Кольцо Нефертити

Ирина Воропаева
Из бирюзы синайской скарабей,
Из бронзы две пружинистые лапки.
Резные знаки помнят воска капли,
Отмытые теченьем тысяч дней.

Кольцо немногим толще волоска,
Но сколько дивных тайн хранит вещица. 
Египта легендарная царица
Отягощала палец им слегка,

Движением изящным приложив
К папирусу печатки личной камень.
В песках времён кольцо могло бы кануть –
Не вышло. Но закончен перерыв,

И силы набирает суховей.
Ты лишь песчинка, синий скарабей. 
14.03.2017

***
                Таинственный раритет.

    Согласно распространенной легенде, древнее кольцо, которое было получено в подарок Еленой Рерих, супругой знаменитого художника, во время экспедиции в Гималаи, принадлежало самой царице Нефертити.

Кольцо сделано из бронзовой проволоки со вставкой из голубоватого камня овальной формы с египетскими иероглифами и  представляет собой традиционную для Древнего Египта периода Нового царства (второе тысячелетие до н.э.) кольцо-печатку – точно такие же находили в гробницах фараонов. К примеру, известны хорошо сохранившиеся печатки фараона Аменхотепа  III и его супруги Тийи. Имя правителя (правительницы) вырезалось на овальном плоском камне, символизирующем священного скарабея, камень же укреплялся в кольце из металлической проволоки, закрученной у места соединения со вставкой в плотную спираль.

В Древнем Египте существовал обычай начертания царских имен в овале, образованном  защитной петлей - знаком «шен». В египтологии его часто называют «картуш», от французского «патрон», в связи с внешним сходством. Имена царских жен также писались в овале «шен». Если говорить о Нефертити, то она к тому же была соправительницей супруга. На печатке виден овал «шен», так что кольцо, вероятно, царское. 

Личные печати, удостоверяющие подпись владельца, маленькие и легкие, чтобы вещицу можно было необременительно иметь при себе, известны с давних времен. Рельефы вырезались углубленными или выпуклыми, они могли содержать надписи, символы и различные изображения. Оттиск получали, применяя расплавленный подкрашенный воск или густую краску. В Древней Месопотамии были распространены печати-цилиндры, которые поворачивали, чтобы получился цельный развернутый отпечаток. В Древнем Египте цари и царицы пользовались кольцами-печатками, которые изготавливались из полудрагоценных камней.

В публикациях, повторяющих легендарную историю раритетного кольца Елены Рерих, часты разночтения – камень вставки называют и бирюзой, и нефритом. Сайт московского Музея Рерихов, где хранится кольцо, сообщает, что вставка сделана из  бирюзы. Фараоны владели копями на Синайском полуострове, в которых добывали золото, медь и бирюзу. По-древнеегипетски Синай назывался Та Мефкат (Хетиу Мефкат) - «Бирюзовые холмы». Мефкат – бирюза. Арабское название Синая - «Земля бирюзы» – Ард эль-Файруз.   

Мнения египтологов о том, в самом ли деле кольцом Елены Рерих могла владеть Нефертити, мне не встретилось. Известно несколько надписей с именем Нефертити («Прекрасная пришла»). Можно сказать, что чисто визуально вырезанные на печатке символы и эти надписи не совпадают. Хотя я не специалист и могу ошибаться.
У Нефертити было еще одно имя, данное ей супругом, фараоном Эхнатоном, во время его религиозной реформы - Нефернефруатон («Прекрасны красоты Атона»).
***

Кольцо Нефертити находилось в составе большой коллекции, безвозмездно переданной России в 1989 году Святославом Николаевичем Рерихом, сыном знаменитого художника, при создании по его инициативе Советского Фонда Рерихов. Это были картины, артефакты, привезенные из экспедиций, и дневник Елены Рерих с эзотерическими текстами, которые целиком никогда не издавались. Музей Рериха был открыт в Москве, в старинной усадьбе Лопухиных, аккурат за главным зданием ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке (Малый Знаменский переулок, д.3\5).

После 1991 года московский Музей имени Н.К. Рериха в Москве в усадьбе Лопухиных был преобразован в главное структурное подразделение международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), имеющей филиалы в Санкт-Петербурге, Латвии и Белоруссии. В 2013 году МЦР потерял спонсора в лице «Мастер-Банка», у которого была отозвана лицензия, в связи с чем вступил в полосу  определенных  затруднений и неприятностей.

Картины Рериха разбросаны по всему свету. Первый его музей был создан в 1923 году в США, в Нью-Йорке. Художник передал в него много своих работ, директора Музея подписали декларацию, в которой Музей был объявлен даром американскому народу. Судьба этого Музея также сложилась непросто, его первый спонсор - Л. Хорш – во время Великой Депрессии испытал финансовые затруднения и, сумев присвоить себе музейное собрание, распродал многие картины. На настоящее время нью-йоркский Музей, менявший адреса и попечителей, пережив трудности, продолжает действовать в здании на 319 West 107 Street, Манхеттен. В его коллекции находятся около двухсот полотен Н.Рериха (первоначально их было порядка 1000), раритеты, привезённые Рерихами из экспедиций, и самые известные портреты Николая и Елены Рерих, написанные Святославом Рерихом. 

Имя Николая Рериха громкое, и не даром, - русский художник, за массив картин о Гималаях прозванный «мастером гор», путешественник, археолог, философ, общественный деятель, человек с мировой известностью, деятельность и талант которого общепризнанны. Такими именами принято гордиться. В 1935 году благодаря его инициативе был принят Пакт Рериха - первый в истории международный договор о защите культурного наследия во время военных действий. Заставить страны выполнять Пакт Рерих, понятно, никак не мог, но хотя бы слово было произнесено, на весь мир. Еще ранее, в 1929 году, Рерих предложил водружать над учреждениями культуры для охраны их во время военных конфликтов особый флаг - т.н. «Знамя Мира».
    «Разрушение музея есть разрушение страны». Николай Рерих, Дневник.

    Я любила бывать в московском Музее Рерихов. Мне приходилось слышать и читать об их учении Живой Этики (она же Агни-Йога), но я им так и не увлеклась. Однако картины говорили сами за себя, а легкий ореол мистики и тайны, веявший в старинных залах, добавлял очарования этому месту. После экскурсии по выставке я непременно спускалась в расположенный в подвальном помещении эзотерический магазинчик, где было немало интересного и необычного – от самого помещения под низкими белеными сводчатыми потолками до ящичков с самоцветными камнями и стенда с египетскими амулетами под бронзу. Над прилавками, заваленными специфической литературой и разными экзотическими вещицами, на полках стояли копии рериховских картин.
    (В последний год магазинчик, к большому моему сожалению, уже не работал, для меня это была потеря, и кто бы знал, что не последняя.)      

    Во время посещений Музея мне, конечно, случалось рассматривать кольцо Нефертити – Елены Рерих в музейной витрине. Маленькое-маленькое, тонкое, как паутинка, с обколотым голубоватым камнем, с помятой темной проволочкой. Сильно время его потрепало. Может быть, оно и не принадлежало Нефертити. Но оно, несомненно, очень древнее, окутано тайнами, овеяно легендами, в которых есть место и Древнему Египту, и преданиям Индии, и Шамбале, и гималайским мудрецам, - ведь оно дошло к нам через века и времена. Хотелось бы верить, что не потеряется в вихре изменчивого мира и впредь.
14.03.2017