Часовщик

Пермякова Алиса
- Боммм! - весомо заявили старинные часы, чудом пережившие войны и революции и нынче стоявшие у входа в мастерскую. Эти часы видели как императоров, так и генсеков, а теперь мерно отсчитывали время уже президенсткой республики. Мастер настолько точно выверил их, подобрал настолько качественные детали и вложил столько души, что часы обещались пережить даже обещаемый с завидной регулярностью апокалипсис. Часы имели полное право первого голоса в объявлении того, что прошел еще один час. Остальные часы равнялись на них.
- Бим-дзинь-дзинь - робко подхватили менее внушительные, но также заслуженные часы.
- Ку-ку! - поддержали их третьи, и вот все часы, присутствовавшие в мастерской, словно осмелев, заголосили свою победную песню времени, - Билли-бон-дон-дон-Бигли-бам-дум-дум... Дзинь!

Последние были уже не часы. От неожиданного звука часовщик поднял голову от стола и увидел вошедшую в мастерскую бледную девушку. Девушка легко протиснулась между полками и села перед его столом.
- Здравствуйте, у меня часы отстают, мне сказали, что только вы можете мне помочь.
- Показывайте.
- Не могу...
- А как же я тогда смогу помочь?
- Простите, я действительно не могу, они у меня внутри.
- Вы их, простите, проглотили? - удивился мастер.
- Нет, я с ними родилась, это биологические часы.

Часовщик, приоткрыв рот от удивления, посмотрел поверх очков на девушку, почесывая щетину на подбородке. Девушка, казалось, не издевалась.
- И почему вы пришли именно ко мне?
- Больше не к кому. Я ходила к участковому врачу, к терапевту, к психологу, к психиатру и даже к народным целителям, и результата не было. Я и подумала... что раз отстают часы, а вы как раз часовщик...
- Чаю?
- Кто такой Ча?
- Не "Ча", а чаю, чай будете? такие вопросы так быстро не решаются. Вы присаживайтесь, сейчас налью.
- Да мне, в общем-то, некогда.
- Но вы же хотите, чтобы я помог, попейте. Черники капнуть? А как вы поняли, что они у вас отстают?
- Как и со всеми часами. Если ты вечно опаздываешь, значит, часы отстают.

Часовщик хмыкнул, просто так, ибо в голове появилась какая-то идея, пока что незрелая и не оформившаяся.За свою длинную жизнь, а ему было под семьдесят, он точно понял, что таким идеям жизненно необходимо давать дозреть.
- Иногда люди отстают не по вине часов.
- Да, но у меня дело в них. Я прихожу на работу, а они считают, что еще пора спать. Все уходят с работы, а они решают, что самое время работать. Я не успеваю на обеденный перерыв, потому что часы считают, что мне не время еще есть, а недавно я поняла, что все зашло еще дальше - только на днях мои часы сообщили мне, что пора рожать детей, но ведь это невероятно поздно! До двадцати шести у меня и мыслей об этом не было, а теперь вдруг вынь да положь, а ведь еще два года и рожать станет вредно! Да и кому я такая нужна, ведь у всех часы срабатывают вовремя и раньше, больше таких опаздывающих нет!
- Девушка, успокойтесь, вы проблему изложили, я все понял, теперь мне нужно подумать и взвесить все. Сами понимаете, вскрыть вас и проверить шестеренки я не могу. Приходите завтра часам к двенадцати, а я подумаю как вам помочь.

Старик долго после закрытия магазина сидел на старом прогнувшемся диване, слушая мерное тикание сотен механизмов. Часы бывали разными: солнечными, песочными, огненными, водяными. Песочные, огненные и водяные, по сути, вообще не часы, а устройста для замера определенного отрезка времени. Солнечные часы бесполезны ночью. Маятниковые часы, подумать только, изобрели всего лишь какую-то жалкую тысячу лет назад. Их изобретатель прославился тем, что позже стал папой Сильвестром вторым, впрочем злые языки все равно обвиняли этого выдающегося ученого в пристрастии к колдовству и сговору с дьяволом. Башенные часы спустя двести с небольшим лет, карманные триста пятьдесят лет назад, наручные менее двухсот лет назад... Что есть часы? Двигатель, шестеренки, регулятор и спуск. Вместе с тем, часовщики зачастую почитались мистическими людьми, властными над временем, сверхлюдьми. Хотя, конечно же, чаще о них попросту забывали, а вскоре уйдет эта профессия в прошлое с теми механизмами, которые положили начало техногенному тысячелетию, когда наука пробивалась сквозь религиозные преграды и завоевывала сердца людей. Второе тысячелетие было подъемом науки. Третье будет ее переходом на другой уровень, смертельный, хотя, вероятно это просто старческие страхи, ведь часовщик принадлежал ко второму тысячелетию, и шанс, который ему дала судьба хотя бы одним глазком заглянуть в двадцать первый век его уже не радовал так, как он думал во времена своей молодости.

