Русь. Этно-сословная гипотеза

Мара Рушева
Русь: этно-сословная гипотеза


Abstract: принята этно-сословная гипотеза происхождения слова Русь, согласно которой  три брата-варяга (Рюрик, Синеус, Трувор) пришли править славянами и финно-уграми вместе со своими родами и поселянами, называемыми в те времена Русью. Древнее индоевропейское божество Риг сближено c Гименеем (Риг-веда «веда гимнов»).
 

***


В летописях название страны Русь связано с этнонимом «рус (рос, росс, роус, русс)».  Наиболее раннее упоминание о россах  содержится в «Житие св. Георгия Амастридского» (авторство приписывается диакону Игнатию, перевод В.Г.Васильевского), где набеги россов на Южное Причерноморье датируются переводчиком по косвенным данным между 830 и 842 годами, прочие исследователи датируют это событие в более широком диапазоне от конца VII века до 860 года. Некоторые исследователи ссылаются на арабского историка Ахмеда-Эль-Катиба, писавшего о набеге «неверных, называемых руссами» на Севилью в 844 году. К 860 году относится поход руссов на Царьград, предпринятый киевским князем Аскольдом (Скальд), известный по «Повести временных лет» (ПВЛ),  другим русским летописям и сочинению Яна Длугоша, польского историка XV века.

 
В Бертинских анналах под 839 г. в составе делегации послов византийского императора Теофила к франкскому императору Людовику I (из Каролингов) упоминаются послы народа Рос:


«Также пришли послы греков, отправленные от императора Теофила, а именно Теодосий, епископ Кальцедонской метрополии и спатарий Теофаний, несшие с подобающими дарами к императору письмо; император с почётом принял их в Ингельгейме в пятнадцатые календы июня. Кроме того, их посольство побуждало императора и подчинённых ему к подтверждению союза и постоянного мира между обеими сторонами, а также и о победах, которых он с высоты престола добился в войне против иноземнымх народов; любезность и ликование в Господе было принесено. Посольство испросило императора и его подданных по-дружески вернуть подателю [письма] блага всех побед.

Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием Каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.

Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть, а именно, честно они пришли от того или нет, и это он не преминул сообщить Теофилу через своих упомянутых послов и письмо, и то, что он охотно принял по сильному его желанию, а также если они будут найдены верными, и для них было бы дано разрешение на возвращение в отечество без опасности; их следовало отпустить с помощью; если в другой раз вместе с нашими послами, направленными к его присутствию, появился бы кто-нибудь из таких [людей] он сам должен был назначить решение».


Лаврентьевская летопись XIV в. гласит, что в 6370 (862) г. состоялось призвание «Варязи Русь»:


"В лЪто 6367. Имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на СловЪнехъ, на Мери и на всехъ КривичЪхъ; а Козари имеху на ПолянЪхъ, на СЪверЪхъ, и на ВятичЪхъ, имаху по 6ЪлЪ и вЪверицЪ отъ дыма, В лЪто 6368. В лЪто 6369. В лЪто 6370. Изъгнаща Варяги за море и не даша имъ дани, и почаша сами по себе володети; и не бе въ нихъ правды, и въста родъ на родъ, быша въ нихъ усобицЪ, и воевати почаша сами на ся. РЪша сами въ себЪ: "поищемь co6Ъ князя, иже бы володЪлъ нами и судилъ по праву". Идоша за море къ Варягомъ к Руси, сине бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзiи зовутся Свое, друзiи же Урмане, Анъгляне, друзiи Гъте; тако и си. РЪша Руси Чюдь, СловЪни и Кривичи: "Вся земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нЪтъ; да пойдете княжить и володЪти нами". И избрашася 3 братья съ роды своими, пояша по собЪ всю Русь, и придоша; старЪйшiй Рюрикь сЪдЪ в HoвЪградЪ, а другiй Синеусъ на БЪлЪозерЪ, а третiй ИзборьстЪ Труворъ. От тЪхъ прозвася Руская земля, Новугородьци: ти суть людье Ноугородьци от рода Варяжьска, преже бо 6Ъша СловЪни. По дву же лЪту Синеусъ умре, и брать его Труворъ, прiя власть Рюрикъ; и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому БЪлоозеро. И по темъ городомъ суть находници Варязи; а первiй насельници во НовЪгороде СловЪне, Полотьски Кривичи, въ PocтoвЪ Меря, в БЪлЪозерЪ Весь, въ МуромЪ Мурома, и тЪми всЪми обладаша Рюрикь...".

