Останься со мной. Версия 3

Гала Грициани
(работа поставлена во ВГИК 09.03.2017 года)

Версия 3

Саундтрек:

Сцены ТОМА-МАМА + Первая сцена Fabrizio Paterlini–Conversation With Myself
Сцены Франческа-Эмма Fabrizio Paterlini–Finale
Сцены Франческа-ОН Fabrizio Paterlini–Unrequited #4
Сцены Фабио-Оливия Fabrizio Paterlini–Broken
Финал Fabrizio Paterlini–My Piano, The Clouds

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Общий танец всех персонажей

СЦЕНА ВТОРАЯ

Ночь. Качели. На качелях ТОМА и его МАМА.
ТОМА:   Мамочка…
МАМА:  Да, милый?
ТОМА: Я скучаю по тебе днем.
МАМА: Я тоже скучаю, дорогой, очень-очень.
ТОМА: Не уходи снова, останься со мной.
МАМА: Я не могу, солнышко, хотя мне очень бы хотелось.
ТОМА: Разве ты не можешь попросить Бога, чтобы он разрешил тебе вернуться домой? Расскажи ему, как мы по тебе скучаем, как папочка плачет, когда думает, что я не вижу его, как разговаривает сам с собой, когда остается один. Нам плохо без тебя, мамочка.
МАМА: Я знаю, родной. Мне тоже очень-очень плохо без вас, я бы все отдала, чтобы быть рядом всегда, и ночью и днем. Как бы я хотела целовать вас по утрам, готовить ваши любимые оладьи с апельсиновым джемом, провожать папу на работу, а тебя – в школу. Но, к сожалению, я очень нужна Богу.
ТОМА: Разве Бог не может обойтись без тебя, ведь он большой, а я – маленький. Мама нужнее мне, чем ему. Разве у него нет своей мамочки, зачем он забрал чужую?
МАМА: Как же ты подрос, Тома;! Еще недавно ты был кудрявым карапузиком, а теперь… У Бога нет мамы, милый, он совсем один на всем белом свете, и ему очень грустно от этого.
ТОМА:  Поэтому ты живешь с ним?
МАМА: Да, поэтому. Но я прихожу к тебе каждую ночь, каждый раз, как ты зовешь меня в свои сны.
МАМА: А к папе ты тоже приходишь?
МАМА: Да.
ТОМА: А почему мы не гуляем в саду все вместе? Почему ты гуляешь только со мной по ночам? А когда успеваешь гулять с папочкой?
МАМА: Я гуляю с ним, пока ты спишь. Кстати, тебе пора в кровать. Пойдем в дом, я уложу тебя и спою колыбельную.
ТОМА: Ты придешь завтра?
МАМА: Конечно, любимый. И буду приходить всегда…  ЗТМ.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

ФРАНЧЕСКА сидит на камнях. ЭММА наблюдает за ней со стороны.
ФРАНЧЕСКА (самой себе, глядя на дом и порог): Если бы я могла выбирать, я поселилась бы в доме у моря с просторной террасой и огромными окнами, как этот белый дом почти у самой кромки воды. Я вставала бы по утрам под крики чаек и шум прибоя и отправлялась на прогулку, вдыхая всей грудью влажный соленый аромат. Какое это было бы счастье…
ЭММА: Снова витаешь в облаках.
ФРАНЧЕСКА (улыбается): Трудно не витать, если живешь под облаком.
ЭММА: Странное место (садится рядом) Почему не хочешь жить со всеми в Саду?
ФРАНЧЕСКА (закрыв глаза и глубоко вздохнув): Мне хорошо здесь.
ЭММА: Не понимаю тебя, Франческа, - что может быть хорошего в жизни на краю обрыва (смотрит вниз с неудовольствием).
ФРАНЧЕСКА (улыбается): Восхитительный вид, - посмотри, как красиво.
ЭММА: Это красиво? Ничего красивее Сада быть не может! Право же ты очень странная, Франческа…
ФРАНЧЕСКА пожимает плечами.
ФРАНЧЕСКА: Эмма…
ЭММА смотрит вопросительно.
ФРАНЧЕСКА: Почему мы не можем жить среди людей?
ЭММА (задумчиво): Меня смущают твои фантазии…
ФРАНЧЕСКА виновато опускает голову.
ЭММА: Оставь эти мысли, Франческа. Порядок мира был определен задолго до нас. Земля – людям. Небо – нам. Мне пора.
Эмма поднялась на ноги, осмотрела свое безупречное платье, на котором никогда не наблюдалось ни малейшего изъяна.
Уходит, но внезапно останавливается, вспомнив что-то.
ЭММА: Кстати, - совсем забыла. ОН (упор на слове) звал тебя.
ЗТМ.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

