Лишняя

Валентина Телухова
Вера Васильевна была добросовестным человеком. И эта положительная черта её характера не всегда приносила ей радость. Иногда она оборачивалась настоящей бедой для неё!

Вот и в этот раз. Её выбрали членом ревизионной комиссии. На общешкольном профсоюзном собрании. Единогласно. Вместе с библиотекарем школы Лидией Емельяновной.

Вера Васильевна не занималась никогда общественной работой. Была она человеком тихим и скромным и всегда считала, что все коллеги её гораздо достойнее чести  быть избранными в профсоюзный комитет, а она – не лидер. Нужные качества для лидерства у неё отсутствуют. А тут вдруг такие напасти. Выдвинули. Проголосовали единогласно.

При голосовании ведущая собрания произнесла слова странные – запротиввоздержалсяединогласно. Вот именно так. Одним словом. Педагогический коллектив слабо взмахнул руками. Ясное дело. Не первый раз. Вместо зарядки. Слабый взмах рукой, и готово! Выборы состоялись.

А какая ответственность теперь возложена на неё? Ревизию чего она должна производить? Ей объяснили доходчиво, что волноваться не нужно, что ревизию нужно будет сделать только через год. Проверить смету расходов и доходов профсоюзных взносов. 

Учительница успокоилась. Ну, с таким пустяком она справится. Она – учитель  математики. Проверить правильность расчетов она сможет самым наилучшим образом!

Вера Васильевна была женщиной маленького росточка, с тихим, ласковым голосом и ясными голубыми, прекрасными глазами. Годы работы в школе не испортили её характер.

- Помилуйте, - говорила она молодой учительнице, преподавателю математики, - разве можно на детей голос повышать? Они – дети. Они – не рядом с Вами. Они еще только поднимаются по лестнице жизни. Наступают порой не туда. Иногда и совсем идти вверх не хотят. А Вы подайте им руку. Вы ведь выше стоите! И гораздо выше. У Вас – образование! А Вы позволяете себе кричать на них. Да это в честь чего? Вы ими недовольны. А их Вы спрашивали, они Вами довольны? Нет дисциплины на уроке? Значит подготовились Вы к уроку недостаточно хорошо. Разрешите взглянуть на Ваш рабочий план. Скудный план. Детали не продуманы. Есть паузы, во время которых дети и шалят. Давайте вот как поступим. Я Вам помогу. Дня три подготовимся к урокам вместе. Я подскажу Вам охотно. У меня – большой опыт. Я уже двадцать лет перед классом отстояла.

Вера Васильевна никогда и ни при каких обстоятельствах на детей голос не повышала. Со стороны казалось, что она и не делала никаких усилий для того, чтобы поддерживать дисциплину на уроке. Не грозила двойками, не вызывала родителей в школу. Детей она называла полными именами. Сергей. Владимир. Вячеслав. Александр. Валентина. Людмила. Обращалась она к детям на «Вы». И пятиклассники иногда не понимали, к кому обращается Вера Васильевна. Испуганно оглядывались и переспрашивали: «Вы меня спрашиваете?»

Она и выглядела так, как должна была выглядеть учительница. Темный костюм и белая блузка к нему, пышные волосы всегда собраны и уложены в прическу. Единственное,  к чему у неё была слабость – шелковые шарфики. Всегда радостных цветов и оттенков, они придавали ей праздничный вид!

Каждый день Вера Васильевна приходила в школу за полчаса до начала занятий. Если школьники её классов не справились  ома с домашними заданиями по математике, они могли явиться в школу пораньше, уютно устроиться за учительским столом рядом с Верой Васильевной и спокойно все решить под её руководством и с её помощью.

- Да какой ты умный! Правильно все делаешь! Молодец! Куда? А знак поменять? Понял теперь, где ты ошибся, и почему с ответом не сошлось? Математика – наука точная. Нужно быть очень внимательным! За усердие и старание и за работу над домашним заданием я тебе поставлю четверку в журнал. Согласен. До пятерки пока еще не дотянулся. Торопишься. Будь внимательнее! И пятерочка порадует и тебя, и меня!

- Да, у меня есть любимчики! Не скрою! – смеясь, говорила Вера Васильевна в учительской своим коллегам. -  Но, помилуй Бог, как мне не любить своих учеников?  Вот, например, Сергея Беспалова?

Сережа Беспалов приходил на дополнительные занятия каждое утро. Он домашнюю работу делал всегда правильно. Он был математик. Его фотография висела на стенде в кабинете «Лучшие математики школы». Сергей учился в седьмом классе. По утрам он и сам решал задачи повышенной трудности, которые ему предлагала Вера Васильевна, и помогал ученикам младших классов. Он объяснял детям все также доходчиво, как и сама Вера Васильевна.

