Приложение 4. Две цивилизации

Басов Дмитрий
История взаимоотношений человеческой и эльфийской цивилизаций
Реферат
Эльсар Андарен

Целью данной работы является обобщение имеющихся данных по истории взаимоотношений эльфов и людей, начиная с древнейших времён до современности.
Источниками для работы послужили как сведения, полученные из имеющихся документов, в том числе – текстов из недавно обнаруженной «башенной библиотеки», так и непосредственно из бесед с эльфами Форлина и Ривенделла.

Древнейшим общеизвестным письменным источником являются Скрижали Линдара, в которых изложена история первых контактов людей и эльфов. Однако эти сведения носят скорее мифологический, чем документальный характер, в связи с чем Скрижали большей частью учёных воспринимаются не как исторический документ, а лишь как артефакт древнейшей религиозной культуры.
Большинство специалистов, в том числе эльфийских, сходятся в том, что несмотря на то, что само содержание скрижалей представляет собой древнейший эльфийский эпос, но изложен он был именно человеком, с сохранением человеческого взгляда на мир и человеческого понимания описываемых событий.
Исходя из этого, я считаю, что отношение людей к эльфам, описанное в скрижалях, можно считать отражением реальных отношений, существовавших во времена написания Скрижалей, вне зависимости от достоверности описываемых исторических событий.
Племена первобытных людей, непосредственно столкнувшиеся с эльфами в течение короткого времени стали относится к ним как к учителям и старшим товарищам, может быть даже как к связующему звену между людьми и высшими силами – Валарами. Эльфы пробуждали в людях безотчётное чувство уважения и восхищения их мудростью, величием и красотой.
Этот чисто психологический фактор многократно усиливался и реальной помощью, оказанной эльфами людям в те древнейшие времена. Трудно переоценить важность переданных эльфами знаний для дальнейшего развития человеческой цивилизации. Письменность, кузнечное дело, основы металлургии, сельского хозяйства, многие искусства.
Вместе с тем, уже в те времена часть людей с эльфами конфликтовала. Как правило, это были пришлые племена, не имевшие до того непосредственных и длительных контактов с эльфами. Следует отметить, и то, что выступления эти были вызваны не отношением к эльфам, как таковым, а участием людей в различных враждебных эльфам военных союзах.
Следующий важный источник, который позволяет пролить свет на дальнейшую историю взаимоотношений эльфов и людей это недавно найденная «Повесть о властелине колец», особенно приложения к ней. В этом документе впервые говорится об эльфийских и человеческих государствах, расположенных непосредственно на территориях северо-западного Средиземья.
Полная достоверность изложенных там сведений в настоящее время конечно не доказана, но всё же в «Повести» содержится ряд фактов, которые подтверждаются и свидетельствами эльфов, и данными современной археологии.
Основным аргументом противников «эльдарской» теории является то, что до сих пор археологами не найдено ни одного древнего эльфийского поселения. Они утверждают, что высокоразвитая в технологическом плане цивилизация, умевшая обрабатывать железо и строить каменные строения не могла исчезнуть столь бесследно.
Однако при изучении текстов Башенной библиотеки сторонники гипотезы об эльдарах находят новые аргументы в свою пользу.
Они утверждают, что не из чего не следует, что даже во времена высокоразвитой цивилизации эльдары жили в городах в нашем понимании. Если не принимать во внимание сведения о сказочном Гондолине, существование которого проверить невозможно, то во всех других случаях речь идёт либо о пещерных поселениях, либо о крепостях, башнях, стенах и не более того.
Очень характерно описание в «Повести» Лориэна – мощные стены и полное отсутствие каменных строений внутри. Даже «дворец» владык Лориэна представлял собой просто большой деревянный дом, построенный на огромном талане.
Всё это позволяет предположить, что эльдары предпочитали не строить зданий из камня, обходясь деревянными или даже вовсе без постоянных жилищ. Каменными же могли быть лишь фортификационные сооружения.
Некоторые подтверждения этому можно найти в Лесогорье, в районе Аннона где согласно «Повести» находилось государство Эрегион. Полное отсутствие каких-либо руин или других находок, и в то же время рядом, на входе в Морию – сохранившиеся остатки древней дороги.
Но крепостей и стен в Эрегионе вообще могло не быть, поскольку эльдары, жившие там согласно «Повести» изначально ни с кем не враждовали, а если и было что-то построено – то подверглось разрушению во время первых древнейших войн уже в те незапамятные времена.
В Форлине и Каролингене согласно «Повести» эльфы жили со времён предначальной эпохи, когда он ещё был Оссириандом. Но укреплённых городов и здесь никогда не было, если не считать, возможно, Серых Гаваней. Однако на территории Гаваней несколько тысяч лет находится Мидланд, и там трудно отыскать хоть какие-то следы эльфийских строений.
Ещё важное замечание: очень большая часть археологических данных о человеческой истории получена при раскопках захоронений. Древние же эльфы по понятным причинам не могли оставить после себя такие источники информации для современных учёных.
Таким образом, к нашему времени действительно могло не сохраниться никаких убедительных следов существования эльдарской цивилизации. Возможно, результаты могли бы дать раскопки в Ривенделле и юго-восточном Лесогорье, но таких изысканий пока не проводилось.

