Медея. Версия 2

Гала Грициани
1. ИНТ. ПОКОИ ДЕТЕЙ - ДЕНЬ

ЗОНА 3. Занавес изнутри открывают СЛУЖАНКИ ДЕТЕЙ (одеты в черные туники, сандалии, с волосами, убранными наверх, естественный макияж, немного выделены черной подводкой глаза), после чего в полной темноте, склоняются к своим подопечным (зеленые кружки на схеме). У ног СЛУЖАНОК ДЕТЕЙ тазы с водой кровавого оттенка, в руках небольшие тряпочки, которыми они вытирают руки и ноги ДЕТЕЙ (одеты в белые туники, босые, бледные). По бокам на переднем плане светятся небольшие тарелки с пламенем, давая слабую контровую подсветку СЛУЖАНКАМ ДЕТЕЙ.

Свет также исходит из ЗОНЫ 1, которая светится кроваво-красным светом. В ней появляется, а затем выходит из нее, держа в руках корзинку с лепестками и красными розами СМЕРТЬ, одетая вся в черном цвете (см фото). По мере движения СМЕРТИ, начинает подсвечиваться ЗОНА 2, затем уходит в ЗТМ, потом ЗОНА 3 (маршрут отмечен красной стрелкой). СМЕРТЬ поднимается на подиум (ЗОНА 2), проходит по нему, спускается с подиума и оказывается в ЗОНЕ 3 между двумя погребальными кострами (пары кубов, между которыми спрятаны фонари с красным фильтром, каждая конструкция накрыта черным полупрозрачным покрывалом), на кострах лежат ДЕТИ. СЛУЖАНКИ ДЕТЕЙ продолжают СИНХРОННО и СОСРЕДОТОЧЕННО делать свое дело, не видя вошедшую (будто она невидимка). СМЕРТЬ подходит то к одному, то к другой (ДЕТЯМ) из центра (позиция старухи в ЗОНЕ 3 отмечена черным кружком). СМЕРТЬ достает из корзинки сначала горсть алых лепестков роз, высыпает на тело мертвому с головы до ног, затем берет из корзинки красный бутон розы на коротеньком стебле и кладет в центр груди.

Затем смерть уходить прежним маршрутом, повернувшись спиной к зрителю, поднимается на подиум, доходит до середины, останавливается, вполоборота смотрит на зрителя

РЕЗКО ЗТМ

2. ИНТ. ПОКОИ МЕДЕИ - ДЕНЬ

Дается подсветка на ЗОНУ 2. На месте СМЕРТИ, спиной к зрителю, стоит МЕДЕЯ. Ее лицо видно в зеркале, висящем над проходом №1. Она стоит, раскинув руки в стороны, одетая в черную сорочку, волосы распущены.

С порогов №3 и №4 поднимаются СЛУЖАНКИ МЕДЕИ (одеты аналогично СЛУЖАНКАМ ДЕТЕЙ). Одна несет платье (что-то вроде плаща со шлейфом и с капюшоном, эмитирующим капюшон кобры). Вторая - поднос с украшениями, расческой и красными обвивающими руки змеями, головами спускающимися на тыльную сторону кистей рук к пальцам.


СЛУЖАНКИ МЕДЕИ (фиолетовые кружки на схеме)одевают свою хозяйку, причесывают, затем она делает взмах рукой, девушки быстро сбегают по своим ступенькам в ЗОНУ 1 к порогу 2, встают с обеих сторон.

МЕДЕЯ оборачивается на месте, мы видим ее похожей на черную кобру  (грим - аналогично гриму А.Джоли в фильме «Малифисента», но глаза подведены до висков), волосы зачесаны назад, под капюшон, как лоб кобры.

МЕДЕЯ медленно спускается при помощи СЛУЖАНОК МЕДЕИ в ЗОНУ 3 и замирает у порога. СЛУЖАНКИ МЕДЕИ остаются стоять на своих местах.

3. ИНТ. ПОКОИ ДЕТЕЙ - ДЕНЬ

Мы слышим шум шагов. ЯСОН появляется у входа в зону 1, проходит маршрутом СМЕРТИ, спускается в ЗОНУ 3, обойдя МЕДЕЮ, которая провожает его боковым взглядом.

ЯСОН замирает на точке СМЕРТИ (ЗОНА 3), между детьми.

ЯСОН
Все - вон!

Все четыре СЛУЖАНКИ убегают, огибая подиум с двух сторон, парами (М+Д).

ЯСОН
(потрясенно смотрит на ДЕТЕЙ, говорит хрипло)
Мой сын… наследник. Дочь, что украшеньем любому царству стать могла…
(смотрит в сторону МЕДЕИ, не на неё)
Как ты посмела?

