Батаен

Алекс Снегов
 Папа вёл   коня, горделиво раскланивался  налево и направо встречным сельчанам.
Вороной гарцевал, водил головой из стороны в другую сторону,тоже,как бы приветствовал   встречных
-Наш Батаен ,-сказал   папа  передавая мне повод.
Высокий,шея дугой,густая, чёрная, как смоль   грива.
Конь глянул  на меня, стал трясти головой,вырывал из моих рук повод.
-Тпру,-сказал папа,погладил рукой  его шею  и успокоил коня.
Папа привязал к ограде уздечку.
Я нарвал травы,подхожу,протягиваю  конь хватает губищами и
хрумкает.
-Ты смотри какой красавец,- обрадовалась мама.
-Понравился,-улыбается папа?
-Очень,чей это?
-Наш.
-Ты ничего о нём не говорил.
-Сам не ожидал.
-С неба упал?
-За столом расскажу.
-Обед готов ,приглашаю .
Папа с детства любил  лошадей и мечтал о красивом коне под седло
Папа много работал,чтобы осуществить мечту.
В сенокосную пору косил траву на лугу, в роще , обкашивал
лесные поляны.Заготавливал сена  несколько стогов,весной продавал.  В дальних от города деревнях,поздней осенью и зимой скупал ,что можно быстро продать в городе.
Лошадь,повозка,зимние сани   у папы  были.
               
Сторожем в церкви был старик,из бывших солдат,он же звонарь,конюх
и кучер у священника .
Когда  старик  в 1917 году помер, 12-ти летний мальчик ,будущий мой папа ,стал звонарём в церкви ,конюхом и кучером у  батюшки Михаила.
Во времена НЭПа, родственник бабушки Тани-Сергей Данилыч Романов пригласил  молодого человека конюхом в его конюшню.
А когда старший конюх перешёл к другому хозяину
 Сергей Данилыч назначил папу  старшим конюхом . 
 Когда у Романова дела пошли на спад он не платил папе деньги.
 НЭП канул в лету.
Об этом  за обедом   папа напомнил маме.
-Вера Алексеевна пригласила к больному мужу,он подсказал ей,где
меня найти
-Да ладно, подсказал ,она и сама знала,где тебя найти,уж я то видела её завидущие глазищи.
-Не выдумывай.
-Рассказывай,давай.
-Пришли,Сергей Данилыч лежит в постели,поздоровались .
-Пришло время расплатится с тобой, не хочу отдавать вороного   в чужие руки.
Иди смотри,-он стал кашлять и машет рукой,чтобы шёл смотреть коня.
Вера Алексеевна  вывела из конюшни  красавца.
Отродясь ничего подобного не видел.Восхищён!
Когда вернулся к Сергею Данилычу,он в большом зале восседал в кресле.
-Что скажешь?
-То и скажу,хороша Маша ,но не наша,нет у меня таких денег.
-Я ещё ничего тебе не говорил.
-Не слепой,догадываюсь.
-Коль не слепой,то и не глухой,вот моя цена,20 тысяч,плюс, мой должок .
-У меня нет 20-ти тысяч.
-Отдашь  половину , через месяц вторую половину,как видишь
сижу на бобах,а тут  ещё лечиться надо.
-Так Батаен стал моим.
-Где ты возьмёшь десять тысяч?
-Есть у меня один человечек, я с ним договорился под небольшие
проценты, через год расплачусь.
 Сельчане  приходили поглядеть на нашего Батаена,папа выводил коня  на лужайку и привязывал к ограде сада.Накашивал свежей травы, а я угощал коняшку морковкой. Видит несу морковку,трясёт головой,мол,неси быстрей. Не редко  тихонечко ржал и трёс головой,посылал за лакомством. Позволял  с телеги садиться на него.Однажды я отвязал его от ограды и повел по дороге к роще.Папа водил его пастись на луга. Веду за повод, он стал мотать головой и заржал,просит отпустить и я отпустил повод.Батаен понёсся ,грива развевалась словно парус.
Конь умное животное , надо  понимать его.
Мой сосед Шурик Денисов обещал,что его отец купит коня лучше.
-Лучше нашего нигде нет.
Шурка стоял рядом,когда я кормил Батаена морковкой ,хвалился:
"Сегодня пойду в ночное."
У них здоровенный ленивый мерин.
-Я тоже пойду,папа обещал.
Шурик уже был в ночном, рассказывал : "Ночью  с неба падают звёзды!»
-Конечно же метеориты,скажи ещё на рассвете кукарекают масловские петухи.
Я и без ночного  слышал как петухи поют,наш  голосистый!