В коллективе Вера Васильевна хоть и была на хорошем счету, но её фотография не висела на доске почета. И в передовиках педагогического труда она не значилась. Её даже упрекали на педагогических советах в том, что она не использует новые методы и приемы в обучении. Новации и инновации. Учительница на замечания никак не реагировала. Просто не принимала их на свой счет.

- У меня низкое качество преподавания? Я завышаю оценки? Кто-нибудь хоть однажды на вступительных экзаменах в ВУЗ получил оценку ниже той, которую я ему поставила в школе? – тихим голосом спрашивала учительница у директора школы.
Таких случаев не было.

Кропотливый и добросовестный труд учительницы давал прекрасные результаты.
Когда в поселке в людном месте к ней подходили матери её учеников и спрашивали о том, как учатся их дети, Вера Васильевна всегда говорила одно и то же.

- У меня нет плохих учеников. Каждый – камешек драгоценный. И в этой россыпи и Ваш ребенок занимает достойное место!

И сияли лица матерей! И светились от счастья.

- Вы что? Разве можно матери сказать плохое слово про её ребенка? Она его в муках родила. Явила миру. Кормила и ночей не досыпала. От всего уберегла. Каждая мать верит в святость своего чада. Так не нужно её разочаровывать.

Когда стало подходить время отчетно-перевыборного собрания, Вера Васильевна  поняла, что пора уже действовать!
 
Вера Васильевна узнала, что приход и расход профсоюзных денег ведет бухгалтер в районном отделе народного образования. Можно к ней обратиться, и она предъявит документы на ревизию.

Лидия Емельяновна в районный центр ехать отказалась, сославшись на свою занятость.

- Верочка Васильевна! Зачем туда ехать? Напишем протокол так, без всякой ревизии. Так все всегда делают. 

- Но если некогда, тогда я одна поеду. Справлюсь. Что там двоим делать?

- Вера, Верунька, ну, зачем ты поедешь делать эту ревизию? Вдруг там что-нибудь не так? Опять ты ищешь приключений на свою голову. Дома работы мало? Двое детей, отец старенький и хворый. Лучше время им удели.

Но Вера Васильевна стояла на своем. Коллектив поручил. Она не может не оправдать доверия. И муж сдался. Он нашел время и отвез жену в районный поселок.

Документы ей показали с недовольным видом. Ей прямо в лицо сказали, что ревизионные комиссии выбирают во всех школах, но избранные ревизоры просто пишут протоколы, что ревизии проведены и все средства профсоюзные используются по назначению. И никто из них никогда не делал ревизию так, как положено.

Вера Васильевна - первый человек, который приехал познакомиться с документами лично. Папку с документами ей почти швырнули на стол. Бухгалтер думала, что Вера Васильевна оскорбится, что документы смотреть не будет.

- Я здесь по поручению коллектива. Будьте полюбезнее, пожалуйста!

Вера Васильевна стала листать папку. Разобралась она в записях без всякого труда.
Вот доходы. Она выписала в блокнот все доходы от поступления профсоюзных взносов. Сумма получилась внушительная. Вот статья расходов. На оздоровительный отдых детей. Понятно. В лагерь пионерский дети учителей ездили регулярно. Вот статья на курортное лечение. Тоже два человека побывали за год на курортах. Вот отчисления на содержание органов профсоюзов всех уровней. Однако немалые суммы. А вот статья на оказание материальной помощи. В течение года председатель профкома трижды оказывала помощь сама себе! Что? Самая бедная в коллективе? А вот еще суммы, которые она брала на посещение заболевших членов профсоюза. Почти всех и посетила, кто был на больничном. И на каждое посещение взяла деньги из профсоюзного фонда.

Странно! Суммы брались из профсоюзных взносов на проведение Дня учителя и чествование юбиляра. Тоже странно. День учителя праздновали на природе. На пикник все пришли со своими продуктами. Никто и никаких подарков от профкома на этом пикнике не видел. Был юбилей у старенькой учительницы, теперь пенсионерки, но на подарок ей деньги собирали всем коллективом.

Вера Васильевна тщательно все записала в свой блокнот.

На следующий день на работе она подошла к Маргарите Максимовне - председателю профкома, шумной и крикливой учительнице биологии на перемене, чтобы у неё выяснить, зачем она оказывала помощь сама себе? И кого она навещала с подарками от профсоюза во время болезни? И что она покупала на профсоюзные деньги к праздникам и юбилею.