МЕДЕЯ не удостаивает его ответом.

ЯСОН
(поворачиваясь к ней)
Ответь, безумная! Змея! Ты меня слышишь? Медея?!

МЕДЕЯ
(спокойно, растягивая слово)
Слышу.

ЯСОН
(гневно)
Как ты могла детей убить из-за соперницы? От злобы, от зависти, что я на ней женился! Что ты за мать?

ЯСОН отворачивается, отходит к сыну, падает на колени возле его «костра».

МЕДЕЯ
(спокойно)
Уж лучшая, чем их отец-предатель. Твой грех детей сгубил, Ясон. Ты ждал пощады? Напрасно…

ЯСОН
(через плечо)
Ведьма! Будь проклята! И ты! И колдовство твое…

МЕДЕЯ
…которым дорогу к славе я тебе мостила все эти годы… Ты - неблагодарен, мой муж, забывчив, я погляжу… Позволь тебе напомнить… Во-первых я спасла тебя, и воинов твоих спасла я тоже. Ты укротил быков? И поле смерти засеял ты ли? Может быть, руно добыл ты сам? Нет? То была Медея, любившая тебя. Я, дом родной оставив, скиталась десять лет…

ЯСОН
(взрывается, поднимается на ноги)
О, Боги! Забудешь ли? Когда день ото дня одно и то же слышишь! Упреки! Я устал от них! И от тебя устал! Мой долг давно уплачен! С лихвой! Тебе (упор на слове «тебе») добыл я славу! Нет уголка в Элладе, не знающего о Медее! Ты могла бы любимейшей царицей стать. Но - нет! Гордячка! Дочь варвара! - Ты так ей и осталась! Лишь врагов ты нажила на наше горе! Одних врагов! - Мы потому скитались, что злобу усмирить ты не сумела! Покой! Я здесь покой обрел! А коль ты недовольна была, так не держал тебя я ни минуты.

ЯСОН отходит к телу дочери, гладит ее по волосам, берет безжизненные руки в свои, прижимает к щеке.

МЕДЕЯ
(с горькой усмешкой)
Как же! Уйти с твоей дороги? И куда? К отцу? В дом, преданный тебе в угоду, наследника лишенный… Ты забыл, как брата моего, зарезанного, бросил в море? Где рады будут мне, Ясон? - На Крите, где царства добиваясь для тебя, я снова опустилась до убийства? Пол Эллады желает смерти мне! - Чудесный детям дар их любящий отец оставил!

ЯСОН
(бросается к ней, замахиваясь)
Хватит! Молчи, чудовище!
(останавливается на полпути, указывает на сына)
Мой сын царем Коринфа мог стать!

МЕДЕЯ
(с усмешкой)
Наивный! Очнись, Ясон! Креонту нужен внук от дочери! От Главки! Не Медеи, проклятьями осыпанной меж всех! Какую жизнь ты детям уготовил? Кому нужны они? Кто станет их беречь? Кто, кроме матери?

ЯСОН
Их мачеху сгубившей! Вероломно детей своих пославшей, чтоб убийство свершить руками их…

МЕДЕЯ
Отмщения добиться! За мой позор! За слезы, которых ты не видел! За изгнанье!

ЯСОН
(хватается за голову)
Боги!

МЕДЕЯ
Тебе уж не помогут… Не надейся. С такою славою, как у тебя теперь, найдется ли безумец, готовый дочь свою отдать, чтоб твое семя посеять вновь…

ЯСОН
Медея, ради мести и ярости безумной, детей убить?

МЕДЕЯ
Спасти. Я их спасла. От участи бастардов, презренных всеми. В доме у отца гостями нежеланными не станут. Вот - сын царя, а здесь - царевна-дочь!

ЯСОН
Будь проклята!
(уходит известным маршрутом)

МЕДЕЯ
(в след ему)
О,да, любимый, я проклята, и проклят ты навек!

МЕДЕЯ провожает ЯСОНА полуоборотом головы, затем остается одна. Она слегка пошатывается, будто «отпустила» себя (и оказывается по центру). МЕДЕЯ дрожит, смотрит затравленным взглядом то на сына, то на дочь. Она беззвучно шевелит губами, не произнося вслух фразу: «Что я наделала?!» МЕДЕЯ закрывает рот рукой, прерывая крик, и падает на колени.


Параллельно, из ЗОНЫ 1 выходит СМЕРТЬ, она идет своим маршрутом, с корзинкой в руках и останавливается у края подиума, прямо над МЕДЕЕЙ, внимательно, выжидающе глядя на царицу.

КОНЕЦ

14.03.2017

На фото:
Виолетта Тамбия - Медея
Евгений Уманский - Ясон
Елизавета Медведева - Дочь
Антон Юшков - Сын