36. Происшествия - пираты ХХ века

Михаил Самуилович Качан
Эти события происходили именно в то время, о котором я пишу. В моё время. В моём мире. Но это был не мой мир. В существование этого мира трудно поверить. Но он был. И не в XVII-м веке, а в середине ХХ-го.

Впрочем, пираты были и позднее. В конце ХХ – начале XXI века сомалийские пираты захватывали морские суда, требуя выкупа. Они есть и сейчас… С филиппинскими пиратами справились за несколько лет, а, вот, с сомалийскими пока не справились.

Я выбрал жанр рассказа о филиппинских пиратах, хотя мог ограничиться сухими фактами. Рассказ, как и факты, вполне достоверен ).

«Ранним воскресным утром 30 мая 1965 года пассажирский пароход «Донья Пасита» вышел из гавани города Себу, расположенного на одноименном острове Филиппин. Миновали рейд, встретили несколько грузовых судов.

Не прошло и двух часов, как вахтенный офицер увидел в утреннем тумане две яркие фары прожекторов. Они приближались и вдруг погасли. Появились темные очертания двух судов, продолжавших двигаться к «Донье Пасите».

Ее капитан вспомнил, что полтора года назад прошло сообщение о нападении на туристский пароход «Бэте» в заливе Лейте. Бандиты пытались подняться на борт, начали переговоры. Капитан парохода еще раньше сообщил полиции о нападении. Когда показался полицейский катер, пираты ушли в открытое море.

Два крупных быстроходных катера подошли к «Донье Пасите»; на палубах стояли мужчины с автоматами и карабинами. Среди пассажиров началась тихая паника Капитан пытался вызвать по рации полицию Себу, но передатчик: был кем-то выведен из строя. Стало ясно: нападение спланировано четко, и пиратам известно, что в сейфе у капитана находится сто тысяч песо, предназначенных для оплаты крупной партии хлопка.

Синий и желтый катер, как хищники, кружили около «Доньи Паситы», которая сбавила ход. Они стали медленно подходить к ней с левого борта. И тут капитан приказал дать полный вперед. Судно рвануло вперед. С катера ударили автоматные очереди. На мостике были ранены два матроса, на палубе — три пассажира.

Судно остановилось. Синий катер подошел к нему вплотную. Матрос спустил трап. Пираты поднялись на борт «Доньи Паситы». Море вокруг было пустынным Матросы переносили раненых в медпункт.

Четыре пирата перевели пассажиров в салон, трое пошли на капитанский мостик.

Капитан под дулом карабина открыл сейф и выложил всю сумму пиратам Те удовлетворились этой добычей и не стали грабить пассажиров. Катера умчались, а капитан объявил по радио, что судно вынуждено вернуться в Себу, чтобы сообщить о происшествии полиции.

Было ясно, что у пиратов есть сообщники и в аппарате компании «Го-Тонг», владеющей «Доньей Паситой», и на ее борту. Всех членов экипажа парохода и многих служащих компании тщательно допросили, а за некоторыми установили слежку. Под подозрением находились и капитан парохода, и директор компании, имевший надежную страховку на случай всякого рода убытков, включая грабежа его судов. Несмотря ни на что, сообщников пиратов так и не нашли.

Пассажирам «Доньи Паситы» в полиции показали фотографии рецидивистов. Двух из них пассажиры опознали: бывших каторжников Исабело Майора и Бонито Фабукара. Первый и прежде был главарем банды, отличаясь умом и решительностью.

Один из пассажиров сообщил:

— Среди пиратов была женщина. Когда наш пароход остановился, я был как раз в туалете и через его открытый иллюминатор слышал, как женский голос на синем катере произнёс: «Быстрее, мы упускаем время».

Полицейские решили, что это могла быть Ховита Галиндо, подруга Исабело Майора, женщина 31 года. Ее арестовали, а затем еще троих подозреваемых. Если это и дало результаты, то негативные.

22 июня начальник полиции Себу получил радиограмму из города Лейте: «Появился один пиратский катер. Синий. Банда высадилась в Баррио-Силлон, на Бантаяне. На этот раз есть убитый: Бернабе Саденелло».

Этот человек считался судовладельцем, имея четыре рыбацкие лодки. Он пытался оказать сопротивление, стреляя из револьвера. Люди Майора открыли огонь из автоматов, ранив жену Саденелло и двух его дочерей. Бандиты забрали деньги и драгоценности.

Начальник гарнизона Себу послал полиции Лейте подкрепление. Двадцать человек были разосланы по четырем населенным пунктам на побережье. Тем не менее вечером 4 августа на пляжах двух городков на восточном берегу острова Себу высадилось пятнадцать человек с автоматами. Они захватили полицейский участок, где обезоружили и связали всех людей.

Ограбив почтовые отделения и ювелирные магазины, они с наступлением темноты скрылись на двух моторных катерах.

Неделю спустя вечером на острове Палаван произошло необычайное ограбление.
Гулявшие на набережной в Пуэрто-Принсеса не обратили внимания на то, что к двум миловидным девушкам подошли прилично одетые молодые люди, завели веселый разговор, взяли их под руки и повели к ближайшему ювелирному магазину.

Девушкам было сказано:

— Идите с нами, и ни звука. Если не будете кричать, вреда вам никто не причинит. Через час вы будете на свободе.

Для убедительности к бокам девушек приставили дула пистолетов. В магазине разговор был короткий:

— Нам нужны драгоценности вот для этих милашек.

Хозяин магазина, китаец, возражать не стал, увидев направленный на него револьвер. Бандиты опустошали витрины, кассу и сейф. Предупредили на прощанье:

— Если вы позвоните в полицию раньше, чем через три часа, девочки будут убиты.

