есть, получить при жизни печать Божью на чело. В Евангелии сказано: «Многое может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

 Давно замечено также, что молящийся о самом себе гораздо реже достигает желаемого, чем молящийся о ближнем – так действует духовный закон («приобретаем лишь тогда, когда отдаем»).

К сожалению, никто при жизни не может достоверно знать, что его имя внесено в книгу жизни. И трагизм ситуации заключается в том, что большинство людей на своем веку целиком и полностью уходят в суету мирских дел, наращивая грехи и теряя драгоценное время, предназначенное для спасения души. А после смерти сможет ли кто-то надеяться, что некий праведник вымолит его душу от неминуемой погибели? Увы, такая надежда весьма призрачна…

Каждый сам за себя, без всяких «звонков», блата и спасительной «соломки» будет давать ответ перед Богом, и наша бездеятельность в этом плане во время земной жизни действительно преступна.