Подарок учительнице

Борис Аверин
 
   Ирина Николаевна в приподнятом настроении шла на работу. Она учительница 1д класса городской школы №35, девушка приятной внешности. В прошлом месяце ей исполнилось двадцать  три года. Она в прошлом году окончила педагогический институт.

   Предпраздничное утро было тихим. В бездонном, по-весеннему голубом небе, яркое солнце ещё не грело, но создавало внутренний покой и уют. Вокруг царило приближение праздника, Женского дня. Некоторые из людей, которых видела она в это утро, были с цветами.
 
   Учительница, предвкушая поздравления в честь завтрашнего праздника 8-е марта, с вечера, в салоне красоты, привела себя в праздничный вид.

   Белые волосы, уложенные длинными, пышными локонами, красиво обрамляли её милое, слегка округлённое, лицо. Пухлые губки ярко красного цвета, словно маки в весенней степи, привлекали взгляды прохожих.

   Она вспоминала подарок родителей первоклассников в минувший день рождения. Они были щедры. Заказали отдельный зал в ресторане Караоке, недалеко от школы. Столы на двадцать человек, по количеству приглашённых, ломились от экзотических блюд.
   
   Председатель родительского комитета класса на банкете выступила с поздравлением от родителей. Поздравление было тёплым, запомнившимся, казалось ей, на всю жизнь.

   Радостная, с улыбкой на лице, молодая учительница перешагнула порог школы. Вестибюль был украшен цветами и большим поздравительным плакатом.
Неожиданно перед ней появился директор школы Пётр Алексеевич, стоявший сбоку от входа. У него в руках был букетик из трёх тюльпанов. Ей приятно было его поздравление с вручением цветов.

   Приняв букетик, с улыбкой она направилась в учительскую. Там уже были её коллеги, получившие поздравление директора. Взаимные поздравления, разговоры о предстоящем празднике были не долгими, нужно было идти в класс к детям.

   Направляясь в свой класс, к первоклашкам, она представляла поздравление родителей. Ей казалось, что подарок, которого ждала, будет необыкновенным.

   Фантазии рисовали кроме большого букета белых роз, необыкновенно красивую напольную вазу, какую видела в одном из салонов подарков. А, может быть, вдруг представила себе, они подарят большой плоский телевизор, которым она заменит свой старый.

   Вопрос, что подарит родительский комитет, мучил её до входа в класс. Она открыла дверь, и перешагнула порог. Первоклассники, стоявшие у своих парт,  громко, хором продекламировали поздравление в стихах.

   Сердце радовалось необычному и неожиданному поздравлению. Как только дети закончили групповое чтение стихотворения, отделившись от группы родителей, к ней подошла Анна Павловна, председатель родительского комитета. Поздравление было коротким. Слова, произнесённые общественницей, тронули душу молодой учительницы.

   Закончив речь, она вручила ей большой букет красных роз. Между большими молодыми бутонами цветов Ирина Николаевна заметила поздравительный конверт.
Мгновенно в её голове проскользнула мысль, - какая сумма в конверте? Наверное, не меньше сорока, или пятидесяти тысяч?

   Принятый букет родители поставили в заранее приготовленную хрустальную вазу, стоящую на учительском столе.

   После шумного поздравления, родители ушли. Начался обычный урок.
Учительница с нетерпение ждала звонка на первую перемену.

   - Сколько денег в конверте? – Навязчивая мысль сверлила её мозг. Это размышление мешало сосредоточиться на учебном материале.

   Наконец, зазвенел долгожданный звонок. Его трель была обворожительной, приятной, как ни когда раньше.

   - Дети выходите из класса! Я открою форточки для проветривания. – Сообщила Ирина Николаевна.

   После выхода детей из класса, её руки мгновенно потянулись к конверту.
   - Какая сумма? Интересно, сколько мне подарили? – Мысленно она разговаривала с собой.

   Вытащила конверт из букета. В спешке раскрыла его. Двумя пальцами, большим и указательным, вытащили из него одну купюру розового цвета.
 
   - Как, только пять тысяч? – Вслух сказала она, и широко раскрыв конверт, внимательно осмотрела, не остались ли там другие купюры? Конверт был пуст.
Полученный подарок расстроил молодую учительницу.

   - Это оценка моего труда! – Громко сказала она. – Как низко они ценят меня!
Настроение стало совершенно не праздничным. Она расстроилась, будто у неё случилось горе. Ей стал не мил, ни класс, в котором она старалась создавать уют, ни ученики, только что поздравившие её красивыми праздничными стихами.

   Прозвенел звонок на урок. Его звук был режущим её слух, вызывающий отторжение предстоящего урока. В класс вошли ученики, и заняли свои места.
Учительница, поникшая духом, не улыбалась, не закрыв форточки, кое – как  провела второй урок. Время тянулось медленно. Она ждала окончания третьего урока, что бы быстрее покинуть школу.

