Человек счастливый...

Вячеслав Чаплинский
               
Что такое человеческое счастье? На этот вопрос вразумительного ответа не смог дать никто.Даже гениальный наш  Лев Толстой  не смог. Он сказал что?"Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими»" .Это его высказывание говорит само за себя.Думается мне,что у каждого человека своё понятие о счастье.И воспринимается оно по разному.И даже  зависит оно от разных  жизненных причин.Один своё счастье видит в своей независимости,неподчинёности кому либо.Другому наоборот уютнее и удобнее за чьей-то широкой и надёжной спиной.Раз уж я решился порассуждать на эту тему.то  буду говорить только о том ,что касается лично меня.Начну с того ,кто я такой? Я Моряк  Дальнего Плавания   в отставке.А поскольку в отставке я уже достаточно давно,то у меня было много  свободного времени.чтобы порассуждать на разные житейские  темы.В том числе и о человеческом счастье.Великий Поэт Востока   Омар Хайям сказал:

Кто пол лепешки в день себе найдёт
Кто угол для ночлега обретёт.
Кто не имеет слуг и сам не служит.
Счастливец тот,Он хорошо  живёт.

Так сказал Хайям,а вернее тот переводчик,который перевёл стихи Омара Хайяма  с фарси на русский язык.Я думаю,что переводчик был хорошим и правильно понял Омара Хайяма  Принято считать,что люди Востока  мудрее людей запада.Поскольку на Востоке живут больше головой и сердцем а на Западе -желудком и всем тем  ,что ниже его.И в этом не трудно убедиться ,если  некоторое время посмотреть  современные программы  ТV- (зомби-ящика).

Но я отвлёкся от темы. Так,кто же  я такой? Свою родословную я твёрдо помню начиная с Дедов.  Дед по Маме был служивый человек.Служил он в конной гвардии двух величеств.  Александра третьего и Николая второго.Прослужил четверть века .Вышел в отставку задолго до переворота и успел ещё   пожить  вне службы но в приличном обществе.К моему глубокому сожалению Я родился  значительно позже,чем умер мой служивый Дед.И хоть он уже был в отставке ,но причиной его преждевременной смерти стала война.И судьба моей семьи резко ухудшилась с уходом из жизни моего  служивого деда.Звали его Викентий Александрович.


Второй мой  Дед не был служивым человеком.Если не считать того ,что он несколько лет  был  (служил) волостным председателем  а значит управлял подопечной ему волостью  в некогда Двинском уезде. Теперь старинный русский  город Двинск называется  Daugavpils.К моменту моего рождения мой Дед был абсолютно свободен от всяких служебных  обязательств. И был  совершенно свободным хуторянином.Далеко не бедным хуторянином,поскольку владел хутором в 25 гектаров пахотной земли а кроме того  был ещё небольшой участок леса.   Родится в такой не бедной  семье это уже не плохо. Но это ещё не гарантия счастья.

Моим родителям ,наверное,хотелось самостоятельности и поэтому  в поисках её они уехали в Ригу. А Я из деревенского хлопца  вдруг превратился в городского.И городским я был всю осень и зиму.А весной я становился  опять деревенским ,поскольку меня на лето отправляли к Деду и Бабушке.Вот такое "раздвоение" личности.Но я не буду гневить Бога.С детством мне повезло.По крайней мере первые десять  лет своей жизни я прожил вполне  счастливо.Мне было очень интересно жить в Риге той поры.Там было на что посмотреть тем более мальчугану только-что вступившему в жизнь.В  Риге был кинематограф.И родителям купившим билеты для себя, ребенка можно было взять с собой без билета ,при условии,что он будет сидеть на  коленях у родителей.Помимо кино в Риге был ещё цирк а это  для мальчишки было куда более интересно чем кино.

Нет сомнения,что Рига меня привлекала.Но день когда меня отправляли в деревню к Дедушке ,для меня всё же был праздником.На хуторе Деда я обретал такую свободу,которой у меня не могло быть в городе.Просторный ,уютный и даже нарядный дом Дедушки  выгодно отличался от нашей маленькой городской квартиры в пятиэтажном доме.Вокруг хуторского дома был сад а за садом просторные  поля  и большая роща.И всё это было в моём полном распоряжении.На хуторе Дедушки и Бабушки,кроме их самих  обитало много всякой живности.Лошади,коровы,овцы.свиньи и множество пернатых.А ещё там жил мой закадычный друг,очаровательный пёсик по имени Дружок.С ним мы составляли неразлучную пару на всё время моего пребывания в деревне.Был ещё  кот Василий  большой фаворит Бабушки.  Но этот персонаж имел очень независимый характер и гулять предпочитал   сам по себе.

