Безликая

Алиса Шахматова
От чего человек становиться безликим? Почему так происходит? Виноваты обстоятельства, в которые попал человек, или же он сам?
Конечно же, сам человек. Он теряет своё лицо тогда, когда примеряет на себя слишком много ролей и масок, когда его сущность тонет под тоннами чужих «я».

Я помнил её отчетливо, как будто видел вчера, а ведь прошло уже 10 лет. Закрыв глаза, я вновь переношусь на поляну с палящим солнцем и лёгким, охлаждающим ветерком. Её тонкая фигура в светлом платье кружиться среди высокой травы. В её движеньях нет страха от возможных порезов, она изящно вскидывает руки вверх, уверено переступает босыми ногами по прохладной земле и вертится, вертится. Иногда она падает или приседает, скрываясь от моего взора, а затем неожиданно выпрыгивает и смеётся. Как я любил этот смех. Он был надрывный, громкий, с непривычки резал слух, но мне-то он был дороже всех. В солнечны дни я любовался тем, как солнце играло на её кротких вьющихся волосах. Оно сливалось с прядками, скользило по ним, заставляя сверкать. А видели бы вы её любопытный взгляд. Она смотрела на мир и хотела познать все его тайны. Мне тогда было 17, и я уже многое мог ей объяснить. Хотя, это была неправда. Она больше учила меня, чем я её. Пока я рассказывал ей про физические и химические явления, она объясняла мне законы природы. И мы отлично понимали друг друга. Она – мои взрослые слова и сложные термины, а я – её детскую невинность, в которой содержалась мудрость. Мне было так тяжело, когда моя семья решила переехать. Разве я мог оставить моего солнечно зайчика одного? Вечера без неё были наполнены тоской, болью и скукой. Я так хотел, что бы она сейчас появилась здесь, завела разговор, удивлялась бы моим словам и мыслям, но такого не было. Когда я смог приехать на старое место, её уже там не было. Тоже переехала. Возможно, даже вслед за мной, надеясь найти меня среди городских огней и страшных многоэтажек. Маленькая девочка среди огромных домов была ещё меньше, чем среди высокой осоки.


Я пытался найти её, но вскоре сдался. Я знал лишь её имя, и найти её среди десятков тысяч людей было просто невозможно. Я не имел представления, в каком направлении она скрылась от меня. Кто знал, какие города она посетила, где останавливалась? Вес мир был для неё открыт. Но, видно, судьба не хотела нас разделять навсегда. Она смогла сделать то, что не смог сделать я – найти. Её звонок вывел меня из равновесия. В голове сразу же всплыла картинка десятилетний давности. Вот моя милая Су кружиться на поляне, подставляет своё лицо солнцу, спотыкается, неловко падает, прячется от меня. Да, это было прекрасно, но я заставил себя вспомнить, сколько же лет прошло и какая она должна быть сейчас. Ей всего-то двадцать два года. Она в расцвете. Она должна выглядеть, как нежный цветок. Интересно, в её волосах до сих пор играет солнце? Как же угомонить сердце и разум? Неужели я верил в то, что она не измениться? Нет, конечно же, не верил, но в дальних уголках моей души жила надежда. С каким же сильным грохотом она упал вниз, когда я увидел её вновь. Правда, я даже не осознал поначалу, что это была она. Как же прошлое отличалось от настоящего! Что я видел теперь? Что сидело передо мной? Её лицо не имело чётких очертаний, волосы поблекли и выпрямились, глаза из сверкающих сапфиров стали матовыми. Где то милое создание, которое кружилось среди полей? Куда же оно умчалось, где спряталось?