Маргарита Максимовна на вопросы Веры Васильевны отвечать отказалась. Она раскричалась на всю учительскую.

- Вы меня подозреваете? Вы меня подозреваете? Да как Вы смеете? Я – честный человек. Никаких денег лично себе из профсоюзных взносов я не присвоила. Все они пошли на общее дело!

- Так дайте разъяснения. Я пойму.

- Не дождетесь! После Ваших оскорблений я не намерена с Вами разговаривать!

Вера Васильевна не стала настаивать.

На общешкольном профсоюзном собрании ей предоставили слово. Она вышла к доске, как провинившаяся ученица. Неудобно было докладывать о результатах ревизии. Но  Вера Васильевна взяла мел в руки и на школьной доске стала выписывать столбики цифр своим прекрасным учительским почерком. Вот доходы. Вот – расходы. Смотрите сами.

Председатель профсоюзного комитета метала молнии в её сторону. Как только Вера Васильевна положила мел, закончив свою работу, послышались громкие рыдания Маргариты Максимовны.

- Я ни копейки себе не взяла. Все деньги пошли на новые столы в школьной столовой. Нельзя было их оплатить перечислением. Только за наличный расчет! Что я плохого сделала?

Утешать бедную Маргариту Максимовну бросились и завуч, и директор школы, и некоторые учителя. Молодая пионервожатая стала громко возмущаться тем, что вот заведется же в коллективе одна такая подозрительная, как Вера Васильевна, такая правдолюбивая, и нет от неё никакого житья.

Директор школы сказала, что Вера Васильевна вела себя на собрании недостойно. Она оскорбила уважаемого педагога своими подозрениями.

Вера Васильевна взяла влажную тряпку и стерла все записи с доски. И молча села на свое место. Её ревизия никому не была нужна. Её правда была растоптана.

На второй день все в школе посматривали на учительницу искоса. На доске приказов красовался листочек бумаги. Ей был объявлен выговор за недостойное поведение на профсоюзном собрании и за необоснованное оскорбление коллеги. Пионервожатая подговаривала учителей объявить Вере Васильевне бойкот. Некоторые учителя поддержали её идею и перестали здороваться с Верой Васильевной.

Дома муж откровенно смеялся над её бедой.

- Держись, Верунька! Потерпи! Никто долго не будет относиться к тебе по чужой указке. Будут относиться так, как ты того заслуживаешь. А ты заслуживаешь уважительного отношения.

Даже старый и больной отец погладил свою взрослую девочку по голове.

- Вот какую удивительную девочку подарили мы с матерью этому миру. Мама бы тобой довольна была. Она тоже такая же была. Принципиальная. Правдой мир живет. А за неё страдать приходится. Потерпи!

- Потерплю. Куда деться? Лишняя я какая-то на свете.

Отец так громко засмеялся, что даже закашлялся.

- Ты – не лишняя. Никогда так не говори. Мир на таких, как ты, и держится! Я тобой горжусь! Знай наших! А на все это махни рукой и просто потерпи.

Пришлось потерпеть и пройти через эти незаслуженные унижения. Как сквозь строй. Вера Васильевна подчеркнуто громко со всеми здоровалась, но не всегда слышала приветствия в ответ!
 
Только дети ни о чем не догадывались и не совсем понимали, почему их любимая учительница грустит.

- А я вчера белку у нас в огороде видел! Прямо из окна кухни! Прибежала из леса. Рыжая такая! И в каждую кучку ботвы мордочку острую свою совала. Любопытная такая! Искала что-то. Может быть, мышку хотела поймать? А тут Барбос как прыгнет. Как гавкнет на неё. Она стрелой умчалась от него. Только мелькнула в березняке и пропала.

«А мы с белкой похожи, - подумала Вера Васильевна, - я тоже проявила любопытство и дотошность свою. Тоже искала. И нашла. Большого Барбоса с громким лаем!»

- Ну, вот и хорошо, - сказал Сергей, - вы улыбнулись. А то последнее время Вы такая грустная ходите! А мы Вас жалеем. Мама моя рассказала мне про собрание.  Она на нем была. Она же в школе завхозом работает. И она так ругала учителей. Да не обращайте Вы внимание на эту Маргариту Максимовну. Она вечно ругается.

- За поддержку – спасибо. Но учителей мы осуждать не будем. Я сама учительский хлеб ем. А давай-ка решим на скорость, кто вперед, самый длинный пример. Обопремся на математику. Она ум в порядок приводит!