А кем ты служил, старый служак из Кряжа?

Рустам Нурыев
Реальная история старого служака из Кряжа (1983-1985).
А кем ты служил, старый служак из Кряжа?
21.05.2013
CC-BY 4.0

И вправду, кем? Хотя в обществе и бытует негативное мнение о них, но я горжусь тем, что служил штабистом. Не думаю, что меня называли за глаза неприятными словами. Отношение к тебе зависит от того, как себя ведешь в коллективе.

Впервые я перешагнул порог штаба батальона еще курсантом учебной роты. Время от времени приходилось заступать в наряд посыльным по штабу. За время несения наряда посыльным успел продемонстрировать способности по ремонту пишущих машин, столь необходимых в штабной работе. Это отдельная и длинная история, сыгравшая решающую роль в моем распределении после учебки.

Наша попытка распределится в Тоцк вместе с Илгизом Баталловым, другом из техникума, завершилась предупреждением начштаба батальона майора Фиалки: «Боец, такого спеца в округе нет. Я тебя никуда не отпущу, будешь у нас служить. А будешь упираться или плохо нести службу, то отправлю в казахстанские степи. Там есть подземные узлы связи, будешь сидеть оставшиеся полтора года под землей и здороваться только с тушканчиками». Мотив был сильный, и про тушканчиков я не забывал до конца службы.

Оставить оставил меня на Кряжу начштаба, но забыл напрочь. Всех ребят из учебной роты нашего призыва распределили кого куда. Кто-то улетел в Польшу, кто-то уехал в Тоцк, Тольятти и Уфу,  кого-то оставили сержантами в учебной роте, кого-то закрепили по командно-штабным машинам и перевели в учебно-боевую. Только я болтаюсь между небом и землей, заступая через день в наряд. То в учебной роте дневальным, то по штабу посыльным. Одним словом, «вечный дневальный». Так продержался до конца октября, пока старшина учебной роты не прогнал меня из расположения. Прибыл новый призыв и занял все койки.

Пришел, как бедный родственник, к комроты УБР капитану Исмагилову, докладываю о себе. Он, естественно, принял, отвел кроватку и обещал разобраться. Но сказал, что в роте у него полный комплект по штатным должностям. Так что я внештатник и все наряды по роте мои, по схеме «три через раз». Три раза в неделю, заступать через день после предыдущего. Между нарядами комроты привлекает наводить порядок в бумагах ротной канцелярии. Узнавшие о моих способностях писать тушью и плакатными перьями «деды», завалили заказами по оформлению дембельских альбомов. Благо «дедов» немного, в отличие от призыва «черпаков». Но им еще по сроку службы не положено заниматься альбомами. Кстати, все рисунки на кальке на моем дембельском альбоме выполнены собственноручно, и некоторым сослуживцам своего призыва тоже я рисовал. Правда копировал с готовых рисунков, но, каждый рисунок имеет свою оригинальность. Извините, отвлекся... 

Через недельку комроты отправляет меня к замполиту батальона. Там тоже что-то надо написать тушью и чертежным шрифтом. В это время замполит «схватил» меня цепкими руками и мы приступили к эпопее по оформлению Ленинских комнат по его давней задумке. А «деды» отстали со своими заказами. Опасаются, что я сдам их альбомы замполиту. И вообще на мою сторону смотрят с подозрением, началась проверка на «вшивость». К этому времени и начштаба вспомнил обо мне. Включил в месячный график нарядов батальона дежурным по штабу. В наряд по роте уже не хожу, но по штабу два раза в неделю регулярно. На дембель ушел почтальон, освободилась неофициальная должность одного из штабистов-срочников. И я занял небольшую каптерку - комнатку 2.5х2.5 метра в учебном центре на третьем этаже. Вот так и стал окончательно штабистом, с обязанностями следить за состоянием Ленинских комнат, выполнять всякие оформительские работы, ежедневно ходить на почту и раздавать письма солдатам, ставить микрофон во время построения дивизии, нести дежурство по штабу и т.д. т.п армейскими хлопотами. И конечно, как бесценный специалист - ремонтировал пишущие машинки практически во всех частях дивизии. Через полгода случайно узнал, что являюсь штатным телефонистом в соседнем саперном батальоне.

Таким образом, отвечаю на поставленный вопрос - “штабная крыса” я, хотя не разу не крысятничал и этим горжусь. Не место красит человека, а человек место. Реально.

Фото из дембельского альбома: Письма нежные очень мне нужны... Почтальон я!