Отношение святоверия к физическому телу

Валерий Святовер
Многие отрицают физическое тело, считая его бренной оболочкой, которая мешает духовному развитию, служит иточником греха и искушений. Однако святоверчество не разделяет эти позиции, так как в Святословсии сказано: «И сказал Создатель: «Кого создал Я, яко же ангела небесного, тот пусть жизнь свою живет ангелом небесным; кого же создал Я по воле Моей во прахе облаченном, тот пусть живет как человек, духом плоть наполняя и телесным не пренебрегая. Яко же хотел бы создать Я вас духом бесплотным, то так бы и совершил» »(Св. Новозакония. Св 7, ст.5).
Но наше вероучение не разделяет и слишком щепетильного внимание к физическому телу,отвлекающие от духовного послушания. Слишком сильное любление плоти, потакание ей – это путь греха. Сказано: «Кто отдает душу свою плоти своей, тот губит и душу, и плоть, ибо плоть есть прах – она не может созидать. Едино Дух Мой несет спасение и созидание, и всякая душа и всякий дух, от Меня отделенный, да обратится ко Мне, и приму его, и дам
утешение»(Св. Новозакония. Св 7, ст.3).
Исходя из этого святоверчество весьма сдержанно относится к различного рода спортивным соревнованиям, в которых характеристики тела порождают гордыню и чувство превосходства, желание самоутвердится. Особенно отрицательно святоверчество относится к тем спортивным соревнованиям, в которых ради достижения результата используются методы, чреватые негативными рисками для здоровья – сверхнагрузки, фармакологические ухищрения, незалеченные травмы. Так же сдержанное отношение и к профессиональному спорту.Однако в святоверчестве тело человека – это то достояние, которое досталось душе по Воле Господней, в дар, и отношение к телу должно быть соответствующее. Поэтому верный святовер всегда со вниманием и заботой относится к здоровью своего физического тела, а также к здоровью своей жены, детей и иных ближних. Такая забота неотделима от оздоровительной физической культуры, от правильного питания, и совершенно понятно, что человек, который пренебрегает своим здоровьем – пренебрегает и теми обязанностями, которые на него возложены Творцом: «И сказал мне Создатель: «Плоть вашу не истязайте, и не секите себя плетьми, и прочего не творите, чего Я вам не указал. Укрепляйте работою тело своё, и силою опояшите чресла, ибо плоть ваша – орудие духа»(Св. Новозакония. Св 11, ст.14).
Поэтому, хотя физическая культура и не должна превращаться в самоцель, долг верного мужа – укреплять свое тело верным питанием и физическими упражнениями, развивать силу и выносливость, чтобы плоть не стала слабым местом, которое обнажает и слабости духа. При этом стоит по возможности избегать разнообразных соревнований, искушений «блеснуть» своей отличной физической подготовкой и прочими деяниями, которые не вполне соответствуют духу святоверческого смирения. Особенно это касается тех случаев, когда совместно с грехом гордыни появляются и блудные побуждения.