Главное, что мы можем почерпнуть в «Повести» для нашей работы – это сведения, о том, что и в те времена эльфам приходилось вести войны, причём всегда это было отражение агрессии каких-то далёких диких племён, в то время как с соседями у эльфов были дружеские и взаимовыгодные отношения.
Как нам кажется, одно из важнейших наблюдений, которое можно оттуда вынести – это изменение характера взаимоотношений. Эльфы так называемой «второй эпохи» для людей уже не выступают в роли однозначных лидеров и высшей силы, но наоборот – рассматриваются как равноправные партнёры, которым иногда было невозможно обойтись без помощи более сильного человеческого государства. Речь идёт, конечно о войнах, а именно – о фактическом поражении эльфов в первой войне с Сауроном, когда только помощь людей спасла высокоразвитую цивилизацию эльфов от полного уничтожения.
Позднее (согласно «Повести») развернулась вторая война, названная «войной Последнего Союза», в которой люди и эльфы так же выступали как равноправные союзники.
Уже во времена «Повести», а это, предположительно около шести тысяч лет назад, свидетельств о полноценной государственности у эльфов становится всё меньше, а после третьей войны с Междугорьем (точнее с «Мордором», государством, расположенном на территории современного Междугорья), сведений о каких-то эльфийских государствах нет совсем, и даже современные эльфийские учёные упоминают о первых признаках централизации у эльфов лишь во времена среднего Аттани, то есть почти через две тысячи лет после окончания последней Мордорской войны.
Интересно, что создание Соединённого королевства Аттани согласно «Повести» явилось результатом войны с Мордором, а вовсе не результатом междоусобных войн между Гондором и Северным Аттани, как до недавних пор считала большая часть историков. В любом случае, из «Повести» следует, что уже тогда эльфы жили в очень небольших замкнутых анклавах, таких как Ривенделл, Лориэн, леса в Северном Рованионе, и на территории нынешних Форлина и Каролингена.
Всё изложенное мною выше относится к области спорных, не имеющих пока подтверждения свидетельств. Дальнейшая же история находится уже в рамках современных научных взглядов, основывающихся на археологических и других фактических доказательствах.
Как бы ни относиться к свидетельствам Скрижалей и «Повести», следует принять за факт, что все современные археологические и исторические данные, охватывающих период с образования Аттани до конца Древнего царства, свидетельствуют об отсутствии у эльфов каких-либо государственных образований. При этом сами эльфы никуда не исчезают, продолжая жить практически во всех лесных и горных районах, не освоенных к тому времени людьми. Похожие ситуации не уникальны и в человеческой истории, так, всем известно о исчезнувшей цивилизации строителей пирамид в центральном Амандоре, когда целое государство было заброшено людьми по до сих пор неизвестным в точности причинам, а сами жители, бросив города, продолжали жить, рассеявшись по стране, постепенно ассимилируемые разнообразными пришлыми племенами.
По самой известной и в то же время самой бездоказательной версии (хотя и поддерживаемой эльфами), – суть кризиса эльфийской цивилизации заключалась в том, что высокоразвитые «эльдары» просто покинули Средиземье, оставшиеся же лесные эльфы в то время были почти диким народом, чей уровень знаний и общественного развития не только не превосходил человеческий, но и даже во многом отставал.
Другая, более убедительная версия, так объясняет произошедшее: эльфы никогда не стремились к развитию социальной организации и централизации, и вынуждены были объединяться лишь перед лицом военной угрозы. После возвышения Аттани территории к западу от Мглистого хребта на многие сотни лет оказались ограждены от внешних угроз. Вместе с тем правители и население Аттани всегда, относились к эльфам очень благожелательно. В таких условиях эльфам целые эпохи можно было не беспокоиться о военной опасности. Они рассредоточились по регионам, удалённым от крупных городов Аттани, и длительное время жили в соответствии с преобладающими в их среде философскими взглядами, отрицающими необходимость технологического и социального прогресса.
Видимо в связи с полным несоответствием мировоззрений эльфийского и человеческого общества взаимодействие между ними к временам среднего Аттани свелось к минимуму, ограниченное мелкой меновой торговлей и единичными личными контактами. Тем не менее, отношения оставались ровными и добрососедскими.
Исходным моментом становления нового эльфийского общества можно считать 1700-1500 годы до н.э., когда длительная эпоха стабильности стала подходить к концу. Учёные называют две основные предпосылки к этому: внешнюю (по отношению к Аттани) и внутреннюю, тесно взаимосвязанные.