 На территории хутора у дедушки была ещё  Кузня.Дедушка в молодости увлекался кузнечным делом. Теперь ,имея достаточный доход с хутора,кузня  была ему нужна как хобби.В Кузне этой делалось всё необходимое для своего хозяйства.Но Дедушка  иногда выполнял кузнечные работы и для соседей хуторян.Денег за работу он не брал.А соседи  в ответ выполняли какую-то работу для дедушки.Что-тот вроде бартера.А по сути Кузня была нечто вроде клуба для окрестных хуторян. Представьте такую картину. Утром,но не рано, появляется хуторянин Павел в поводу у него могучая коняга и он обращается к Дедушке примерно так -Болеслав Иванович мой буланый расковался  нельзя ли подковать?Дед соглашается  и они втроём идут к Кузне.И вскорости от Кузни уже слышен звон наковальни.А  этот звон непременно  услышит другой сосед  и вскорости появится у Кузни.

И Кузня уже    своеобразный сельский клуб.Мы с Дружком,конечно же ,не упустим возможности поприсутствовать в этом клубе. Дедушка,в то время,был уже обладателем трехлампового радиоприёмника и в кузне можно было узнать последние новости.Эти новости  тут же и обсуждались а я всё это слушал и впитывал как губка.Ещё одной достопримечательность хутора была несомненно железная дорога.Она проходила как раз по границе хутора.И была объектом моего пристального внимания.Поезда  по этой дороге в ту пору ходили не часто,но всё же ходили.(Зато теперь они почти не ходят совсем.)

Из всего выше сказанного  ясно,что моя деревенская жизнь была насыщенной и разнообразной.И свою деревенскую жизнь я любил больше чем жизнь городскую.К тому же этому способствовал и мой Дедушка.В своём кругу дедушка слыл человеком образованным.Поскольку в молодые годы окончил с отличием Реальное училище.Но дальше учиться не стал.Увлёкся механикой и кузнечным делом.В молодости Дедушка побывал и в городах.Пожил немного в Риге и в Двинске.но городским жителем не стал.Более того он стал ярым приверженцем сельской жизни.Надо мной он подтрунивал ,называл меня Рижанином.

Но когда я стал постарше он иногда и всерьёз  заводил разговор о преимуществах сельской жизни.Он  сравнивал  городскую жизнь моего отца  со своей собственной жизнью хуторянина.Он говорил мне - Вот твой отец работает на  зеркальной фабрике.Он неплохо там зарабатывает но он человек подчинённый.И у него там несколько начальников.И он должен выполнять то,что ему приказывают.А вот я ,на своём хуторе, сам себе начальник.И мне тут никто не  может ничего приказать.Даже государственный чиновник любого ранга. С государством я вхожу в контакт только один раз в год осенью.Когда я продам всё что произрастает на моём хуторе ,Я тогда иду в Банк и плачу  государственный налог за мою землю.После этого я с государством отношения прекращаю до следующей осени.

А на своём хуторе  Я  царь,  бог и воинский начальник.И это было действительно так,но так жил не только мой Дедушка.Так  жили а главное так себя чувствовали и все остальные хуторяне.Никто не мог  им  что-то указывать и распоряжаться ими. Конечно же при условии если и они строго соблюдали законы государства.А они то были  законопослушными гражданами своей маленькой республики.Поэтому в отношениях хуторян с государством не возникало никаких проблем.Мой Дедушка после того как поселился на своём хуторе  из него уже никуда и не отлучался дальше чем вёрст на 25.

В этом радиусе находилось всё,что могло интересовать Деда.Родственники,друзья,небольшие городки и местечки ,которые находил нужным  иногда посещать мой Дед.В радиусе 25 километров Дед  вёл довольно таки активный образ жизни.Посещал Ярмарки базары или просто народные праздники которых отнюдь не чурался.К  тому же ни одна свадьба в округе не проходила без его участия ,как  почётного гостя .  К нему часто  обращались за советом соседи хуторяне и не только соседи.Дедушка выписывал журнал "НИВА" и приложения к нему а ещё он выписывал сельскохозяйственные журналы и был в курсе всех новостей агрономии и  сельского хозяйства.Поэтому мог дать полезный совет любому,кто в этом нуждался.

Дедушка ощущал свою полезность для сельчан и гордился ею.Безусловно у него была уверенность в том,что  ОН  обрёл своё место в жизни.И это место его вполне удовлетворяло. А это уже как предпосылка к счастливой жизни.Главной помехой на пути к счастью  человека  является,на мой взгляд,  зависть.Помимо прочего  Дедушка мне внушал никому никогда не завидовать.Потому,что зависть чувство бесполезное и даже вредное.В дни   моего детства мне это чувство было незнакомо.Наверно потому,что мне некому было завидовать.Я  жил в хорошем благоустроенном доме.У меня был интересный и мудрый Дед. Кому мне завидовать?

