Букет из сухой герани

Евгения Савера
начало: http://www.proza.ru/2017/03/19/1562

Архивное-эскизное СХШ 1982-1986

Этюд с сухим букетом и книгой. Сделан на каникулах, дома.

Задание на дом - натюрморт, пейзаж, зарисовки...

31.05.21

До сих пор этот этюд лежит в пачке других старых этюдов, в большой коробке из под обуви, пристроенной как раз для таких целей - сохранять частички прошлого. Картон уже растрескался по краям, кое-где масло впиталось в плохой грунт и просочилось на другую сторону. Но краски такие же яркие как и были.

Дом, где этюд лежит - совсем другой дом, не тот, в котором цвели герани на окошке, стоял черно-белый телевизор и плавно протекало мое детство. Но, мой новый дом имеет много отсылок и смысловых переходов, соединяющих разные времена. Сохраненные картины и рисунки в первую очередь...

Как хорошо иногда заглядывать в прошлое, рассматривать детали, которые уже забылись, но если увидеть их снова, то они рассказывают маленькие кусочки истории...

Сама герань - ее любила мама. Она ее выращивала, от нее и через нее привилась любовь к растениям и цветам. Хотя она порвала с моей отцовской линией, но не запрещала видеться с "отцовским родом" а там оказалась такая же любовь к растениям и цветам так, что получилось "усиление потока".  Если бы не тяга к искусству в чистом виде, ушла бы я работать в какой-нибудь ботанический сад)))...

Незатейливую хрустальную вазочку в которой стоит букет, мама получила в подарок с работы на юбилей.  Работала она всю жизнь добросовестно, характер был такой. Но, любовь к справедливости и нежелание заискивать перед начальством, мне кажется, уменьшили количество полученных ею "профсоюзных бонусов". Я раньше просто очень мало об этом задумывалась, а она редко жаловалась. Но теперь многое встает на свои места, как вообще, с возрастом многое встает на свои места...

Донышко хрустальной вазочки опирается на книгу. Собственно, моделью послужил альбом репродукций, который посвящался морской и речной флотской теме, назывался "Голубые дороги Родины" и был получен в подарок при выпуске из Детской художественной школы. Достала альбом и увидела, что с моделью обратилась достаточно вольно - обложку обобщила в серый цвет, а иллюстрацию очень уменьшила. Но, это она, та книга. Потому, что для меня это было важно.

Эпиграфом к изданию служили слова (Начальника отдела морских экспедиционных работ АН СССР, доктора географических наук, дважды Героя Советского Союза, контр-адмирала) И.Д. Папанина - (не могу удержаться, чтобы не вставить эту цитату, настолько изменились сейчас времена и общественная лексика) - "С каждым годом растут достижения нашего флота, работающего в содружестве с учеными. Атомоход "Арктика", достигший в свободном плавании Северного полюса, - это не только победа советских флотоводцев, но и одновременно победа наших судостроителей. Суда науки, плавающие в мировом океане, открывают все новые и новые тайны мироздания. И, наконец, транспортный флот, занимающий видное место в народном хозяйстве нашей страны, - все это достойно кисти художников, создающих художественную летопись достижений советского народа. Я ценю и приветствую труд живописцев, графиков и скульпторов, работающих на этом благородном поприще, и уверен, что книги об их произведениях будут достойно представлять советское изобразительное искусство, что очень важно для истории человечества"

И бодрое начало вступления от составителя - "Прочные дружеские и творческие связи установились между моряками, речниками и художниками... Художников всегда манили к себе водные просторы, богатство цветовых оттенков морской волны, разбушевавшаяся стихия во время шторма, прибои и отливы, тихие заводи рек, зеркальная поверхность глубоких озер. ... Море воспел Ф. И Тютчев: Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, весь как во сне, я потерян стою - О, как охотно бы в их обаянье всю потопил бы я душу свою..." ... Далее идет перечисление картин и их авторов, искусствоведческие пояснения, отсылки к историческим датам. В общем стандартный и, как мне показалось, очень мужской текст, в том смысле, что труженики моря в основном мужчины и информация подается (и воспевается) как бы с их стороны.


Ах, как хорошо, когда твой папа, например, известный капитан и ты им заслуженно гордишься, воспеваешь и все такое (и его дочка тогда - "капитанская дочка")))...