   После третьего урока, с букетом роз она медленно плелась домой. Полученный подарок от родителей огорчил её, а навёл на мысль уйти из школы.
- Мой труд обучения и воспитания их детей они оценили в пять тысяч рублей! Позор! Уйду из школы!

   По пути  домой, в съёмную однокомнатную квартиру, она не замечала солнечного дня, больших букетов цветов в руках мужчин, купивших цветы для поздравления женщин-коллег по работе.
 
   Напротив её подъезда у дома, она увидела женщину, сидевшую на скамейке.
   - Не мама ли? -  Пронеслась мысль. – Почему приехала, не предупредив?
Подойдя ближе, убедилась, что не ошиблась. На скамеечке под берёзой действительно была её мама, женщина лет шестидесяти, в синем пальто с меховым воротником, тёплом берете в тон пальто.

   - Мама, здравствуй! Так неожиданно, что случилось?
   - Здравствуй Ирочка, всё нормально. – Вставая, отвечала женщина. – Не собиралась к тебе, но меня, будто что подхлестнуло. Собралась быстро, и на автостанцию.
 
   Мать и дочь обнялись. Ирина Николаевна, взяв сумку из рук матери, направилась к подъезду дома.
   - Почему не позвонила, мама?
   - Ой, доченька! В пути обнаружила отсутствие мобильника. Забыла, но не стала возвращаться.

   - Это хорошо, что ты приехала, мама. Поживёшь у меня. Кое-какое разнообразие будет для тебя.

   Когда шли  в квартиру, и за обеденным столом, дочь пыталась не показать своего плохого настроения. Но, сердце матери не обмануть. Клавдия Васильевна, так звали женщину, ещё при встрече, увидев глаза Ирины без блеска,  подумала, - неприятность у дочки.
   - Ирочка, у тебя, что – то случилось?

   Ирина Николаевна пыталась отшутиться, но обмануть мать не удалось. Она раскрыла причину душевного дискомфорта. Мать с большим вниманием выслушала девушку. Услышанная история взволновала её.

   - Не расстраивайся, Ира, - успокаивала она дочь, - это не проблема! Без причины ты себя накрутила. Уход из школы будет большой ошибкой.

   Дочь пыталась оправдать себя и своё желание расстаться со школой.
   - Куда ты пойдёшь работать? – Задала вопрос мать, и сама ответила. – Конечно, тебя молодую, симпатичную девушку с высшим педагогическим образованием могут принять на работу секретаря, в какой то офис. Но, что это будет за работа?

   Дочь, не перебивая слушала мать, глядя в тарелку с супом. Ей было трудно поднять глаза на маму. Она почувствовала, что то не правильное в своих рассуждениях.
 
   - Ты учительница в третьем поколении. – Продолжала женщина. – Вспомни бабушку, мою маму. Она работала, как ты, учительницей начального образования. Ей пришлось учить малышей в годы войны.

   Дочь видела волнение матери, и не проронила ни слова.
   - Какие тогда подарки? Ни кто о них не вспоминал. Есть было нечего. Бабушка, как и все учителя, по-матерински работала со своими классами. Те, кто был её учениками, оценили её труд, будучи взрослыми. Она получала от них тёплые слова всю её жизнь.

   Я учила детей позже. Но для меня, так же, как и для неё, стимулом к той трудной, но благородной работе, была любовь к детям, желание сделать их честными, добросовестными людьми, стремящимися к знаниям.

   - Мама, ты ешь. – Вступила в разговор дочь. – Суп остыл. Потом обсудим ситуацию.
   Но, мать была взволнована, как считала, заблуждением дочери, и не могла не говорить.

   - Ты ещё мало работаешь, фактически, только начинаешь. – Продолжала мать, изредка поднося ложку ко рту. – Ты любишь детей. – И, глядя на дочь, спросила, - любишь же, правда?

   - Да, я люблю своих первоклашек! – Посмотрев на мать, ответила Ирина.
   - Выбрось дурь из головы! Работай спокойно. Получай радость от успехов учеников. Не нужны тебе ни какие подарки родителей. Не попадай в зависимость от них. Будь всегда свободна в мыслях и делах.

   Некоторое время мать и дочь ели молча. Каждая из них думала о чём то своём.
   - Советую, возвратить деньги родительскому комитету, и попросить, впредь, не делать подарков, за исключением цветов. Своим  поведением, даже в мелочах, учитель воспитывает учеников.
 
   Закончив обед, дочь предложила матери прилечь на диван. Сама взяла в руки книгу. Но, чтение не получалось. Чувства и мысли, возникшие в беседе матери, не позволяли видеть текст. Она обдумывала суждение, высказанное ею.
   Казалось ей, что мать не учитывает время эпох. Вспоминая события прошедшего предпраздничного дня, анализируя поток своих рассуждений, решила, что действительно, мать права.

   - Да, - подумала девушка, - я люблю свою работу! Деньги возвращу, и буду помнить мамин совет. Не буду совершать опрометчивых поступков, из-за которых мне будет стыдно перед своей совестью.               
                Б.Аверин
                10.03.17.