 Поэтому с чувством зависти я не был знаком.И как пример этого я припоминаю такой случай из своей молодости.На танцах в клубе "Земельблазма" в Риге Я встречаю своего друга Васю Федорова.Он тоже моряк.Но он появился в клубе в супер-элегантном костюме и на фоне нашего "ширпотреба" он смотрелся  великолепно.Я не стал  ему завидовать  но узнал от него откуда у него такой костюм.В Риге той поры в  магазине такой костюм купить было невозможно.Но был другой путь.В комиссионном  магазине  надо было купить отрез на костюм а потом заказать пошив этого костюма  у хорошего портного.Для этого мне пришлось резко сократить потребление пива и отказаться на время от других радостей жизни.Но зато после двух месяцев экономии я заказал Ефиму Пукеру (закройщику из ателье мод) свой первый элегантный костюм.

И никакой зависти к Василию Федорову. Потом Я таким образом избегал чувства зависти  мотоциклистам  и автомобилистам. Но я отвлекся от темы.У своего Дедушки я научился многому.Он был мастер на все  руки.Помимо кузнечного дела он был и столяром и плотником.У него был самодельный токарный станок и он выполнял токарные работы по дереву.А я был внимательным наблюдателем дел своего Деда.И я многому у него научился. Счастливое и безоблачное детство моё изменилось в худшую сторону с началом войны.Немцы оккупировали Латвию   очень быстро. Фронта,как такового, не было совсем. Красная армия стремительно ушла а немцы стремительно пришли.

В Латвии немцы вели себя не столь варварски как в России.Наверно потому,что латыши,по старой привычке,им раболепно служили. Русскому населению Латвии тоже от самих  немцев большого притеснения не было.Нам были более опасны  латвийские   шуцманы-полицаи.Но эта опасность была в городах а хутора в этом отношении тоже были в безопасности.Тем более,что немцы разумно решили хутора не разорять а обложить их продовольственным налогом.Налог был огромным но не смертельным для хуторянина.Поэтому жизнь в деревне ,в отличие от городов,была  более выносимой. Но  оккупация есть оккупация и эти четыре года  изрядно омрачили моё детство.Но всё ,когда-то кончается. Летом 1944 года  немцы стремительно  драпанули из наших мест ну а   Красная армия так же стремительно нас освободила.На этот раз война стремительно ушла на Запад.

 В составе Красной армии на запад,на Берлин ушёл и мой отец.До Берлина  Он  не дошёл.Ему помешал немецкий снайпер.Но снайпер к счастью промахнулся.Да и каска отцу помогла.С тяжёлым ранением он был отправлен в далёкую Сызрань на Волге. А  день Победы он встретил ещё в санитарном поезде на пути в лазарет. Дальнейшая моя жизнь проходила на хуторе.До школы,где я посещал пятый класс,от нашего хутора было шесть километров. И каждый день Мы,группа хуторских мальчишек, проходили эту дистанцию туда и обратно.Правда в школу мы всегда шли быстро и по прямой.Чтобы не опоздать к урокам.А вот из школы наш путь был зигзагообразным и опоздать мы уже не опасались. Особенно зимой,когда мы в школу ходили на лыжах.В школе той поры не хватало всего.Не было тетрадей,карандашей,учебников и главное не хватало и учителей.Учили нас старые учителя и вчерашние старшеклассники.Изменилась и жизнь на наших хуторах .

Освободители  обложили хуторян  таким налогом,что немецкий  налог нам стал казаться  вполне божеским налогом. За невыполнение налога "народная власть" могла депортировать в Сибирь.И хуторяне узнали,что такое жить в проголодь.Да,  конечно ,у сельского жителя есть всегда возможность извернуться. Припрятать мешок картошки или немного муки.Но качество нашей жизни резко  снизилось после освобождения и   возвращения в ссср.Но впереди нас ждала коллективизация."Народная власть" очевидно умышленно давила хуторян непосильным налогом,чтобы они потом охотнее соглашались вступать в колхоз.Но желающих вступать в колхоз добровольно среди хуторян не было.Все были наслышаны о колхозном житье  от родственников из Белоруссии.

Пользуясь тем,что у хуторян Латвии были  паспорта ,молодёжь хуторская стала уезжать в города. А детей пристраивали в ремесленные училища и школы ФЗУ.Я,от колхозного рабства ,решил бежать во флот.Я много читал о моряках и флотской службе и мне удалось стать Юнгой Балтийского Флота. Я считаю,что мне повезло в жизни.Я осуществил свою мечту и стал моряком в юном  возрасте а кроме того я не стал батраком-колхозником.А вот некоторые мои друзья детства ,которым не повезло, стали таки колхозниками.Их было не много.Но они были  и все они  чувствовали себя несчастными и обделёнными судьбой.