Но если в механических часах, по большому счету, все просто, то биологические часы - вещь сугубо индивидуальная и точная. По росту волос можно считать годы, по росту ногтей - недели, любая женщина в определенный момент начинает отсчет месяцев. Шесть месяцев и пух заменяется волосами. Это 183 дня, 4392 часа или 263 520 минут. Семь лет (61 320 часов) и выпадают молочные зубы. Еще семь лет и человек способен рожать себе подобных, но только через семь лет сверх того человек действительно к этому готов. Биологические часы точнее механических, потому что у них нет четкого разграничения. Они бьют не когда прошло какое-то время, а когда человеку действительно пора. Механические часы заставили человека перестать доверять сначала своим биологическим часам, а потом и самому себе. Может у аббата Герберта и правда был сговор с нечистым, не просто же так механические часы были изобретены на стыке тысячелетий, все в этом мире не просто, кроме механических часов.
- Бом! - сказали старые часы, и часовщик почувствовал, что ему пора спать. Заперев щеколду он лег на кушетку и мелодичный перезвон с мерным тиканием оберегали его всю ночь.

- Вы придумали как мне отладить часы? - слегка задыхаясь спросила девушка. Две минуты назад она вбежала в мастерскую и явно была готова бежать дальше, как только получит быстрый и четкий ответ. Она знала, что ответ будет отрицательным, но все же смотрела на мастера с надеждой.
- Придумал, садись, я сейчас.
- Простите, я тороплюсь!
- Зря. Сейчас мы тебя проверим. Возьми вон тот брегет на столе и не дыши ровно минуту, - часовщик снял чайник с плитки и заварил две чашки ароматного чая, в этот раз с шиповником.
- Все.
- Ты уверена, что прошла минута?
- Да, стрелка полный круг сделала.
- А что если я ее ускорил, я же могу, или, наоборот, замедлил, и на самом деле ты не дышала минуту и двадцать секунд?
- Как? - девушка побледнела сверх обычного и в ужасе уставилась на допустившего подобное святотатство старика.
- Почему ты веришь этим часам?
- Но это же часы!!!
- А твои часы чем не часы?
- У меня нет часов...
- Биологические, мы какие сейчас отлаживать хотели? - усмехнулся старик.
- Их, - икнула девушка.
- Так вот, теперь закрой глаза ровно на пятнадцать секунд, - старик с наслаждением отпил заварившийся чай и подумал нужны ли еще бессмысленные процедуры дабы она не решила что он занимается пустой болтовней. Когда она открыла глаза, старик отметил, что секунда она отсчитала с поразительной точностью. Пожалуй, хватит маяться дурью. - Часы у тебя в порядке, идеальные просто.
- А почему тогда?
- А дело в тебе. Вот представь себе что ты когда дыхание задерживала через полминуты мне сказала бы что уже минуту так сидишь, а просто у меня часы медленные. Тяжело? Да, а в жизни так и делаешь.
- В жизни я все по часам делаю, у меня день весь расписан!
- А внутренние то часы на наши механические не равняются! Ты все равно что просыпаешься ночью и заявляешь, что сейчас пора обедать, потому что солнце высоко.
- Никто не обедает ночью!
- Да, а вот на другом конце земного шара обедают!
- Так то же на другом конце!
- Вот представь себе, что ты живешь по графику того конца земли на этом конце. Делаешь то, чего не хочешь, к чему не готова, спешишь, чтобы догнать, а в итоге стресс...
- Ладно, поняла, а что делать?
- Расслабься. Если у тебя по внутренним часам прогулка, наверняка и по внешним близок обеденный перерыв. В общем, по части часов у тебя все работает идеально. Дело в тебе.

Девушка странно покосилась на старика, подчеркнуто вежливо поблагодарила, спросила сколько с нее и узнав, что платить не надо, убежала. Старик часовщик покачал головой. Ничего она не поняла, а больше идти не к кому. Рано или поздно поймет, как и любой с годами.
- Боммм! - поддержали старинные часы, стоявшие у входа в мастерскую. Старик благодушно отодвинул занавеску и посмотрел на бегущие по улице толпы. Он был просто часовщиком, он никуда не спешил, он был счастлив.
- Бим-дзинь-дзинь... Ку-ку... Билли-бон-дон-дон-Бигли-бам-дум-дум... тик-так.

(с) Алиса Пермякова, 07/2010