ОН сидит под деревом с книгой в руке. ФРАНЧЕСКА садится рядом.
ОН: Здравствуй, Франческа,  как ты чувствуешь себя?
ФРАНЧЕСКА: Хорошо.
ОН (молча всматривается в нее): Ты переживаешь за мальчика.
ФРАНЧЕСКА опускает голову.
ОН: Так и должно быть - ты сострадаешь ему. Он пережил внезапную потерю самого близкого человека, матери. Мальчику тяжело, и ты помогаешь ему пережить утрату, однако наступит день, когда он оправится и перестанет нуждаться в тебе. В этот день ты оставишь его.
ФРАНЧЕСКА: Да, Эмма мне говорила.
ОН: Эмма – хороший учитель, у неё большой опыт в этом… до сих пор ты СНИЛАСЬ только этому мальчику…
ФРАНЧЕСКА: Тома;.
ОН: Да, Тома;, - но пришло время тебе ПОМОЧЬ еще одному человеку.
ФРАНЧЕСКА смотрит вопросительно и ждет продолжения.
ОН: Его зовут Фабио, он живет в том белом доме.
ФРАНЧЕСКА: в белом доме?
ОН (многозначительно): Да,  в том самом белом доме…
ФРАНЧЕСКА: Что с ним случилось?
ОН: Жена Фабио и их не рожденный сын погибли в автокатастрофе несколько недель назад…
ЗТМ.

СЦЕНА ПЯТАЯ

Полумрак. Комната ФАБИО. Кресло накрыто белой простыней. На столе – несколько книг. На полу коробки. В углу – мольберт и несколько картин, повернутых изображением к стене. ФАБИО спит на кровати. Беременная ОЛИВИЯ стоит напротив кровати и смотрит на него.
ОЛИВИЯ: (негромко) Фабио…
ФАБИО (поднимается на постели, вглядывается в темноту): Кто здесь?
Усиливается освещение сцены.
ФАБИО: Оливия!
ФАБИО бросается к ней и падает на колени возле её ног.
ФАБИО: Оливия! Ты вернулась!
ОЛИВИЯ: Да, любимый, ты звал меня, и я пришла.
ФАБИО: Господи, Оливия, как мне не хватало тебя, я думал, что не смогу это пережить…
ОЛИВИЯ (гладит его по волосам): Мой бедный Фабио, как же ты страдал, мой любимый.
ФАБИО: Я не мог ни есть, ни спать, все потеряло смысл, когда тебя не стало.
ОЛИВИЯ наклоняется к нему и нежно целует в лоб.
ОЛИВИЯ: Теперь все будет хорошо, - теперь я здесь, с тобой.
ФАБИО (касается живота): И малыш?
ОЛИВИЯ: И наш малыш. 
ЗТМ.