Я ждал,когда будет наша очередь ,стеречь   табун.
Такой день настал.Во время обеда папа сказал:»Сегодня  в ночное.»
Я пулей вылетел из-за стола и к Шурке хвалится,а его дома не оказалось.
Вернулся домой и лёг ,чтобы ночью не спать.
Ворочался на полатях с боку на бок,мечтал о ночном.
Папа опаздывает,на ходиках уже вечер.
Наконец хлопнула калитка,папа пришёл.
 После ужина папа говорит;»Иди отвязывай Батаена,возьми на ограде путы и шагай на луг.
Веду  коня:»Эх,жалко,Шурка не видит.»
Папа принёс телогрейку,авоську с едой,в бутылке воду.
Положил  всё  на пригорке.
На лугу никого.Папа спутал  Батаена,снял уздечку , ладонью шлепнул по боку,конь скакнул несколько раз и стал хрумкать траву.
Мы  по берегу реки стали собирать прутики,дощечьки,их прибивает  течением к берегу.
Масловские стали приводить коней,издали поздороваются,с папой,
спутают передние ноги коня ,снимут уздечку,махнут нам рукой и уходят.
Сосед дядя Володя пришёл,спутал коня,снял уздечку и  подошёл к папе,
они поздоровались ,он ко мне:»Александр Пелагеич,-м оя мама Полина,-костёр  разведёшь,смотри речку не спали .»
Бабушка зовёт его :»Насмешник.» Он  всех переиначивает.
Тётю Тоню зовёт :»Антонина Татьяновна.» Дедушку :»Маёзав.»
Шурку Денисова  :»Дед Шуя».

Я несколько раз заворачивал коней,куда  скачут, на лугу  густая,зелёная ,по моему  сочная трава.
 Пытался подойти к жеребятам,ни один не подпускает, красивые
маленькие коняшки,брыкаются!
Перепелки советуют  спать  пора,спать пора.
 Вечереет,папа развёл костёр.  На речке квакают лягушки,на мельнице
 шумит платина.
Папа  расстелил телогрейку ,укладывается отдыхать.
-Смотри за лошадьми  ,в случае чего буди немедленно!
-Не беспокойся.
Сижу сгребаю палочкой  дощечки  в огонь,костёр потрескивает , пучки искр улетают высоко и где то там в  небе  гаснут.Метеориты ,стрелами улетают за горизонт.
Бегаю,заворачиваю скакунов,куда их тянет?.

