Гори, гори, моя звезда. Георгий Виноградов

Любовь Кирсанова
Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Георгия Виноградова.
http://kkre-22.narod.ru/vinogradov/gmz.mp3


После революции и гражданской войны романс "Гори, гори, моя звезда" объявили белогвардейским. Распространились слухи, что его авторы или расстрелянный большевиками Николай Гумилёв, или белоэмигрант Иван Бунин, или адмирал Колчак.
Георгий Виноградов был первым певцом, который по прошествии многих лет вспомнил, что слова для романса "Гори, гори, моя звезда" были написаны русским поэтом Василием Чуевским.

Георгий Павлович Виноградов родился в Казани 16-го ноября 1908-го года. Все дети в семье были очень музыкальны, обладали прекрасным слухом, но дать им музыкальное образование денег в семье не хватало. Все они пели в церковном хоре. Музыкальную грамоту и основы акапельного пения Георгий Виноградов получил именно там.

Весной 1931-го года он становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, изучает скрипку, затем альт, одновременно  учится на рабфаке. После его окончания Георгий поехал на учёбу в Москву, в Военную академию связи. Однако любовь к музыке, к пению победила, он ушёл из академии в оперную студию при московской консерватории.

Долгий, упорный труд принёс свои результаты - Георгий стал одним из лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов, на который собрались лучшие певцы со всей страны. С 1937-го года он солист Всесоюзного радио.

В июне 1941-го года он по призыву явился в райвоенкомат. Неожиданно для Георгия комиссар военкома­та сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!» Георгий стал солистом отдельного образцово-показательного оркестра Наркомата обороны. Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты... Концерты артистов проходили на передовых позициях. Часто орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов звучали, как гроз­ный аккомпанемент к песням. В 1943-ем году Виноградов стал солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляс­ки, выступал с концертами на многих фронтах, летал с группой артистов в блокадный Ленинград.

В послевоенные годы жизнь Георгия Павловича была тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Концерты по всей нашей стране, гастроли в Европе, сольные выступления, опять гастроли...

В 1951—1963 годах Георгий Виноградов был солистом Всероссийского гастрольно-концертного объединения. В его репертуаре классические произведения русских и зарубежных композиторов, русские народные песни, песни советских композиторов. Кроме того, он работал на радио и на фабрике звукозаписи. Многие годы голос Виноградова звучал почти в каждом доме, в клубе, на площадях, лился из открытых окон. Были выпущены сотни пластинок - арии, песни, романсы.

Романсы всегда занимали особое место в творчестве Георгия Виноградова. Он включал их в свой репертуар и в мирные дни, и на фронте. Виноградов пел много известных, популярных старинных русских и цыганских романсов. По словам очевидцев они звучали классически чисто, без подделки под страдания, а с искренним волнением и трепетом.

Собирая материалы для этого очерка, я узнала, что на Виноградова и его отношение к романсам большое влияние оказал знаток старинного романса Николай Николаевич Кручинин. Скажу честно, что об этом музыканте раньше никогда не слышала, поэтому решила узнать, кто он такой и вышла в интернет. Сведения о нём нашла в Энциклопедическом музыкальном словаре, составленном советским музыковедом И. М. Ямпольским.

Оказалось, что Николай Николаевич Кручинин (настоящая фамилия Хлебников) родился в 1885-ом году в Москве,
в цыганской семье. Его дед в 50-60-х годах 19-го века был выборным старостой московских цыган, отец - Н. И. Хлебников,
в 80-е годы 19-го века управлял цыганским хором.

Игре на гитаре Николай Николаевич Кручинин обучался у своего дяди Хлебникова и у Николая Степановича Лебедева - аккомпаниатора знаменитой цыганской певицы Вари Паниной.

В 1907-17 годах Кручинин был артистом драматических театров, позднее Театра Корша. В 1917-ом году он организовал вокально-инструментальный цыганский ансамбль. Участвовал в музыкальном оформлении спектаклей - "Живой труп" Толстого (Московский театр им. Ленинского комсомола), "Бесприданница" Островского (Московский театр Ленсовета),
оперы "Станционный смотритель" Крюкова (Моск. оперный театр им. Станиславского).

Кручинин много раз слышал пение Виноградова и однажды предложил ему поработать вместе...

А потом был концерт в Большом зале консерватории. В первом отделении исполнялась популярная камерная музыка.
А во втором на сцену вышли Николай Николаевич Кручинин с гитарой в руках и Георгий Павлович Виноградов.

Зазвучали забытые прекрасные русские и цыганские романсы, полные лирики, грусти, нежности и простоты. Это был вечер «возвращения к романсу». Старинному романсу были вновь возвращены его чистота, лиричность и первозданность.

Романсы в исполнении Виноградова и Кручинина можно легко найти в интернете.
Я их с удовольствием послушала.

Хочу добавить, что среди огромного количества романсов, спетых Виноградовым, есть и малоизвестные романсы Аренского, Ляпунова, других композиторов. Певец говорил: «Всегда хотелось познакомить слушателей с редкими романсами классиков, дать возможность шире узнать наше музыкальное богатство, и жаль было, чтобы ушли в небытие сокровища мировой культуры».

В 1963-ем году Георгий Виноградов ушёл со сцены, преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Своим ученикам, которые потом пели по всей стране, он запомнился требовательным и строгим педагогом.
А на вопрос, почему он больше не поет, Георгий Павлович отвечал: «Я навсегда запомнил совет моего старого учителя:
«Не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!»

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Георгие Виноградове и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.