Драматическая Пастораль

Галина Щекина
О  сборнике  О.Кузнецовой  «Пастораль»
В  этом  сборнике поместились многие драмы современного мира,  мира, в  котором страшно жить, каждую  минуту случается  что-то ужасное. История про Онуфрия, спасссшего человека от верной смерти, никак не благостна. Вроде бы опытный  человек, герой  рассказа  -тонет в  ледяной реке по причине  сдувшейся  лодки. Спасается он, находясь уже  без сознания, светлая сила  Онуфрия ил что  другое - неизвестно. Героиня рассказа «Рыбачка» имеет  очень горестную  судьбу.  «Дом на  плоту – это вообще она  из  самых жутких историй – ребенок  калека, да  еще один  на плоту… «Мальчик  из рассказа  «На  другую  сторону» входит в ледяную  воду и автор бросает его в  этой бедственной  ситуации,  в контексте остальных рассказов   читатель  уже  предчувствует страшный  конец. И  ключевой рассказ «Пастораль», где  женщина  едва не стала  жертвой  насилия.  И  только один рассказ  по настроению совершенно контрастирует   «Солнечная белка». Он,  несмотряна  сжетный напряг, имеет  позтивный  финал и  создает уверенность – с героями больше ничегго н случится. Таким  образом,   выходит, что название  «Пстораль»  дано  с  иронией. Чья это заслуга  -  редактора или автора  - остается  загадкой. Но написано на обложке одно, а под обложкой  другое, ровно наоборот.
Что  еще  объединяет  такие разные  истории  между  собой? Жизненное  горе. И еще это  конечно  водная  среда! Многие действия, в половине случаев,  проихродят на  реке, и с каждой  новой сьтроаниицей  приходит ощущение  грозной  среды, коварной  и опасной. Поневоле читатель связывапет среду с человеческй  сутью. Если человек своими поступками  ухудшает мир, природа  его наказывает, как  подростка в  «Рыбачке», пьяницу  и лоботряса. Природы вообще  очень много в  прозе  Кузнецовой. Авто ее слышит как отдельного героя..
Природа как отдельный  герой в расскзе"Белка», в «Ветолетино дерево» -  она живет соей сожной  жизнью изависимо от  чкловека. И она  будет  жить всегда, когда не  буде  человека.       И мне жаль то ее такой  могучей  мало. Недаром  кто-то известный сказал что Ветолетино дерево –это символ русскрй живучести.
Герои Кузнецовоой   - женшины и подростки,люди очень  уязвимые и оциально незащищенные.   В  рассказе «На другую сторону». В «Рыбачке» - даже  Лена которая много старше  чем влюбленный в  нее  мальчик. В  «Доме на  плоту» В    «Закытии сезона» – обязательно кто-то молодой в общей  человеческой  массе. И  Ольга в  «Пасторали». И оба персонажа  «Белки».  И они как правило в  критичской  ситаии, как  бы  роверящей характер на  излом. Молодой  военный  Андрей в «Бане». Молоды  действующие  лица  в истории с аварией «Деть в середине  августа». Психологически персонажи не раскрыты, лишь намечены. Но  эмоциональное воздействие  сильное – за счет  ситуации. Всг казваются на рани  жизни и смерти, гибель слепая и  бессмыс ленная, случайная.На встрче с читателями  Кузнецрва рассказывала о выставке  Лавретьевой. Я  специальо пошла. Оказалось – перваый  этаж сплошь свинцовые тона  темный пасмурный  колорит. Солнечные  портреты  есть на  2  этаже  экспозиции      - перкликатся с  рассазом «Солнечная  белка».  И  сама рано умершая художница Лаврентьева  – она  тоже как персонаж  Кузнецорвой. В  качестве совета – аписать о ней, если еще не написано. Явное совпадеие  по  фазе.
Потому  что  мир  Кузнецовой  - мир  бессмысленных  смертей  и горя. Совриеменный  мир в ее прозе  узнается по бееззащитным  фигурам и печальным лицам. Наверно  это плач  по тем кто прожил жизнь короткую или  вообще не успел ничего прожить.

О языке. Да  это  живой  русский  зык, выразтеьный и  с особиной. Про него не скажешь, что он  переводной или усредненный. Описания не просто подробны  но даю  полную картну российской дествительности. Вот «Рамке для  подруги» -когда она ехала на малнькую станцию с плохим предчуствитем. Ткая  деталь как  долго тянущийся  белый  снег и  черный лес  - уже  пейзаж и настроеие. И то что человек орказался  под судом уже не  сулит никакого счстья этой  паре. Я  так прочитала: белизна – пустота, чкернота –траур. И еще о, язык,  скупой, лаконичный. Но  картинку  дает.
В «Сенокосе»  есть момент когда Михаил косу отбивает. Очень смачно описано. Знаике деталей  всегда уситиливает  достоврность текста. Из  Кузнецовой  вполне  можно набрапать  текстов на  книгу  вологодской школы, смотря кто будет обирать. В  данном  случае  издатель по  этому  пути не пошел.
))