 
В Новгородской IV летописи XV в. указывается, что название Русской земли произошло от «тех Варягъ находницехъ прозвашася Роусь»:

 
«Избрашася от Немецъ три браты с роды своими, и пояша съ собою дроужину многоу. И пришедъ стареишиною Рюрикъ седе в Новегороди, а Синеоусъ, брат Рюриковъ, на Белиозере, а Труворъ вы Изборьсце; и начаша воевати всюды. Отъ техъ Варягъ находницехъ прозвашася Роусь, и отъ техъ словеть Роуская земля; и суть Новгородстии людие и до дняшнего дни отъ рода Варяжеска.

 
Эти данные свидетельствуют, что росы (в Бертинских анналах незнакомый народ записан как Rhos) соотносились в 839 г. со свеонами,  но пребывали под властью Кагана (свеонами тогда правил конунг Бьёрн Железнобокий, первый правитель из Дома Мунсё, сын конунга Дании, предок Ингигерды и Олафа Святого). Сопоставление текстов Лаврентьевской и Новгородской летописей указывает, что слово «Русь» рассматривалось синонимом слова «дроужина», при этом Русь не включала братьев-варягов с их родами, но соотносилась с ними как «Варязи Русь».

***


Представляется, что три брата-варяга (Рюрик, Синеус, Трувор) пришли править славянами и финно-уграми вместе со своими родами и поселянами, называемыми в те времена Русью.


Из «Латинско-русского словаря» К.А.Тананушко (2005): rus, ruris n  1) деревня, поле, пашня, поместье; 2) деревенщина; 3) грубость. Из «Латинско-русского словаря» И. Х. Дворецкого (1976): rus, ruris n 1) деревня, село, поместье (r. suburbanum T): r. Pl, Ter в деревню; rure C из деревни; rure Pl, H или (loc.) ruri в деревне; 2) поле, пашня (rura colere Hirt, PM): aspera dumis rura V поля, поросшие колючим кустарником; 3) деревенский характер, деревенщина (manent vestigia ruris H).


Из «Старшей Эдды» известна «Песнь о Риге», описывающая на древнеисландском языке появление трех сословий (трэллы, карлы и ярлы) в результате похождений Рига (Rig,Rigr). По Фасмеру (1996): «рига I «король», только дp.-русск., у Зосимы (1420 г.)», сближается также с русск.-цслав. риксъ (Малала; см. Срезн. III, 123); эстон. рига «изба». Сюжет «Песни о Риге» сводится к путешествию Рига во времени, когда он ночевал сначала в доме праотца и прабабки Ая и Эдды, потом в доме деда Эфи и бабки Эммы, и, наконец, в особняке отца Фоти и матери Моти, в результате чего женщины родили Трэлла, Карла и Ярла. Риг участовал в воспитании белолицего Ярла, дал ему своё имя Рига и состояние. «Песнь о Риге» обрывается на истории Кона, младшего сына Ярла, также получившего титул Рига и ведавшего огнем, языком птиц и рунами. Однажды на охоте Ворон стал подстрекать третьего Рига на военные походы (в Данию) -- дескать, «у Дана и Дапна богаче дома, земли их лучше владений твоих; ладьей они править привыкли искусно и раны умело наносят мечом»…
 

Имя Рига, отвечающее, по-видимому, в одном из значений слову «ороситель» с определенным фаллическим оттенком (лат. rigator «ороситель», лат. rigoro «делать тугим, выпрямлять, подпирать», лат. rigua «орошение, орошенные пространства, поля»), является составной частью названия страны шведов (швед. Sverige «Швеция»). Исследователи отождествляют Рига с асом Хеймдалем или с Одином, хотя в самом тексте песни эти имена не указываются. Автор этих строк предполагает, что Риг сопоставим (pars)  с Гименеем, древнегреческим богом брака и персонификацией древней культовой песни-гимна (санскр. Риг-веда – это веда гимнов).


