История одной семьи

Николай Зарубин 2
История одной жизни
В последние годы историю страны и общества принято  пересматривать, переосмысливать и переписывать. Многие историки утверждают, что историю создает народ. Но народ часто рассматривается  как нечто эфемерное, существующее само по себе, без учета того, что народ – это прежде всего люди, миллионы отличных друг от друга личностей, имеющих свои желания, успехи и проблемы. Даже каждый член  одной семьи – своя история.
Родился я  до начала Великой Отечественной войны и в моей жизни было два периода: первый -  когда я и мои сверстники с нетерпением ждали первые прогалины  на горах, чтобы набить животы зеленью и радовались корочке черного хлеба,  когда писали на обрывках газет свекольными чернилами, когда учили школьные задания по учебнику «на троих» и второй: появились возможности поесть в ресторане, писать с помощью клавиатуры на компьютере и  самому провести олимпиаду для школьников области с помощью Интернет.
В жизни всей семьи тоже были трудные годы и годы радости. Прожитые годы позволяют историю рассматривать изнутри.
После отмены крепостного права крестьяне многих губерний пустились по миру искать «беловодье», лучшие земли..  Перемещаться можно было только по рекам. Так группа крестьян тамбовской губернии по Иртышу поднялась до устья Кабы и в долине по ее течению основала поселки Бобровка, Орловка, Сорвенок. В 1912 году там родился мой отец Павел Яковлевич Зарубин. В его метриках местом рождения указано село Сорвенок, Змеиногорского уезда, Томской губернии. В семье 5 детей, в том числе 3 сына. На Кабе места богаты лесом, рыбой и зверями, но мало мест, пригодных для сельского хозяйства. Потому семьей перебираются в село Черновая Катон-Карагайского района .Село расположено на пригорке и воды для полива огородов было мало.  Яков Матвеевич организовал  сельчан и лопатами и кирками подняли русло реки, прорыли канаву, которой жители Черновой пользуются до сих пор. В конце канавы, где вода с высоты падает снова в речку, построили мельницу, за которую в 30-е годы семья была объявлена кулаками и выслана. После репрессии вернулись только Прасковья Ивановна (моя бабушка, рядом с гармонистом),, мой отец Павел Яковлевич, (крайний слева), дядя Саша  (стоит во втором ряду) и тетя Таня (в первом ряду).  Все остальные похоронены в разных местах по дороге.
Работу отец нашел в селе Черемошка,  председатель колхоза Кульчебай принял отца на работу кузнецом . В этом селе в 1937 году появился я, в 1939 – мой брат Петр. Мать Елизавета Матвеевна научилась читать и писать благодаря программе «ликбеза», отец освоил азы грамоты на фронте.
После возвращения с фронта, пользуясь правом солдата, отец перевез семью в районный центр в маленькую избушку на окраине села. За зиму подстроил еще комнату и семья начала расти. В 1949 году родилась сестра Нина, в 1953 – брат Михаил..
Отец работал слесарем, когда появились токарные станки освоил токарный станок и стал  токарем в совхозе Алтайский. Мать в том же совхозе в мастерской принимала и выдавала болты, гайки и инструмент для ремонта техники. После работы каждый день отец бежал в лес косить сено и готовить дрова. Какие то крохи добывали и мы: в заготовительную контору принимали  семена березы и ели, орехи, грибы и ягоды.
   Легче стало жить, когда я стал получать заработную плату учителя Печинской школы, брат -  учителя музыки Усть-Каменогорского музыкального училища. Отец до пенсионного возраста жил в Катоне, построив дом на берегу Катонки. На веранде оп поставил стол, за которым усаживалось до 20 человек. Петр обладал организаторскими талантами и летом привозил в гости певца Максимовича, горнолыжника Богдановича и многие группы туристов из Москвы, Ленинграда, Вильнюса, Риги были гостями этого дома. С одной из групп Петр проплыл по Катуни от Язевого озера до Устья Коксы и водным туризмом заразил всю семью. По Бухтарме мы несколько раз проплывали до Лесной Притани на связанных камерах от машин. От устья Согорной на плот садились и наши дети.
 Критикам «периода застоя» предлагаю подумать, как в  семье, где отец получает заработную плату слесаря, мать – подсобного рабочего, с такими доходами родителей все дети получили высшее образование. Я более 50 лет работал преподавателем Усть-Каменогорского педагогического института, доцент, брат Петр – заведовал кафедрой теории музыки института, член Союза композиторов Казахстана, сестра Нина- старший научный сотрудник научно-исследовательского института полупроводников в г. Томске, брат Михаил – полковник . Сравнение возможностей большинства жителей тех лет и современного общества не в пользу последних.
В 1958 году в Катон приехал в гости из Мариуполя дядя Александр Матвеевич с семьей, на фото он стоит во втором ряду рядом с отцом, в 1961 году праздновали серебряную свадьбу родителей , мою, и свадьбу брата. К сожалению следующий год принес только горе: в марте хоронили  мать отца, в мае – нашу мать, в июне – мать матери. На погосте села Катон лежат две бабушки, мать и отец матери.
Несколько слов о жизни в годаы войны. В селе оставались женщины, старики и дети. Основным, если не единственным продуктом питания,  была картошка. садить, полоть и копать которую обязаны были все, не взирая на возраст.  После уборки урожая собирали колоски, лесные ягоды. А с каким нетерпением ждали мы прогалины на горах, чтобы нарвать ревень, слизун, накапать саранки.  Тем не менее село кормило город, на фронт вязали носки и варежки, шили ушанки и тулупы. На маслозаводе в селе Печи готовили масло на экспорт. Научился вязать носки и я. Подростки копнили сено, кидали его на стог, малыши начиная с шестилеток возили копна на лошадях.  Без школьников сенокос в деревне  замирал. Даже когда я стал работать учителем в Печинской школе, занятия осенью в школе отменяли, чтобы не сорвать сеноуборочную компанию.
В селе Черемошка сеяли лен, который дергали, сушили, мяли и пряли. Отец смастерил ткацкий станок и бабушка ткала и шила нам штаны и рубашки. Даже в третий класс я ходил с торбочкой, которую сшила бабушка из самотканого полотна.
Критикующие  идеологию коммунистов не знают с каким упорством мы добивались, чтобы на рубашке появилась звездочка октябренка (чаще всего вырезанная из бумаги), как влажнели глаза подростков и их родителей, когда перед строем повязывали красные галстуки!!!  И коммунисты были разными. Так секретарь Катон-Карагайского райкома партии  Алексей Александрович Шарабарин в 60- е годы предлагал соединить Кабинскую часть Маркакольского  района с Катонским и основную деятельность посвятить туризму. Природа позволяла это. В те годы сборная Казахской ССР по биатлону часто тренировалась в Катоне, в селе в 1954 году тренировались альпинисты и после тренировок покорили пик, который  назвали пик Ушанова.
К сожалению даже получивший статус заповедника район не пользуется популярностью у туристов.
Переписывая историю не надо все красить одной краской. Во все времена были правители и жили живые простые люди