Любослав

Сергей Адоевцев 1
               
     Оказавшись на Чистых прудах, в сквере у памятника Грибоедову, я услышал необычные звуки. Музыкальные переливы притягивали к себе, и, похоже, не меня одного. Когда чарующие звуки стихли и многочисленные слушатели расступились, я увидел…гусляра-странника. Он словно вернулся на землю из наших древнерусских былин. Высокий лоб, усы, окладистая борода и длинные вольные волосы, изрядно тронутые серебром, добрые и лучистые глаза, а самое главное – чистый родниковый голос.
     Мы познакомились, почти ровесники.
     – Извини, но в наш век цифровых технологий так необычно быть странником…Кстати, почему – Любослав? Очень  любишь славу, да?
     – Я воспеваю и славлю любовь, поэтому и Любослав. И где бы ни был: Вологда или Вятка, Орёл или Тула, Питер или Москва с Подмосковьем – везде собираю, впитываю в себя народную мудрость, собираю старинные былины и баллады, песни неизвестных  или забытых авторов.
     Александр Субботин родился в Орле. Любовь к музыке, а именно к игре на гитаре, привил ему отец-музыкант. Саша даже несколько лет поучился в музыкальной  школе. Отслужив действительную военную службу, проработав на производстве, поступил в Орловское художественное училище. Там играл в студенческом вокально-инструментальном ансамбле (в 70-е годы XX  века они были распространены практически в каждой молодёжной аудитории). Там же Субботин приобрёл и первый композиторский опыт. Однажды, его однокашник решил поставить спектакль в местном самодеятельном театре и попросил Александра написать несколько песен на подобранные стихи.
     – Я удивился и сказал, что не могу, не умею, – вспоминает Субботин. – «Ты сможешь!» И этой его верой в меня я стал как бы подпитываться, что ли. Начал искать музыкальные образы и вскоре показал ему две песни. Они понравились приятелю, и он попросил меня исполнить их в спектакле. На этом ( так мне тогда показалось) мои композиторские опыты закончились. Затем была учёба в Ленинградском художественном институте имени Репина, преподавательская работа… Однажды сильно устал после работы и решил пойти в библиотеку, почитать что-нибудь для души. Совершенно случайно взял томик стихов Гёте… Скажу откровенно: Иоганн Вольфганг Гёте открыл мне дорогу в мир поэзии, которую я полюбил. Мало того, я стал петь его стихи: написал семь песен для фортепиано. А затем (уже под гитару) зазвучали стихи Пушкина, Есенина, Фета, Апухтина, Тютчева, Толстого, Рубцова, Клюева, Кобзева и других, в том числе современных поэтов. Это захватило меня так, что я стал работать как автор-исполнитель.
     С тех пор прошло более 10 лет. Однажды Александр познакомился со звонарём одного из храмов г.Суздаля, который оказался…гусляром.
     – А я так давно мечтал освоить гусли, – продолжает вспоминать Субботин. – Но как-то не складывалось. Наверное, необходим был импульс от сердца к сердцу. Вот такой импульс и сработал. Там же, в Суздале, познакомился с удивительной женщиной, которая по Божьему промыслу и проявлением  какой-то глубинной памяти сделала шесть(!) гуслей, хотя она этому никогда не училась. Я подумал: «Неужели  не смогу сделать гусли?». И всерьёз «заболел»  идеей гусельника – мастера, изготавливающего гусли. Вскоре представился случай. Нашёл я старый немецкий рояль «Шредер»: сукно съедено молью, но дека хорошая. И через три месяца 16-струнные гусли причудливой старинной формы были готовы. Вот с ними и странствую  по матушке России уже как Любослав. Это мой сценический псевдоним.
     Прошло время… Несмотря на выходной день, из-за ненастной погоды, в екатерининском парке в Царицыно людей было мало. Я уныло брёл по тропинке. И вдруг… запавший в душу, родниковый голос.
     Взобравшись на башню, Любослав своим пением стал призывать светлую энергию из-за свинцовых туч. Так совпало, а может, и не совсем так, но солнце стало  пробиваться, возможно, привлеченное мелодичными звуками…Гусляр пел, улыбаясь пробившемуся солнечному свету, подставляя своё лицо ветру. Словно призывал на землю энергию добра. К нему подтягивались люди, особенно семейные пары, многие с детьми. А одной паре влюблённых он оставил на своём аудиодиске автограф на двоих, в старорусском стиле обращения: «Свет Михаилу и свет Наталье». Мы возобновили наше знакомство.
     – Я продолжаю выступать и под гитару, – рассказывает Любослав. – А гусли вместе с колокольчиками (на гуслях – три валдайских колокольчика) очищают душу на генном уровне. После моих своеобразных концертов люди уходят более радостные. Они как бы по-новому видят окружающий мир. В своих песнях я пропагандирую жизнеутверждающие начала,  даю человеку надежду, славлю любовь и семью. Важно возродить «рассветные» песни, солнечные. Я не пою песен типа «…там, в степи глухой, замерзал ямщик…», «…в темнице сырой…».  А то после них так и жить будешь. Надо петь о любви и радости. Меня радует, что происходят хорошие изменения. Люди стали добрее, чище стали улицы. Сажают цветы, деревья. Это радует душу гусляра-странника. Важно, чтобы молодёжь понимала и любила свою Родину и природу. Пора собирать камни, время их разбрасывания должно уйти. Об этом, в частности, я напоминаю в своей песне на стихи Алексея Толстого «Ой, стоги». Вот так она начинается: «Светлый человек, были мы цветами, покосили нас острыми косами! Раскидали нас посредине луга, раскидали врозь, дале друг от друга!»
    Размышления о семье для него особенно стали важными и актуальными, когда в начале этого тысячелетия нашёл и наш гусляр-гусельник своё семейное счастье. Он встретил Светлану в одном из своих странствий по Тульской губернии. Они обвенчались.
     – Семья в широком смысле – это корни, духовно-нравственные основы, которыми мы связаны через пласты веков, – говорит Любослав. – На знании их и должна укрепляться  и цементироваться семья. Любовь и взаимопонимание в каждой семье станет основой  для сближения всех семей, а значит, для укрепления нашей Родины, а в дальнейшем – и мирового согласия.
     Он добавляет: «В семьях почаще петь надо. Сейчас все слушают «звёзд», смотрят по телевидению. А важно – семейное пение, в кругу друзей. Песня – один из основных «крепёжных» соединений, стержней семьи».
     Светлана – вдохновитель и организатор совместных творческих проектов, выступает в качестве чтеца.
     Субботины являются лауреатами 1-го Международного фестиваля «Поющая душа России». В их творческом портфеле разноплановые музыкально-поэтические программы, в том числе  и для детей дошкольного возраста. Они проводят семинары «Основы школы нового тысячелетия». Акцент семинарских занятий делается не на заучивании, а на воспоминании  знаний, заложенных в человеке.
     Своё жизненное кредо Любослав выражает собственными поэтическими строками:
     Когда избрал ты путь известный,
     Представить вряд ли ты сумел,
     Какой судьбою интересной
     Огонь души твоей взгорел:
     Судьба – вести людей до Бога,
     Судьба – о жизни людям петь.
     Гитара, гусли и дорога –
     Родной земли родная твердь.