Таможенный союз и ЕАЭС

Лев Ольшанский
Продолжение.
Начало см.
http://www.proza.ru/2017/03/11/1150

На фото:
Герб (справа) и флаг ЕАЭС


Дабы избежать экономической зависимости и диктата со стороны более сильных государств, Россия, Беларусь и Казахстан в 2007 г. образовали Таможенный Союз (ТС), который в 2014 г. был преобразован в Евразийский экономический союз – ЕАЭС; позднее в него вошли Армения (2014 г.) и Кыргызстан (2015 г.).

Образование экономического союза наглядно свидетельствует о том, что бывшие республики СССР стремятся к восстановлению ранее существовавших хозяйственных и технологических связей с учётом новых политических и экономических реалий.

Пример таких устойчивых международных организаций, как НАТО и Евросоюз сплочённого западного мира привёл к образованию аналогичного полюса силы на Востоке. Создавая ЕАЭС, Россия стремится стать центром таких сил; союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Евразийский экономический союз как международная организация региональной экономической интеграции был учреждён 29 мая 2014 года. Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в действие с 1 января 2015 года, то есть, это молодая организация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Однако пока всё это в перспективе. На данный момент стоит более скромная задача — обеспечить более тесное торговое сотрудничество стран-членов.

Примерно две трети взаимного товарооборота ЕАЭС осуществляется в рублях, 1,5% товарооборота – в национальных валютах других стран союза, 31% – в долларах и евро.

Внутри ЕАЭС для всех стран-членов Союза Российская Федерация является основным, почти исключительным торговым партнёром. Особенно для Беларуси, для неё доля России превышает 96% и только около 4% оборота приходится на остальные члены Союза.

Все четыре страны-члена ЕАЭС сориентированы на Россию и между собой взаимодействуют мало.

Для России основными партнёрами внутри союза являются Беларусь, на которую приходится 57% всего объёма товарооборота в рамках ЕАЭС, и Казахстан (36%).

В Беларусь Россия поставляет в больших объёмах нефть, нефтепродукты и природный газ.
Встречные поставки белорусской стороной продукции сельского хозяйства, химической промышленности и машиностроения не в состоянии покрыть полностью жизненно необходимые белорусам закупки российских энергоносителей.

Одним из способов повышения сбалансированности российско-белорусской торговли является увеличение поставок продукции белорусского машиностроения (в 2015 году его доля составила 23,5% белорусского экспорта в Россию). Речь идёт о грузовых автомобилях, тракторах, дизельных двигателях, холодильниках, прицепах и т.д.

Увеличение поставок вполне возможно за счёт замещения закупок аналогичной продукции у западных поставщиков. Восстановление белорусского промышленного потенциала, который был создан ещё в советское время, позволило бы России более уверенно чувствовать себя в условиях, когда Запад постоянно угрожает ей экономическими санкциями.

Следует отметить, что пока ещё для всех стран-членов ЕАЭС торговля со странами, находящимися за пределами Союза, является более важной, чем торговля внутри ЕАЭС.

Так, объём торговли государств-членов ЕАЭС со странами, не входящими в экономический Союз, за три квартала 2016 года составил 361 млрд. долл., объём же внутренней торговли стран ЕАЭС достиг 29,5 млрд. долл. –  7,5% от всего объёма торговли пяти стран.

Россия ещё меньше ориентирована на стран-членов ЕАЭС, на них приходится 5,7% всего объёма торговли (внешней и внутренней) Российской Федерации. Более всего на ЕАЭС завязана Беларусь, для которой доля торговли внутри ЕАЭС в общем товарообороте составляет более 31%.

Основными торговыми партнёрами Беларуси являются:

Россия —  18,83 млрд. долл. (51% всего объёма внешней торговли),
Украина —  2,75             (7,5%),
Китай —    1,72             (4,7%),
Германия — 1,6              (4,3%),
Польша —   1,52             (4,1%).

В настоящее время для Российской Федерации ЕАЭС также не является основным направлением его торговли.

