Картина

Леонид Патракеев
               

        В багетной мастерской, куда я заехал после работы, чтобы заказать рамку для картины, было пусто. В конце зала, сидя за столом, скучала довольно симпатичная приемщица.  Подойдя к ней, я показал фотографию картины. Мы оговорили цвет рамки, срок изготовления, я оплатил заказ и пошел к выходу.  Три стены мастерской были увешаны образцами рамок, на четвертой висели репродукции картин. Скользя по ним взглядом, я подошел к двери,  протянул руку, чтобы открыть ее и тут увидел картину, висевшую у самого выхода.  Свет светильника ярко выделял рамку золотого цвета, оставляя саму картину в тени. Я протянул руку,  поправил светильник, освещая картину полностью, взглянул на нее и замер. На картине была изображена молодая девушка в длинной серой юбке, белом фартуке и белой косынке, наброшенной на плечи, которая держала в руках поднос со стаканом и чашкой. Ее миловидный профиль, опущенные вниз глаза, волосы, убранные под чепчик, вдруг вызвали у меня смутное ощущение  радости жизни, которое приходит к нам при виде молодости и красоты. Наклонившись, я прочел надпись на табличке расположенной  под картиной:
Жан Этьен Лиотар «Шоколадница».

Я небольшой  любитель живописи и никогда раньше не видел этой картины.

Обернувшись, я обратился к приемщице, которая наблюдала за мной:
-Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта репродукция?
Девушка назвала цифру, цена была невысокая, и чуть подумав, я решил купить картину.

Приемщица завернула репродукцию в бумагу, перевязав шпагатом, я поблагодарил ее и вышел на улицу. Приехав домой, я прошел в свою комнату, снял висевший рядом со столом натюрморт и повесил на его место «Шоколадницу».

 Вечером после ужина, я сидел за столом, читая новый роман Людмилы Улицкой. В квартире было тихо, мои домашние уже спали. Подняв глаза от книги, я взглянул на картину. В мягком свете настольной лампы, девушка на картине казалась живой. Словно еще чуть-чуть, еще мгновение  и она сделает шаг, повернется ко мне и, смущенно улыбнувшись, снимет с подноса и подаст чашку шоколада.

Через два дня по служебной необходимости меня срочно отправили в командировку в  небольшой городок. Я добрался туда уже к вечеру и, поселившись в гостинице, вышел в город. Проходя по главной улице, я увидел вывеску кафе и решил зайти поужинать. В будний вечер посетителей в нем не было, я присел за столик у окна и взял в руки лист меню, лежавший на столе.

-Добрый вечер,- услышал я голос и посмотрел на подошедшую официантку. 

Молодая девушка в сером платье и белой косынке, повязанной на шее,  смотрела на меня.

-Выбрали что-нибудь? – спросила она.

Я сделал заказ, девушка записала его в блокнотик и отошла. Глядя ей вслед, я ощутил странное  чувство, словно видел эту девушку раньше.  Ее походка, длинное серое платье, даже туфельки, видневшиеся из-под него,  были мне знакомы. Я не бывал прежде в этом городке, и вряд ли мог встречать ее до приезда сюда. Думая над этой загадкой, я смотрел в темное окно, в котором отражались столики кафе.

 Открылась дверь, ведущая в подсобное помещение, из него вышла официантка и, держа в руках поднос, направилась ко мне. Я обернулся и вдруг увидел ее в профиль. Странным, непостижимым образом, эта девушка напоминала ту, которую изобразил художник на своей картине, репродукцию, которой я приобрел недавно. Те же опущенные глаза, изящные руки, державшие поднос, на котором стояли тарелки, все было совсем другое и одновременно, то же самое. Официантка подошла к столу, расставила тарелки  и, заметив мой изумленный взгляд, улыбнулась и спросила:

-Что-нибудь еще?

Не в силах говорить, я отрицательно покачал головой. Она еще раз улыбнулась и отошла. 

-Подождите,- придя в себя,- окликнул я девушку. – У вас есть горячий шоколад?

-Есть,- удивленно посмотрела на меня официантка.
 
–  Тогда принесите мне, пожалуйста, чашку шоколада и стакан воды,- попросил я.

-Хорошо,- сказала девушка и ушла.

Я стал ужинать, размышляя о сходстве двух человек, живущих в разных столетиях, пока  легкий стук каблучков не отвлек меня. Обходя столики, ко мне подходила официантка с подносом в руках, на котором стояла чашка с шоколадом и стакан воды.  Я опять увидел ее в профиль, еще раз поразившись, насколько была похожа официантка из маленького провинциального кафе  на «Шоколадницу» Жана Этьена Лиотара. 

Придя после ужина в номер, я открыл ноутбук, зашел в интернет и прочитал информацию о картине.  Девушку, изображенную на ней, представляли по-разному, но у меня уже сложилось о венской красавице свое мнение.

 Я прожил в этом городке еще несколько дней, дважды приходил ужинать в это кафе, но девушку похожую на «Шоколадницу» больше не встречал. И уже приехав домой и, глядя  на картину, висевшую на стене, я подумал о том, что в теории переселения душ, может и есть доля истины, потому что  появляются на Земле такие вот девушки, идущие сквозь века и несущие в своих руках стакан воды и чашку шоколада.