Задача классификации

Гульмира Жамантикова
Одной из задач, более или менее успешно решаемых нейронной сетью, является задача классификации и кластеризации. Прежде чем рассматривать алгоритм решения этой задачи нейронной сетью, посмотрим, как решает эту задачу человек на когнитивном уровне.

Задача классификации состоит в том, чтобы множество объектов с разными признаками разделить на небольшое количество классов, но не по какому-то отдельному признаку, а по скорее по их функциональной схожести.
Если речь идет о классификации каких-то искусственных предметов, созданных человеком, то это очень простая задача, с которой легко справляются уже дети дошкольного возраста.

Например, из множества предметов и объектов (стол, стул, мяч, чашка, дом, ручка, школа и т. д.) можно выделить отдельные классы: мебель, посуда, строения и т. д.
Чтобы достаточно корректно решить задачу классификации, необходимо иметь информацию о предназначении тех или иных предметов. Основываясь только  на собственных признаках самих предметов, эту задачу решить невозможно. Например, вы изучите всю информацию о предметах — об их форме, структуре, мягкости-твердости, размере, цвете и т. д. Но эта информация ничуть не поможет удачно решить задачу классификации. Вполне может оказаться, что диван и мяч окажутся в одной категории только потому, что оба мягкие и упругие.

Дело в том, что свойства объектов и их использование невозможно рассматривать в одной плоскости восприятия. Они лежат в ортогональных (перпендикулярных) плоскостях. Точно так же по координатам точек, из которых состоит плоская, двухмерная фигура, очень трудно понять её форму. Для этого надо выйти из пределов плоскости и посмотреть на фигуру сверху — со стороны третьего измерения. Только в этом случае мы сможем легко отличить круг от пятиугольника, прямоугольник от прямой без всяких сложных вычислений.

А теперь представьте, насколько сложнее выглядит задача классификации живых, развивающихся организмов и видов, одним из которых является сам человек, пытающийся эту задачу решить.

Во-первых, для решения этой задачи необходимо знать предназначение (главную функцию) каждого рассматриваемого вида или организма. А это не всегда очевидно.
Во-вторых, человеку необходимо уметь посмотреть на этот процесс со стороны, но суметь при этом не исключить себя из рассматриваемого множества, т. е. уметь правильно абстрагироваться, не отрывая себя от природной системы.
 
И в-третьих, живые системы не являются статичными и неизменными в отличие от искусственных предметов. Они могут видоизменяться, появляться и исчезать, менять свои функции, объединяться в симбиотические союзы и т. д.

Глядя на все эти сложности, можно ли утверждать, что задача классификации вообще является решаемой? По плечу ли она человеку? Казалось бы, нет.
Но человек вполне успешно справляется с этой задачей на уровне интуитивного понимания, различения. И это удивительно.

Сложности возникают тогда, когда человек желает обосновать своё понимание логически и создать некую «теорию» эволюции. Вот тогда даже самые очевидные вещи кажутся необъяснимыми и невероятными.

                Эволюция системы и сознания

Напомню, что под сознанием мы понимаем не сознание отдельного человека, а универсальный природный процесс, неразрывно связанный с самоорганизацией материи.
С этой точки зрения сознание не является исключительной прерогативой человека, а является характеристикой системы в целом.

Если мы признаём, что человек является частью системы, то должны понимать, что часть не может быть больше целого. Может ли подсистема быть разумнее системы? Может ли мозг быть разумнее человека?

Пока мы рассматриваем различные подсистемы в отдельности, мы изучаем и сравниваем их функции. Мы видим, что у каждой подсистемы есть свои функции и связанные с этим морфологические особенности. Но можно ли утверждать, что одни подсистемы важнее других? Разве ноги служат мозгу или наоборот — мозг ногам? Скорее всего вы ответите, что и мозг, и ноги, и прочие органы служат человеку.

Почему же при рассмотрении экосистемы Земли человек считает себя вершиной эволюции, господином, которому должна служить вся природа?

Эволюция — это процесс единый, взаимосвязанный. Если представить её форму, то это не пирамида, а скорее матрешка. И рост сознания в таком случае не только личное достижение, но и вклад в развитие системы в целом.