Структура внешнеторгового оборота России по группам стран за 2016 год:

ЕС — 42,8%
Страны АТЭС — 30,0%
Страны СНГ — 12,1%

Доля отдельных стран во внешнеторговом обороте Российской Федерации за три квартала 2016 года (млрд.долл./ проценты к общему товарообороту):

Всего — 331,2 / 100

Китай — 46,6 / 14,1

Германия  — 28,7 / 8,7

Нидерланды — 23,3 / 7,0

США — 14,3 / 4,3

Италия — 14,2 / 4,3

Страны — ЕАЭС 27,8 / 8,4

Белоруссия — 16,9 / 5,1

Казахстан — 9,1 / 2,7

Киргизия — 0,9 / 0,3

Армения — 0,9 / 0,3


Как видно из таблицы, товарооборот России с Китаем намного превышает совокупный товарооборот России внутри ЕАЭС. А совокупная доля стран ЕАЭС в товарообороте РФ сопоставима с долей таких стран, как Германия или небольшая Голландия.

В товарной структуре взаимной торговли государств-членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают:

— минеральные продукты (33,4% объема взаимной торговли), из которых 81,7% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация%;
— машины, оборудование и транспортные средства (16,4%), из которых 60,0% поставляет Россия и 37,1% – Беларусь;
— продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (15,5%), из которых 54,8% поставляет Беларусь и 34,0% – Россия;
— металлы и изделия из них (10,6%), из которых 67,2% поставляет Россия.

В связи с падением курса рубля объём взаимной торговли в 2015 г. снизился в сравнении с 2014 г. на 26% и составил 45,4 млрд долл.
Но в физических величинах объём увеличился и в рублёвом эквиваленте вырос на 18%.

Снижение объёмов торговли происходило и в 2016 г., что вызвано, в первую очередь, падением курса рубля. Общий уровень внутреннего товарооборота ЕАЭС за три квартала 2016 г. упал на 14% по отношению к товарообороту за три соответствующих квартала прошлого года.

Примечательно, что внутрисоюзная торговля оказалась менее подверженной всем тем факторам, которые вызвали падение внешнеторговых операций стран Союза. Сокращение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7% по итогам 2014 года до 13,5% по итогам 2015 года.

Влияние недавних санкций наглядно показало, что Запад сплочён, достаточно силён и способен отстаивать свои интересы, и при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. 

Для того, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы, необходима большая работа и расширение организации. Для успешного экономического развития необходим ёмкий внутренний рынок, поэтому весьма желательно привлечение в ЕАЭС новых государств-участников с достаточно сильной экономикой.

К сожалению, товарооборот между Украиной и РФ резкое сократился после того, как Киев с 1 января 2016 года получил особый режим торговли со странами ЕС (что лишило Украину преференций в торговле с Россией). В 2013 году российско-украинская торговля была равна 40 млрд. долл. В 2016 году она может составить 8-10 млрд. долл. Такой обвал товарооборота могла бы частично компенсировать Беларусь, но пока такого замещающего эффекта статистика российско-белорусской торговли не зафиксировала.

Зато Молдавия выражает желание стать членом ЕАЭС уже в первой половине 2017 года. «3 апреля в Кишиневе мы подпишем рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕАЭС… чтобы наши товары вернулись на российский рынок, и не только российский, но и рынок стран ЕАЭС», — заявил президент Молдовы Игорь Додон в Москве.

Между странами-участницами ЕАЭС немало противоречий; каждая сторона стремится добиться для себя каких-либо преимуществ, и жертвовать приходится чаще всего России, которая, пожалуй, более других заинтересована в сохранении и укреплении экономического союза.

«Заметное падение товарооборота на ЕАЗС выступило ушатом воды для всех сторонников интеграции. Сейчас видно, что цель союза - не экономическое благосостояние участников, а геополитические цели и, в первую очередь, геополитические цели России», - считает политический обозреватель П. Быковский.

По его словам, товароборот участников с Россией намного больше, чем товарооборот стран-участниц между собой. «Это указывает на сохранение отношений метрополии и колонии, — уверен Быковский. - Но в этой ситуации видно, что альтернативы торговли с Россией у этих стран пока не появилось».

Тем не менее, членство в союзе приносит выгоду всем без исключениям государствам-участникам ЕАЭС, поскольку их предприятия имеют преимущества на внутреннем рынке вследствие упрощения движения товаров, уменьшения числа административных процедур, улучшения конкурентных условий.


Продолжение см. http://www.proza.ru/2017/03/19/430


1. Некоторые итоги взаимной торговли стран-членов ЕАЭС в 2015 году
https://riss.ru/analitycs/34092/
2. Евразийский экономический союз. Рывка пока нет, а он очень нужен
3. Торговля в ЕАЭС. Статистика и заявления
http://www.lragir.am/index/rus/0/economy/l/50464
4. Товарооборот ЕАЭС снижался с первого дня его создания
http://news.21.by/economics/2016/12/07/1271342.html