Балтийский Флот для меня стал путёвкой в Мировой Океан и всё лучшее в себе  я получил от того,что свою сознательную жизнь я начинал на Балтийском Флоте. Флот сделал меня мужчиной и научил любить и соблюдать традиции и обычаи флота.Я не стал кадровым  военным моряком.Балтийскому военному флоту я отдал не полных пять лет.Но именно там я обрёл прочный флотский фундамент.Своим успехам на торговом флоте я обязан флоту военному.  ЛИБАВА,БАЛТИЙСК,(Пиллау),КРОНШТАДТ, ПИТЕРБУРГ.СЕВАСТОПОЛЬ.Эти города и  их гавани были моей военно-морской колыбелью.

Демобилизовавшись в 1957 году в Севастополе я вернулся в Ригу и обменяв военные  документы на гражданский диплом я стал младшим офицером гражданского  флота.Потом была учёба в Мореходном училище и служба на разных судах и малых и больших.И под российским флагом и под чужим. В 1997 году  я закончил  свою службу на торговом флоте но ,к сожалению,уже под чужим флагом.Потому что флот Латвийской сср к тому времени приказал долго жить.За сорок  пять лет своей флотской службы  я посетил чуть более пятидесяти стран Мира.Ещё большее количество портов и городов.Я познакомился с людьми разных национальностей.Наблюдал их жизнь их культуру.В общем и целом я доволен  своей судьбой моряка и человека.Хотя я уверен,что моя жизнь могла бы сложиться куда более счастливо и интересно если бы она проходила в других условиях.

Совдепия наложила на мою жизнь мрачный оттенок.Сравнивая жизнь в ссср  с тем,что я видел в других странах мне казалось,что совдепия - это худшее,что может быть.Я тогда очень сильно ошибался.  Худшее,что может быть пришло потом после развала совдепии.И это ХУДШЕЕ существует сейчас на всём постсоветском пространстве.Так,что не всё безнадёжно было в совдепии.Там ,по крайней мере,был  Отличный Флот! Моряков этого Отличного флота  кэпээсэсовцы держали в чёрном теле на скудном содержании .Были драконовские правила  поведения этих моряков за границей.Но всё же Флот был на должной высоте.И по качеству моряков  как профессионалов и по качеству судов на которых эти моряки служили.

Нехорошее слово СОВДЕПИЯ  мне не нравится. Но слово советский мне не нравится ещё больше. Потому,что это лживое слово.Никто в ссср ни с кем не советовался.Была диктатура ВКПб или КПSS .А органы "райсовета" без  согласования с райкомом не могли переставить на другое место даже уличную  мусорную урну.И потому,что так было эта власть и развалилась за два дня.Сами  капээсэсовцы её и развалили.Быстро поменяли свою окраску и стали либероидами а кому достались доллары из партийных касс те даже олигархами воцарились.Флот,по крайней мере в Латв.ССР, был задёшево продан за бугор и на этом нажились новые хозяева Латвии.


А теперь ,после многих отступлений ,я хочу  вернуться к первоначальной теме. О счастливом человеке??? Могу ли Я считать себя счастливым человеком??? Думаю что нет! Вот  мой Дедушка возможно и считал себя таковым  на некоторых отрезках своей жизни.Насколько мне известно хуторянином он стал примерно в 1904 году. И таковым он был до 1949года.В 1949 году он "добровольно" отдал всё своё имущество в колхоз и превратился  юридически  из хозяина-хуторянина в батрака-колхозника.Батрачить на колхоз ему не пришлось поскольку он был уже в пенсионном возрасте.Но по просьбе председателя колхоза  "Имени Калинина" дедушка пару лет был заведующим колхозными складами.Так закончил он свою карьеру.

 45 лет он жил и чувствовал себя независимым ,вольным хлебопашцем.Тоесть он жил по заветам Омара Хайяма. Слуг не имел но и сам никому не служил.Если не считать пару лет на колхозных складах. На его похоронах я не присутствовал будучи в море.Но мне потом сказали,что провожавшие моего Деда в последний путь некоторые мужчины даже уронили скупую мужскую слезу.А это уже дорогого стоит.Боюсь,что на моих похоронах такого не будет.Вот и получается,что мой Дедушка  прожив свою жизнь на жизненном пространстве в радиусе 25 вёрст  чувствовал себя куда более счастливым человеком,чем Я его внук  обошедший  Полмира.