Время

Михаил Кабан-Петров
…   шШШш-шШШш-шШШш-шШШш   …


В который раз я пришёл в мастерскую, в который раз снял кроссовку, в который раз стянул носки и в который раз аккуратно положил их сверху на кроссовки.
В который раз надел тапочки.
В который раз я посмотрел на свои кроссовки с носками сверху…, в который раз пробежали мурашки… - эти кроссовки только что были на мне, а теперь отдельно от меня на полу - в прошлом…!!!  Время отъело еще кусочек!

В Р Е М Я
Мне страшно его представить!
Как и страшно добраться до сути словосочетания «пространство-время», произносимого кем-либо, произносимого машинально, как машинально произносится и многое другое непонятное. И сам раньше грешил, вворачивал иногда в разговор, сейчас перестал. Ибо при попытках хоть как-то это объяснить, мозг начинало клинить. Только и ощущал, что от начала попытки и до заклина шло Время. Возможно, пространство-время хорошо определяет армейский фольклор - «копать от столба и до обеда»!!!

Но вернусь конкретно к Времени. Что оно такое, я не знаю, но, что Оно что-то такое - чувствую! То, что оно течёт по-разному, сам не раз ощущал. Бывает, дорогу туда - не заметишь, обратно - целая вечность! Или, опять же, когда ты весь день за рулём…, ты только сел утром в машину, а вышел - уже вечер, и пролетело часов так 9!!! Но за рулём 9 часов это одно, а 9 часов на диване в квартире совсем другое!

Я смотрю на свою жену, которая сидит за столом напротив и читает книжку. Я смотрю на её лицо и ощущаю, как мгновение за мгновением оно поглощается прошлым.  Как если бы это была бесконечная киноплёнка с одним и тем же кадром. Но её лицо это не один и тот же, повторяющийся кадр, а копия предыдущего, который уже в - прошлом!
Визуально я представляю Время, как огонь на бикфордовом шнуре. Вернее не сам огонь, а шипение в точке горения. Время мне так и представляется - шипящим!  Шипит и плавит всё в - прошлое. Надо только настроиться и вслушаться - все вокруг нас и внутри нас ШИПИТ работающим Временем.
Я вглядываюсь в пространство пейзажа и чувствую как он, шипя, тлеет во мне в - прошлое.  Нечто похожее описал Заболоцкий - «… и лошадь в клетке из оглобель  - повозку крытую влача - глядит покорными глазами - в таинственный и неподвижный мир». «Глядит»  и  «неподвижный»  -  соединяются в невидимой общей точке и, беззвучно шипя, медленно исчезают. Или, например, Басё, который почти всегда бессознательно обнаруживал работу Времени… - «с треском лопнул кувшин - ночью вода в нем замерзла - я пробудился вдруг».  Кожей ощущаю, как эти три события, переходя одно в другое, поглощаются общим Временем. Можно вспомнить и Иосифа Александровича с его гениальным «за рубашкой в комод полезешь, и день потерян...», но это немножко о другом. Можно ещё и «Шум времени» вспомнить, но и это о другом, совсем о другом.
А я о своих кроссовках, которые на полу - в прошлом. Можно, конечно, снова надеть их и снова снять…., но повторится вновь то же самое! И никаким бетоном не залить и не остановить Время!
Но, что интересно, художники сделали то, что не сделали все учёные и бетономешатели вместе взятые! Некоторым из них удалось не только замедлить, но и остановить Время вообще. Например, в работах Александра Древина оно не течёт ни в какую сторону, его просто нет! Не шипит! Наверное, потому его работы еще в детстве меня гипнотизировали (впервые в журнале «советская ЖИВОПИСЬ»). Можно еще ряд примеров. Например, фрески Джотто. Про «Чёрный квадрат» молчу!  Даже у музыки, как у любого звука, есть начало, которое тут же переходит в прошлое, и есть конец, который чуть позже тоже в прошлое. А, когда ты смотришь, например, на картину Ротко, вряд ли ты определишь момент, с которого начинается её воздействие на тебя, и конец восприятия будет зависеть не от самой картины, а лишь от твоей воли. В тебе Время шипит, а в работе Ротко нет! Литературе этого не дано.  У Андрея Платонова и Геннадия Айги  Время течёт медленнее медленного, но не исчезает совсем. И кино в этом смысле беспомощно. Тарковский это понимал. Потому и замедлял его не без помощи живописи (Брейгель в «Солярисе» и т.д.).  С Тарковским я, конечно, перегнул, Андрей Арсенич велик, он и без живописи замедлял его, но не мог остановить. Не подвластно Оно кино, не подвластно!
Но кроме живописи я знаю, где еще исчезает Время… - с лиц спящих детей! Я часто рассматривал лица своих, так недавно маленьких, спящих дочек. Особенно поражало лицо «маленькой» старшей. То было не лицо, а слепок отсутствующего Времени!!!!!
…   …   …   …   …
Когда я начинал свою серию «Отверстия», которая, наверное, не закончится никогда, и, когда на очередном холсте я поместил отверстие в самый его центр, жена спросила:
- Михачка, ну и что это будет?!
-  Ловушка для Времени! - ответил я, и стал показывать и объяснять, как к обратной стороне подрамника еще прибью лист оргалита, прибью наглухо, как Время в дырочку будет сочиться и будет между холстом и оргалитом накапливаться, как мы будем тогда его копить и потом продавать, и, как наконец-то разбогатеем!!!
- Не для времени ты ловушку сделал, а  для тараканов! - сказала жена.
Я тогда от души рассмеялся.
Оргалит я, конечно, не прибил, но взял холст в руки и посмотрел через дырочку-отверстие на легкомысленную жену свою.
Теперь расхохоталась она!

Утром я пришел в мастерскую и увидел, что со всех четырех углов моего «дырявого» холста обозначились продольные складки по направлению к центру, то есть к отверстию. Что и требовалось доказать!
Ай, да Мишка - ай, да сукин сын!!!
В другой раз я бы огорчился - опять перетягивать, и тут же взял бы и перетянул холст. Но в этот раз я оставил всё, как есть, до вечера.
Вечером, когда Время привыкло к маленькому отверстию и совсем перестало шипеть, я перетянул холст.

…   …   …   …   …
Чтобы придать выше написанному адекватность, вернее всего закончить фразой «и тут я проснулся…»!
Ан нет….,
ОНО шипит…!!!!!




Июль 2014