Скоро рассвет,устал, решил прилечь , отдохнуть немного,спать не буду, отдохну и всё.
-Вставай,давай,-будит папа,-где лошади?
 Над рекой и по лугу стелеться туман.Зябко.
Не видно лошадей,туман скрывает их.
За селом, в роще  стоит табор,дядя Лёня,сосед  наш говорил папе:» Не
случайно они остановились,сопрут твоего коняку.»
Папа  рассказывал маме:» В таборе вечерами поют и пляшут,масловские
 ходят смотреть.»
-Цыганки   днём гадают,  Полина Денисова оставила на терраске  сушить белье,утром глянула,даже верёвку срезали,- объясняла  мама.
Бегу изо всех сил, всё равно не догоняю папу.
За рощей нашли табун,Батаена нет.
Папа дал мне кнут:»Гони на луг,там наверно уже паника.»
Несколько человек ждали своих коней.Сосед дядя Володя шутит:
«Говорил тебе не спи,не слушаешь старших,товарищ АП.»
Папа пригнал Батаена.
-Понял свою ошибку,-спросил папа?
-Больше не повториться,-пообещал я.
Коней разобрали, идём домой,я веду Батаена. Жаворонки  высоко летают.
-Слышишь  поют , радуются за нас ,  Батаена нашли,- говорит  папа.
Уже несколько раз падал с Батаена,но ни разу не было больно.
Пришло время седлать Батаена .
Новое,красивое седло,папа накидывает на Батаена,конь брыкается и сбрасивает седло , сердито ржет,встаёт на дыбы,машет передними ногами, буйствует!
Папа угощает Батаена  морковкой,или  кусочком сахара и вновь пытается
оседлать,но опять  ничего не получается.
 Через несколько дней папа добился своего и ездил форсил подскакивая в седле.
Я тоже сел в седло,мне не понравилось ездить в седле,скользко
Однажды, в жаркий день,папа подозвал меня и сказал,чтобы я искупал коня.Он  подсадил меня,я сел,ухватился за гриву,папа шлёпнул Батаена ладонью и конь зашагал по знакомой дороге к реке.Миновали часовню,лужайку,рядом крутая гора,дергаю за гриву ,тпру,кричу Батаен,тпру,он побежал.Через два или три шага под гору я слетел на землю.
 Встаю,оглядываюсь,увидел его,он стоит смотрит на меня,хочу подойти к нему.Батаен побежал ,остановился  на берегу  и  ждёт.
Проведать бабушку приехал Сергей Данилыч,он  советовал не запрягать Батаена.
 Коня можно продать,купить   трёх хороших .
Батаена все наши угощали,кто горстью овса,кто морковкой,кто кусочком сахара,все вместе  чистили,холили,он ажь блестел.
Поили колодезной, но не холодной водой.
Ежедневно,утром папа выводил Батаена на луг, на длинном поводе давал пробежку.
В тот день сидели с папой , на лугу,неподалёку пасся Батаен.
К нам подошел папин друг Бухман,наш однофамилец Виктор Морозов
и стал рассказывать папе о бегах неподалёку от города.
 Дикий ипподром,-спросил папа?
-Какая тебе разница  можно хорошо заработать .
-Если думаешь,клюну на приманку,ошибаешься,-ответил папа.
Через несколько дней Бухман заявился к нам под вечер с бутылкой.
-Хозяйка,накрывай на стол,разговор будет длинный,-заявил он.
-Разговора не будет,убери свою бутылку, иди домой,-посоветовал папа.
-Один хороший человек сказал мне,что твой коняка  в Москве стоит бешеных денег.
-Я и без твоего хорошего человека знаю,Сергей Данилыч предупредил:
«Захочешь похвалиться,начнут приставать продать,не продашь украдут.»
На другой день  Бухман снова пришёл с пачкой  денег.
-Специально для тебя страховые , ещё получишь столько же, только за участие.
Ставки  выросли до 80 тысяч.Первый   получит 40 тысяч,второму 25 ,третьему 15 тысяч.
-Чувствую добром дело не кончится,заманивают тебя,останешься без Батаена,-предупреждает мама.
Сёстры и я захныкали,жалко нашего коняшку,мы его любим,хотим разжалобить папу.
Рано утром Бухман заехал за папой,передал  ещё пачку  денег за участие ,папа положил деньги на терраске .
Бухман  и папа поехали на бега.Бухман тоже на коне и в седле.
Бабушка  переложила деньги   в сенях на подоконник.


