Писательский ступор. Перезагрузка

Валерия Дёмкина
Вопрос, который встает передо мной редко, но остро. Раньше мне казалось, что ступор – это леность и неумение себя организовать. Потом организовывать себя я научилась, а остановки работы всё равно иногда случаются. Я не называю ступором остановку на пару дней. Это как раз сбои организации. Не стану сейчас писать о способах выхода из ступора, об этом, возможно, поговорим в другой раз. А сегодня – о крупных провалах в деятельности: пять дней, неделя, ДВЕ… Вы с трудом заставляете себя анализировать тексты других авторов. Мысли о том, что надо сесть и писать, мучают вас, а сочинить ничего конкретного вы не можете. Вы сделали всё и немного больше, чтобы прекратить застой, но он продолжается. Ваша совесть чиста: вы пытались. Тем не менее, вы измываетесь над собой и истощаете свой ум, а лист тетради или word`а всё такой же пустой.

Стоп. Нужно остановиться. Закрыть блокнот, встать из-за ноутбука, отложить книгу, сконцентрироваться на которой у вас не выходит. Настоящий творческий кризис приходит не просто так. Он приходит, потому что у вас дыра в сюжете, а мозг боится её, как боится всякой неизвестности.

Да, я хочу сказать о роли ступора. Я поняла её буквально позавчера, когда шла утром по парку и слушала музыку.

Работа останавливается, во-первых, когда вы не уверены, что она ценна. Допустим, кто-то несправедливо (да ладно, даже пусть справедливо) поругал. Запал уходит. Вы унываете. Иногда причина простоя только в этом – вы себя бичуете. Вариант А – бичуете зря, пишете нормально, слишком впечатлились чьими-то замечаниями. Поддержка опытных ридеров, пара упражнений для исправления ваших «любимых» ошибок, несколько дней изучения теории и статей по предмету – и вот крылья снова выросли, потому что ошибки вас уже не пугают, вы их перебороли. Вы знаете врага в лицо. Вариант В – не просто не зря бичуете, а даже мало, надо бы ещё. Ошибки на каждом шагу. Их заметили и люди, уже десять лет пишущие повести и романы, и те, кто считает писательством свои школьные сочинения. Ещё два дня вам предстоит переосмысливать жизнь. Или вы плюёте и идёте заниматься другими делами, или ищете в интернете расписание каких-нибудь литературных курсов. И ступор проходит: вы находите работу, которая толкает вас вперёд, далеко вперёд. Курсы – это долго, интересно, ново и продуктивно.

Вторая причина простоя не связана с ценностью сочинения. Вы уверены, что роман хорош. Вы вообще не понимаете, что за чертовщина происходит с вашей работоспособностью. А тем временем ваше подсознание тормозит поезд, на котором летит ваше писательское вдохновение, потому что подсознание раньше сознания увидело, что рельсы впереди обрываются. Зато вы никогда не улетите под откос. Но вам, дорогой машинист, я помогу спуститься с подножки, пройти вперед пешком, а не пролететь на крыльях, и посмотреть на обрыв путей. В вашем сюжете пробел, вы по нему не проедете.

Другой вопрос, как он заполнится, этот пробел. На кого-то упадет озарение, это да. НО – озарение не упадет ни в этом месяце, ни в следующем, если вы забросите мысли о тексте. Пусть вас успокоит то, что пока вы страдаете будто бы от отсутствия вдохновения и от ступора, мозг ведет поисковую работу и ищет для вас решение. Ваше дело – периодически думать о том месте, где у вас «авария». Если вы его нашли – проблема почти решена. Займитесь тем, что вас сейчас меньше напряжет. Например, вы пишете роман об индейцах майя. От скуки почитайте про их летоисчисление и календарь (хотя, по секрету, это следовало сделать с самого начала). Погуглите про символы, посмотрите преобладающие породы деревьев и лиан в местах, где они жили. Читайте про лианы. Смотрите фотографии крокодилов, ягуаров, попугаев, если это показалось вам необременительным и интересным. Все эти впечатления и образы помогают собрать огромный паззл, из которого состоит ваша книга. И вот, увлекшись способами обработки металлов в разные периоды истории человечества, утром вы просыпаетесь и понимаете, чего вам не хватало. Дыра в сюжете словно заполнилась сама собой и даже появился новый персонаж, который наведет мост между ГГ и антагонистом. Вы видите высокого худого охотника, специалиста по отлову ночных древесных кошек, который видит в темноте лучше, чем днём. Как будто после долгих дней туманов и дождей вдруг наступил ясный тёплый день. Вы всё поняли. Вы даже ноутбук уже включаете.

Разберитесь в причине своего творческого ступора и помогите мозгу собрать паззл. Может быть, для прекрасной картины не хватает всего одной делали!

Ещё больше статей в авторской группе Вконтакте
https://vk.com/right_hemisphere