Но мой папа был судовым электромехаником, (и я получилась дочка электромеханика)))а когда уволился с флота работал на подстанции (и на огороде своей дачи) и две вещи я от него я унаследовала - любовь к садовым занятиям и уважительный интерес к электричеству со всеми его волшебными качествами.

А теперь возвращаюсь к натюрморту, к почти совсем не прописанной ракушке, лежащей за вазочкой. Это мама привезла ее "со своих морей", и я ее туда положила как напоминание о ее многолетнем труде во флоте. (Ракушек было несколько, но они растерялись со временем). И смотрела она на эти моря по другому, без искусствоведческой напыщенности, без ложных прикрас, с точки зрения ее женской объективности. Несколько ее обычных фраз мне запомнилось. "Столько лет оттрубила в море". (Мне было интересно слово "трубить", ассоциация с военной трубой, и словосочетанием "вылететь в трубу", сделаться несостоятельным). "Работала, но все время укачивало". (на маленьком судне чуть не умерла от морской болезни, перевели на большую плавбазу, где здоровье пришло в норму). "Много среди моряков пьянства". (Эта была самая обидная для нее вещь, поскольку она вышла из семьи, где моя бабушка, ее мама, совсем алкоголь для себя не признавала, была травницей и знахаркой, и признавала в лучшем случаи настои и компрессы. Мама спаслась в "дисциплинированной" партийной организации, она вступила в партию и свои права защищать научилась, а грамотами за труд гордилась). Но, в общем, сильный характер и непримиримость к слабостям мужского сословия, привели ее к почти монастырским правилам жизни, за исключением религии, которую она не признавала, с которой и компартия всегда боролась всеми средствами, заменяя ее собой и своими почти христианскими идеалами будущего.
 
В моря ее назначил Райком комсомола, когда она по жизненным обстоятельствам потребовала ее трудоустроить. А так как она тогда еще была несовершеннолетняя, то ее направили на корабль и первая запись в ее трудовой книжке была "юнга". Немного мальчиков может похвастаться такой записью, но чтобы девочка...

В общем, досталось ей, конечно. Сначала шутили. "Пойди в машину, принеси мешок пару". "Скажи штурману, что пеленгатор засорился". Если с мешком пара все было понятно, то с пеленгатором не очень. Не растерялась, отправилась прямо к капитану, от которого потом получили выговоры все, кому следовало. Работы она не боялась, участвовала в самодеятельности, научилась словесно морской тех-премудрости и отшучивалась как положено так, что "веселый воробышек" на корабле прижился и ее не раз потом защищали сами моряки и морячки. "В шторм очень страшно. Все ходуном ходит, кружки, тарелки сыплются, надо следить. Вахты ночные, надо людей кормить. А как обледенеет корабль - все работу бросают, чтобы лед скалывать, а то потонем".

Исходила на разных судах почти всю Атлантику. От Гренландии до Кубы и Аргентины...Монтевидео, Фарерские острова, Канада, Панама, Англия... "Простые люди везде живут одинаково". 

Мама... Папу очень любила... Но когда замуж позвал, выбрала работу потому что пришлось выбирать между эфемерным отъездом в другой город и стажем-квартирой-зарплатой-пенсией. Все заработала. Родственникам после военной разрухи помогла. Меня сама воспитала. Но осталась одинокой...


А у меня вдруг рано открылся дар. Талант к рисованию...Какая надежда ее согревала все эти годы, пока я училась! Я ведь хорошо училась... И у меня тоже была тяга к путешествиям))). Наш черно-белый телевизор, у которого стоит букет герани, показывал самую восхитительную передачу - "Клуб кинопутешествий"))) (Он правда, еще несколько восхитительных передач показывал - "В гостях у сказки", программы мультфильмов, "В мире животных", "Очевидное-невероятное"))))...Но в репортажи "Клуба путешественников" мама сама вставляла свои комментарии иногда - про моря, зарубежные порты, рыбный промысел, отдыхающих на кораблях перелетных птиц, проплывающих мимо айсбергах, дельфинах, островах, военных самолетах и кораблях других стран.  И так, ненароком, про пирамиды в джунглях Центральной Америки, про разные таинственные чудеса. Она тоже этим вполне интересовалась.

Так я все и восприняла, все у меня получило продолжение - садоводство, рисование, путешествия... Все я пыталась объединить в своей душе. И мама, и папа, и их моря - всему нашлось место. Одно жалко - мало записывала их рассказы, а в памяти многое забылось уже.



продолжение: http://www.proza.ru/2017/03/19/1947