Весь день  с нетерпением ждали возвращения папы.Выходили смотреть,пока не стемнело. Вечером сели ужинать,но  не ели ,сложили руки на столе  положили головы на руки –  чутко прислушивались к каждому шороху.
Папа вернулся весь в крови,одежда порвана,мама стала проводить мед.процедуры ,  дала  чистые   рубаху и брюки.
Бабушка,сестры и я выбежали на улицу,Батаена на обычном месте не оказалось,мы заспешили  домой.
Папа рассказывал,мы затаив дыхание слушали.
-Нашим наездником был  парнишка лет 16-ти,сын  устроителя бегов.
 Степан  успокоил меня:» Олежка,чертёнок,во всей округе не сыщешь умней и ловчей его. Батаен будет первым,лучше его нет,поверь мне.»
-Папа,где наш Батаен,- закричал я,бабушка аж вздрогнула.
Папа встал,подошел ко мне,гладит по голове и говорит:» Дистанция
три круга по 700 метров .Батаен легко бежал впереди всех,
недалеко до финиша,я это хорошо видел,парнишка придержал
нашего коня,победитель на полкорпуса опередил Батаена. Я возразил
что забег надо отменить,Появились мужики,затеяли драку,я оказался
в средине,со всех сторон на меня полетели кулаки. Думаю,в это время увели Батаена,Дикие бега никто никому ничего не докажет.
 Степан переиграл меня.»
-Не бывший ли конюх Сергея Данилыча,-спросила мама?
-Он и есть,я не знал проходимца,только слышал о нём.
-А Бухман почему не заступился,-спросила  мама?
-Его тоже чуть не убили,он требовал отменить забег.
-Деньги,25 тысяч   передал мне   так называемый арбитр,другие участники заголосили и этим помогли мне.
-Деньгами соблазнили тебя,-сердится мама.
-Знал бы где упасть соломки бы подстелил.
В воскресенье папа с другом поехали на конский базар за конём.
-Чтобы,как Батаен,- напутствовала мама.
-Мы тоже все хотим Батаена,-крикнул  я , Бухман стеганул коня ,телега загромыхала по мостовой.
Папа заявился домой под утро.
Мы всю ночь не спали,ждали папу с конём.
Бухман рассказывал .
-Приехали  на базар,лошадей много но выбора нет. Есть двухлетки  на бойню.Пошли завтракать, знакомый пообещал:"Будут  лошади,попозже ."
 Позавтракали  в  столовой  на рынке.
-А лошадь то где,на какой приехали на базар,-спрашивает бабушка?
-Привязали к столбу,попросили знакомого присмотреть,пообещали
 магарычь.
После завтрака  пришли , видим очень хорошего жеребца,но
не приглянулся он Алексею,масть не та,серый какой-то,похож  на
здорового кобеля.
Сели на телегу,курим,собрались ехать домой.Тут к нам подвели
вороную кобылу з-х летку,породистая,на месте не стоит гарцует.
Купили,обмыли это дело,бывший хозяин чуть не плачет:"Ни за что
бы не продал,деньги позарез нужны."
 Бывший хозяин привязал  к телеге вороную и мы
распевая песни поехали домой.Не заезжая домой кобылу отвели на луг,в табун.
Приведёт увидите,хороша !

 Папа  пообещал:» Пойду за Лавелкой.» Пришел на луг, ищет кобылу.
 Ему показали:"Вон твоя   красавица.
"Облезлая  кожа и кости."

Как оказалось, показали прекрасную кобылу,а когда  на радостях  покупку ,как слдедует  обмыли, жулики привязали к телеге сюрприз.
Бухман  оправдывался:"Ручаюсь, её в табуне  подменили."
-Много чего могло случиться,-догодалась  мама.
Папа не успокоился,купил две  трёхлетки серые в яблоках .
 Ласточка и Парашютистка, нам сразу понравились.
Кто-то  назвал лошадей строевыми.
 За год до войны ,в селе расквартировали воинскую часть.  Через сельсовет лошадей  у папы отобрали,верховые командирам понадобились.

© Copyright: Алекс Снегов, 2016
Свидетельство о публикации №216031200174
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Алекс Снегов
Рецензии
Н