Вдруг моя старая подруга улыбнулась, и я вновь не смог её узнать. Первоначальное мальчишеское  превратилось в лицо сорокалетний женщины, которая никогда себе ни в чём не отказывала. По её позам и жестам стало видно, что она пьёт каждый день дорогие вина и ест только изысканные блюда с золотых тарелок. Она устремила взгляд на пыльную дорогу через мутное стекло, и я увидел перед собой сироту. В душе шевельнулось чувство жалости. Захотелось прижать к себе, обогреть, защищать от всех жизненных опасностей. Но вот она оскалилась, посмотрела на меня в упор, и я увидел зверя, готового вырваться из клетки. В ответ на моё недоумевающее лицо она расхохоталась. Мне же было не до смеха.
- Ну как  я тебе? - наконец спросила она.
- Я поражён. – ответил я честно.
Она вновь улыбнулась. Вот только её улыбка была какая-то мятая, неправильная. Непривычная. За пару секунд её лицо сменилось три раза.
- Ты… я тебя даже не узнал сначала.
- Конечно же не узнал. Я умею притворяться другими людьми. Это очень полезный навык. Ты только представь, воплотиться в абсолютно любой человеческий тип. Вот я страстная тигрица, а вот кроткая овечка. Сейчас ты видишь кокетку, а потом сиротку. Здорово, правда?
А я даже не знал, как реагировать на такие слова. Здорово? Здорово менять свой облик и сбрасывать его, как ненужную шкуру? Быть змеёй в человеческом обличье? Нет, это совершенно не здорово.
- Нет, не здорово. – да простит она меня за мою прямолинейность.
По её лицу прошла рябь. Я не знал, как она отреагировала нам мой ответ, потому что её лицо ничего толком не выражало.
- Почему тебе не нравится? Как женщина я всегда разнообразна и поэтому со мной не соскучишься, в толпе я легко скрываюсь, да и это всегда интересно, придумывать себе новую жизнь.
Во время этой тирады я пил. Увы, это было моей ошибкой, ведь от её слов я поперхнулся. Она сидела с довольным лицом (если я не ошибаюсь, я уже не могу быть уверенным в том, что понимаю ей лицо). Да уж, впечатление она на меня произвела, но вовсе не то, которое  хотела.
- Ты ещё и жизни себе придумываешь?
- Конечно! Имена, фамилии,  у каждой роли свой возраст и статус. Ты бы попробовал, это увлекает. Невозможно остановиться.
Она ещё что-то щебетала, но я погрузился в свои мысли. Она меняет роли, примеряет маски, живёт вымышленными жизнями, скрывается под чужими именами. Разве же это жизнь? Она стала похожа на хамелеона, который в случае опасности меняет окрас. Вот только такое действие простительно хамелеонам, а ей нет. Если бы она была зла и некрасива, то, возможно, я понял бы её желание скрываться под оболочками несуществующих реальностей. Но ведь десять лет назад она был такой волшебной. Раньше в её глазах был интерес к миру, теперь же они стали матовыми. Да, они становились ярче, но это было лишь тогда, когда незадачливая актриса примеряла на себя новенький образ. Конечно, можно обвешаться стёклышками и встать под лампу, но ведь свет когда-нибудь выключат и весь напускной блеск исчезнет. А что останется? Пустая оболочка и сплошное разочарование.
- Ты ведь ещё не потеряла себя?- спросил я, уже заранее зная ответ.
- Потеряла ли я себя? О, нет. Я просто вышвырнула тот образ себя. Милый был ребёнок, но какой-то слишком наивный. Он мне не нравился.
Я сидел уставившись в окно и совершенно не слушал её трескотню. Мне стало так жаль себя и её. Исчезла милая девушка, которую я любил. Хотя, ведь по правде она исчезла ещё десять лет назад. А если бы я тогда не исчез, она бы тоже изменилась? Мне было больно думать о том, что я мог стать причиной её изменений. Шумную улицу за окном я не видел. Я видел поле, молодую Су, которая танцует, сливаясь с природой. Счастье, безграничное счастье должно было заполнить моё тело от этих воспоминаний. Лишь оно поддерживало во мне силы всё это время, но теперь оно причиняло жгучую боль.
- Ты… долго меня искала? – мой сиплый голос был еле различим в шумном кафе.
На секунду она остановила свой речевой поток и застыла. Это длилось мгновение, но я увидел боль в глубине остекленевших глаз. Она быстро закрылась от меня, покрыв заусеницу воспоминаний пластырями.
- Я? Тебя? Зачем? Ты уехал, вскоре уехали мы, и я была очень даже счастлива. Уехав из той деревушки и погрузившись в шумный мегаполис, я сразу же поняла, что такая простушка тут никому не нужна. Вот я и начала меняться. После моего преображения у меня появилось много друзей и завистников.  Я, кстати, не единственная в своём роду. У меня есть друзья, которые тоже любят примерять разные роли. Но, об том я тебе уже говорила.
Никому не нужная простушка… Глупая, ты так была нужна мне. Поняла бы ты меня тогда в свои двенадцать? Ты бы поняла.
- Ты теперь обычная серая масса. – изрёк я каменным тоном.
- Ничуть! Я – всё!
- А ты не путаешь своих близких своими изменениями? Вся эта фальшь… Они не устали от неё?
- Они свыклись. Да и не живу я с ними. У меня множество мест, где я могу переночевать и спрятаться от непогоды.
- И ты счастлива?
- Да! – практически рявкнула она.
Кажется, я смог вывести её из равновесия. Думаю, к ней не часто приставали с подобными расспросами. Я-то ведь знал её настоящую, поэтому мне было невыносимо смотреть на этот живой калейдоскоп.
- Ты надеялся, что я увидишь меня такой, какой я была? Зачем тебе это? Посмотри, я же могу стать любым твоим желанием.
- Тогда верни ту деревенскую простушку, которую я любил. – не верилось, что этот упавший голос принадлежит мне.
О, зачем я это сказал. Её блеклое лицо стало полыхать яркими красками, и на меня взглянуло существо из глубин Тартара.
- Ты любил? – холодно спросили меня. – Любил простую, наивную девушку? Я не верю. Не верю твоим словам и поступкам. Да и не стану я той, кем я была раньше!
Она так упрямо тряхнула головой, что волосы запутались в хитром узоре серёжки.
- Ты как запутавшийся подросток. Ищешь себя и не можешь найти. Играешь роли несуществующих людей, цепляешь пластиковые маски. Но та, настоящая ты, прекрасна. А ты её погубила. Неужели не понимаешь, что вот эта вся фальшь вокруг тебя отвратительна? Тебя уважают не за то, какая ты на самом деле, а за то, кем ты совершенно не являешься. Перестань это делать.
- Ты будто знаешь, что в этом мире решает, а что нет! Настоящая я погибла бы здесь, а так я ловко лавирую среди людской толпы, их мелких желаний и скудных представлениях. Лишь постоянное изменение дарует мне постоянство!
- Наверное, это выматывает…
Она уже не услышала мою последнюю фразу. Она умчалась от меня. Взметнулись на прощание волосы, в которых я надеялся  увидеть  запутавшийся солнечный луч. Но там уже  ничего не было..
Она нашла меня, а я потерял её. Её ли? Нет, настоящую Су я потерял десять лет назад, и она больше никогда не сможет вернуться ко мне. А эта, или это, уже не Су. В её волосах  больше не играет солнечный свет, глаза утратили любопытство, да и жизнь потеряла смысл. Что её нужно было? Лишь вечное изменение,  бурлящий поток, в котором нет времени остановиться и взглянуть на себя. Моя милая девочка, ты примерила на себя слишком много чужих шкур, постоянный грим стёр твоё настоящее лицо. Ты стала безликой, навеки затерявшись среди городских построек, а ведь могла затеряться среди осоки.