СЦЕНА ШЕСТАЯ

ФРАНЧЕСКА спит на камнях. ЭММА трясет её за плечо.
ЭММА: Просыпайся, соня!
ФРАНЧЕСКА: Что случилось?
ЭММА:  Это я должна тебя спросить, что случилось,  - мы тебя почти не видим – ты в последнее время либо отсутствуешь, либо спишь. А мне и поговорить-то толком не с кем – ты же знаешь, стоит мне подойти, все теряют дар речи.
ФРАНЧЕСКА: С каких пор тебя перестало интересовать всеобщее обожание? - Мне казалось, ты ради этого и живешь.
ЭММА: Вот-вот, (смахивает невидимые пылинки со своего безукоризненного одеяния) - все меня любят, одна ты вечно надо мной насмехаешься.
ФРАНЧЕСКА (смеясь): О чем ты?
ЭММА: О скуке, Франческа! – Быть всеобщей любимицей приятно и лестно, но мне необходимо хотя бы изредка окунаться в иную атмосферу.
ФРАНЧЕСКА (притворный гнев): Так вот почему ты дружишь со мной, а я думала, что тебя поразила широта моей души.
ЭММА: Да, ладно тебе, - мы обе знаем, за что я так тебя люблю.
ФРАНЧЕСКА: Правда? – И за что, интересно знать?
ЭММА (кривляется): За широту твоей души!
Сидят плечом к плечу, смотрят на «солнце».
ЭММА: Кстати, раз уж мы затронули тему души, - как обстоят дела с твоими подопечными?
ФРАНЧЕСКА: Хорошо, - Тома стал спокойнее, он все чаще рассказывает мне о своих друзьях, очень радуется собаке, подаренной отцом на день рождения. Твоя идея?
ЭММА (довольная собой): Да…
ФРАНЧЕСКА: Как он?
ЭММА: Кто?
ФРАНЧЕСКА:  Папа Тома.
ЭММА: Он почти оправился, недавно встретил женщину,  - возможно, она поможет ему вернуться к нормальной жизни.
ФРАНЧЕСКА: Замечательно! (касается её руки) Поздравляю!
ЭММА (без энтузиазма): Спасибо…
ФРАНЧЕСКА: Что такое?
ЭММА:  Ничего, - все в порядке.
ФРАНЧЕСКА: Тебе грустно оттого, что придется его оставить.
ЭММА (решительно): Но это не помешает мне сделать то, что я должна сделать. Это - моя работа. Сегодня он, завтра – кто-то еще. Однажды и ты привыкнешь….
Несколько секунд молчат, глядя в разные стороны.
ФРАНЧЕСКА: Эмма…У тебя когда-нибудь возникала такая близость с человеком, что мысль о расставании с ним казалась непереносимой?
ЭММА: Нет (внимательно вглядывается в лицо подруги) Я всегда помню, что чувства, которые испытывают эти люди, не имеют ко мне никакого отношения. Они видят ВО СНЕ не меня, а тех, кого потеряли. Вот кому адресованы их чувства и кому говорятся все слова. НЕ МНЕ! … И НЕ ТЕБЕ, Франческа. ВСЕГДА ПОМНИ ЭТО! ЗТМ.

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Ночь. Лавочка. Тома лежит на коленях Мамы
ТОМА: Мамочка…
МАМА: Да, милый?
ТОМА: Это плохо, что мне нравится Мари;?
МАМА: Нет, дорогой, это не плохо.
ТОМА: Мари; очень добрая. Она заботится о нас с папочкой. Он даже иногда смеется, когда с ней разговаривает. Это же хорошо, что папа смеется, он так долго грустил…
МАМА: Ты прав, Тома;, это замечательно.
ТОМА: (поднимается) А еще Мари; приходит на все мои игры и даже купила толстовку с эмблемой нашей команды. Она надевает её и спрашивает таким смешным голосом: «Я похожа на хоккеиста?»  Я сначала стеснялся смеяться, когда она так делала, потому что боялся, что она обидится и перестанет к нам приходить, но папа сказал, что Мари; не обидится, и я смеюсь. Она бы тебе понравилась – она очень веселая.
МАМА: Уверена, что так, родной.
ТОМА: Но она, конечно, не ты… Бог так и не нашел себе другую мамочку?
МАМА: Нет, милый.
ТОМА:  И ты не вернешься к нам?
МАМА:  К сожалению, нет.
ТОМА: Ясно… Мама…
МАМА: Да?
ТОМА: Ты обидишься, если Мари; станет жить с нами?
МАМА обнимает ТОМА за плечи и прижимает к себе. ЗТМ.