Так же бандиты действовали в нескольких других магазинах, после чего отправились с заложницами в гавань. Когда на место происшествия явилась полиция, пираты уже были на двух катерах, девочки стояли на причале. Катера, взревев, умчались в ночь.

Министр внутренних дел созвал в Маниле начальников полиции Филиппин, пригласив также командующего военно-морским флотом и двух генералов. На островах привели в боевую готовность моторизованные отряды, державшие радиосвязь с морскими частями, которые прочесывали акватории архипелага. Охранялись подступы ко всем портам.

22 августа четыре катера под государственным флагом и с полицейским знаком вошли в порт Замбоанга на полуострове того же названия. На пристанях толпились любопытные.

Прибывшие полицейские действовали странно. Они зашли на почту и телефонную станцию, отключили телефонную связь и ограбили кассу. Затем настал черед магазинам и богатым домам. Когда им попытались оказать сопротивление, они стали стрелять в воздух. В городе началась паника.

В порт прибыли настоящие полицейские. Началась перестрелка, в которой были убиты два полицейских и два пирата; несколько человек были ранены.

Полицейские отступили, потому что бандитов было больше, они были лучше вооружены. Через три часа после начала налета на Замбоангу пираты вернулись на свои катера, унося трупы двух товарищей.

Всего лишь через день то же произошло в городе Лабасоне на том же полуострове. Четыре десятка пиратов, переодетых в полицейских, захватили почтамт и ратушу, грабили дома и магазины. Операция продолжалась три часа. Добыча исчислялась в сотнях тысяч песо. Пять человек было убито, из них один бандит, труп которого налетчики забрали с собой.

Для борьбы с пиратами были задействованы армия, флот и авиация. Радио Манилы предупреждало жителей об опасности, а временами кто-то посылал в эфир непонятные сообщения, которые предназначались для Исабело Майора и уведомляли его о предпринимаемых действиях властей.

Полицейские получили приказ стрелять в Исабело Майора при первом же его появлении. Чтобы остановить террор пиратов, власти Филиппин пробовали вести через Ховиту переговоры с Исабело. Ему предлагали в случае добровольной сдачи сохранить жизнь. Ответ был всё тот же, что и раньше.

29 августа после налета на Лабасон из прибрежного города Тубай сообщили, что два десятка пиратов в обычной одежде ограбили почту, угрожая жителям карабинами и автоматами. Сопротивления им не оказывали, зная, чем это может кончиться.

А через два дня вертолет Морского ведомства послал начальнику полиции острова Масбате сообщение: «С двух больших катеров высадились подозрительные люди».

Узнав точное место высадки — пустынный пляж у подножия лесистой горы, — полиция и военные провели облаву. Заметив вертолет, высадившиеся скрылись в лесу. Когда они пробирались из леса к большой дороге, их там встретили полицейские и военные.

Началась перестрелка, длившаяся минут двадцать. Из десяти бандитов один был убит, шестеро скрылись, троих, включая атамана, взяли в плен.

26 марта 1966 года Исабело Майор и еще семь человек из его банды предстали перед судом и были приговорены к пожизненному заключению.

На этом его пиратская карьера завершилась. Однако обстановка на островах еще более обострилась.

В ночном клубе курорта Талисей на острове Себу весело проводили время безбедные посетители, у игорных столов было тесно. Далеко за полночь метрдотель провел к двум столикам несколько молодых офицеров полиции. Прошло некоторое время, и они встали, достав револьверы, и сделали несколько выстрелов.

Оркестр умолк. Послышалась команда:

— Не двигаться с места! Руки на голову!

К тому времени почта, ратуша и здание полиции были в руках таких же мнимых полицейских. Они действовали спокойно, обезоружив охрану.

Налётчики в ночном клубе собирали в мешки драгоценности и бумажники. В наступившей тишине было слышно, как звякают, падая в мешок, драгоценности. Только эти звуки да шум набегавших на берег волн нарушали тишину. Наибольший «улов» был в игорном зале. Уходя, пираты увели с собой как заложника директора курортного управления.

В городе было тихо, и налетчики на трех катерах ушли в открытое море. Полиция и войсковые части прибыли через полчаса. Искать пиратов было уже поздно. Все попытки с воды и воздуха обнаружить их катера не дали результатов. В архипелаге обилие больших и мелких островов, бесчисленное количество бухт. На многих островках нет ни полицейского участка, ни почты, а также ни одного представителя власти.

На одном из таких островков 6 сентября 1965 года рыбаки «выловили» плывущего из последних сил человека. Он был ранен и впал в забытье, а когда окончательно пришел в себя, то рассказал, что он торговец, а на его судно напали пираты.

В полицию торговец отправился без большого энтузиазма. Там он рассказал, что к его суденышку подошел крупный быстроходный катер желтого цвета с пятью вооруженными людьми.

Они приказали остановиться, а получив отказ, открыли стрельбу. Шесть человек убили. Двое раненых прыгнули за борт, и один вскоре утонул.

Сложнее было выяснить, какой груз был на судне. После нескольких уклончивых ответов торговец сказал, что страховки у него не было, а вез он мелкие товары.

(Позже, когда пираты были схвачены, они показали, что взяли на судне 439 ящиков контрабандных сигарет на сумму 7000 малайских долларов, или 2330 американских).

Несмотря на поимку атамана, банда Исабело Майора продолжала действовать, но теперь более жестоко и беспощадно. Так, они напали на одно судно, ограбив и убив всех пассажиров. Количество бандитов возросло до полусотни. Они совершили ещё несколько налетов на прибрежные посёлки.

Но круг вокруг них сужался, и в начале 1968 года полиция, армия, морской флот и авиация наконец-то покончили с бандой».

Продолжение следует 1966 год: 
http://www.proza.ru/2017/03/18/364