Три средневековых сословия из «Песни о Риге» описаны сообразно внешности, цвету волос и кожи, характеру одежды, занятиям и имущественному положению. Низшее черное сословие было названо трэллами, красное, приравненное к среднему классу, -- карлами, а высшее белое, состоящее из вождей и знати, -- ярлами (последний ярл Биргер умер в XIII веке). Швед. кarl «мужчина, парень», в словаре Макса Фасмера «малыш, молодой человек». Факт путешествия Рига во времени, возможно, как-то объясним в «Мифах народов мира» (Энциклопедия в 2-х томах. М.: науч. изд. БРЭ Олимп, 1998), где указано, что карлики, зачастую, -- это предыдущее население данной территории (у одних народов это великаны, у других -- карлики…). Карлы, исходя из текста «Песни о Риге», имели рыжие (или русые) волосы и румяное лицо (rau[th]an* ok rjопе[th]an*), и следует обратить внимание на близость исланд. rau[th]an* «красный» к фин. Ruotsi «Швеция». В этом аспекте становится также понятной связь лат. rus «деревенщина» с фин. ruoste «ржавчина».


На известной миниатюре конца X в. – начала XI в. из Евангелий Отто III, германского короля и главы Священной Римской империи из Саксонской династии (980г. – 1002 г.), изображаются персонификации Roma, Gallia, Germania, Sclauinia, несущие дары к королевскому трону. Белолицы Ромей с дарственной чашей и Германец с рогом, а Галл с оливковой ветвью и Склавин с печатным хлебом-караваем имеют рыжеватую кожу. По-видимому, именно таким колером в мастерской монаха Лютера выразили сословную суть этносов (славяне, как и кельты являлись, разумеется, белокожими, но у "деревенщины" лица были обветрены и загорелы). Текст «Песни о Риге» датируется Xв. – XIIIв., то есть, практически одновременнен миниатюре из Евангелий Отто III.


Цветовая гамма сословий (в вариациях) пришла в Средние века из древности, и данный расклад цветов – это «германская адаптация» к индоевропейской системе. Состав общества в Северной Индии после проникновения индоариев имел двучленный характер (арии и дасы «чужие»). Более поздняя сословная структура древнеиндийского общества состояла из четырех варн, указывавших на «цвет, внешний облик, вид, род, качество, достоинство, разряд людей» (Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М.: науч. изд. БРЭ Олимп, 1998). Варны, согласно мифу, были получены из расчленения тела Пуруши: брахманы (рот Пуруши, жрецы, белый цвет, благость), кшатрии (руки Пуруши, воины и правители, красный цвет, страсть), вайшьи (бедра Пуруши, ремесленники, земледельцы и торговцы, желтый цвет, смешение качеств брахман и кшатриев), шудра (ноги Пуруши, слуги, наемные рабочие, черный цвет, темнота). Цветовое определение племен было известно у тангутов (черно- и красноголовые) и других народов. В четырехсословной системе Китая числилось сословие нун, объединявшее поселян, как владевших землей, так и просто работавших на земле.


В Древней Руси было известно сословие огнищан -- землевладельцев и «хранителей огня». В новгородских летописях огнищане упомянуты три раза в 1166 г. – 1234 г., причем в сочетании «огнищане, гридь, купцы». Огнищане считались исследователями представителями высшего служилого класса, хозяевами подсеки (огнище, очаг, двор),  землевладельцами, тиунами, домовитыми и зажиточными гражданами. Согласно В.В. Мстиславскому (1860), огнищанин -- княж муж, слуга князя, ответственный за сохранность имущества князя. Некоторые исследователи считают должность тиуна заимствованной из Скандинавии. Как представляется, существовала связь названия «огнищане» с Ригом, ведавшим огнём, что апеллировало к Агни, главному божеству Ригведы).


Термин «русы (в вариациях)», упоминавшийся в средневековой литературе, по-видимому, соответствовал в определенные времена «красному (рыжему, русому)» сословию, обозначая людей, связанных с землевладением и/или земледелием (возможно, управляемых неким белым сословием). Именно это «красное» сословие и упоминается в русских летописях под названием Русь, а с указанием на связь с тремя братьями-варягами -- Варязи Русь. Изначально этнический состав сословия «Руси-дроужины» мог быть неоднородным (прежде всего славяне и кельты). Позднее произошло последовательное соединение Руси со славянскими племенами, пришедшими на территорию Восточной Европы ранее.

08. 02. 2017

______________________________________

• - транскрипцией в трёх словах указана буква древнеисландского алфавита, не имеющая  соответствия в русском языке; при произнесении кончик языка касается верхних и нижних зубов, неплотно прижимаясь к ним. Этот звук звонкий. Имеет соответствие в английском: «this" (технически в портале не поддерживается).