СЦЕНА ВОСЬМАЯ

Франческа открывает дверь в дом Фабио, на пороге стоит ОН
ОН: Здравствуй, Франческа.
ФРАНЧЕСКА: Почему ты здесь?
Резко ЗТМ (максимум три секунды, ФАБИО занимает место ОН).
ФРАНЧЕСКА: Зачем ты это делаешь? (голос дрожит)
ФАБИО: Чтобы ты кое-что поняла… - нам с тобой не нужно смотреть друг на друга - наши лица одинаковы, мы носим схожие одежды. Однако мы разные, не обликом, но душой. У людей все наоборот. Во сне они не чувствуют души, реагируя на знакомый образ, взгляд, походку, голос – все то, что они помнят о своих близких.
ФРАНЧЕСКА (с горечью): Я это знаю… (отворачивается).
Резко ЗТМ (максимум три секунды, ОН занимает место ФАБИО)
ОН: Но отказываешься принять.
ФРАНЧЕСКА: Это не так.
ОН: Правда? Ты сутками пропадаешь во сне Фабио. Пора его отпустить!
ФРАНЧЕСКА: Он еще не готов…
ОН: Уже год прошел с тех пор, как ты ПРИСНИЛАСЬ ему впервые.
ФРАНЧЕСКА: Ему требуется больше времени.
ОН: Пойдем со мной…
Входят в дом
ЗТМ
Дом ФАБИО. ФРАНЧЕСКА и ОН стоят посреди комнаты. В ней жуткий беспорядок.
ФРАНЧЕСКА: Разве так можно?
ОН:  В особых случаях, - я хочу кое-что показать тебе.
ФРАНЧЕСКА: Что?
ОН: До этого дня ты пребывала во сне Фабио и не могла видеть его реальность. Я привел тебя сюда, чтобы ты её увидела. Смотри.
 Параллельно их разговору. В комнату входит ФАБИО, выглядит неопрятно, в грязной одежде. В руках у ФАБИО небольшой бумажный пакет. ФАБИО бросает пакет на кресло и уходит в ванную. Слышится шум воды из крана.
ФРАНЧЕСКА (указывая на лекарства): Что это?
ОН: Снотворное.
Пару секунд они молча наблюдают.
ОН: Мы созданы помогать людям, но ты своими играми подвергла одного из них опасности. Очнись, Франческа!
ЗТМ.
Беременная ОЛИВИЯ сидит в кресле. ФАБИО спит на кровати. 
ОЛИВИЯ: (негромко) Фабио…
ФАБИО (садится на постели):  Оливия!  Я ждал тебя!
ОЛИВИЯ (печально): Я знаю, любимый.
ФАБИО (с беспокойством):  Что-то не так?
ОЛИВИЯ: Нам нужно поговорить.
ФАБИО: Конечно, о чем?
ОЛИВИЯ: О снотворном, которое ты принимаешь.
ФАБИО: Как ты узнала?
ОЛИВИЯ смотрит на него выразительно. ФАБИО опускает голову.
ОЛИВИЯ: Давно ты начал пить эти таблетки?
ФАБИО: С того дня, как понял, что могу видеть тебя во сне.
ОЛИВИЯ: Фабио, милый, если ты не остановишься, ты умрешь.
ФАБИО (с безумной улыбкой): И мы будем вместе? Навсегда?
ОЛИВИЯ: Нет, любимый, если ты убьешь себя, мы уже никогда не будем вместе. Тебе суждено прожить долгую жизнь.
ФАБИО: Она не нужна мне, если рядом не будет тебя!
ОЛИВИЯ: Фабио, ЖИЗНЬ – ВЕЛИЧАЙШИЙ ДАР. Я бы все отдала, чтобы прожить ее с тобой. Каждый день! Я хочу, чтобы ты стал прежним, стал тем мужчиной, которого я полюбила, за которого вышла замуж, чтобы люди знали тебя таким! (встает, тянет его за руку) Покажи мне мастерскую.
ФАБИО (отрицательно качает головой): Я больше не пишу.
ОЛИВИЯ: Почему?
ФАБИО (с горечью): Не могу.
ОЛИВИЯ: Напиши мой портрет, - я хочу увидеть себя твоими глазами. ЗТМ.

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ

ФРАНЧЕСКА сидит на пороге дома ФАБИО.
ФРАНЧЕСКА: Если бы я могла выбирать, я поселилась бы в доме у моря с просторной террасой и широкими окнами, как этот белый дом почти у самой кромки воды. В этом доме есть студия, там работает художник. Он пишет портрет своей жены – прекрасной женщины, идущей вдоль береговой линии. Её ресницы щекочет яркий солнечный  а теплая волна, едва касаясь босых ног, оставляет причудливые узоры на белоснежном песке.  Если бы я могла выбирать… ЗТМ.

Конец.

28.02.2017

На фото - актриса Елизавета Медведева, исполнительница роли Франчески