Внутренняя предпосылка заключалась в усилении власти жречества в человеческом государстве.
Если к моменту создания Аттани религиозная составляющая государства фактически была нулевой, то спустя столетия в обществе зародились организованные культы, во многом – привнесённые извне, возникла система религиозных взглядов, сформировалась и, наконец, возвысилась жреческая прослойка. До определённого момента этот процесс носил положительный характер, консолидируя многонациональное общество, которое непрерывно пополнялось жителями всё новых присоединяемых земель и иммигрантами с востока и с юга. Однако с некоторого времени высшее жречество, осознав, что обладает реальной силой, вступило в противостояние с королевской властью, сначала незаметное, потом – всё более ожесточённое.
Одновременно жречество монополизировало право на знания, превратившись в реакционную силу, сдерживающую развитие науки и общества.
Всё это вело к ослаблению государства, и позволило соседям догнать Аттани в технологическом и военном плане. К 1800 году до н.э. кризис достиг своего апогея. Результатом стала попытка короля Манусара провести религиозную реформу, основной целью которой было слияние королевской и жреческой власти. Все многочисленные жреческие кланы были подчинены верховному жрецу бога Ману, пост которого занял сам Манусар. Ману был провозглашён высшим богом, что явилось фактически первым шагом к возникновению в Аттани монотеистических взглядов. Реформы привели к краткому установлению стабильности, однако не были продолжены.
После смерти Манусара и его сына Манумира, действия жреческой верхушки привели к реакции и уничтожению всех результатов реформ.
Позже на трон возводятся ставленники жречества, которые, по-видимому, не в состоянии были надлежащим образом управлять огромным государством, и через некоторое время наступил почти столетний период междуцарствия, когда в результате межклановой жреческой борьбы за власть сменилось несколько властителей, а государство стояло на грани гражданской войны и распада.
Эта нестабильность не могла не беспокоить эльфов, ведь они проживали хотя и независимо, но, тем не менее, на территории Аттани.
Вместе с тем, жречество с некоторых пор стало видеть в эльфах прямых конкурентов в тех областях, которые считало своей монополией: медицина, магия, предсказания; помимо этого очевидны были идеологические противоречия, которые в любой религиозной системе воспринимаются болезненно.
Внешняя предпосылка к началу социальной организации эльфов заключалась в тридцатилетнем периоде набегов в Прирунье и Северный Рованион кочевых племён Хатту, воспользовавшихся ослаблением Аттани. Набеги вынудили эльфов, проживавших в лесах у истоков Андуина перебираться через Мглистые горы – в Лесогорье и Форлин. А это в свою очередь вызвало некоторое обновление эльфийского общества, заставило многих из них обратить внимание на то, что происходит вокруг.
Обладая проницательностью и мудростью, эльфы не могли не осознать в какой ситуации они окажутся, если подвергнутся полномасштабной агрессии – со стороны ли внешних врагов Аттани, либо со стороны жречества.
Для них, думаю, было очевидно, что они не только ни в чём не продвинулись за многие сотни лет, но хуже того, многое утратили.
Они навсегда отстали в военном деле, уже не умели ковать знаменитые прежде эльфийские клинки и доспехи, не строили больше ни крепостей, ни башен.
Да, они постигли мудрость гармонии с природой, умели слушать воду и разговаривать с деревьями, делать могучие луки и плащи-невидимки. Но это было не то, что могло существенно помочь в случае войны.
Необходим был качественный скачок, как в общественной организации эльфов, так и в научной, технологической, магической областях.
Проблема была в том, что получить какие-то базовые необходимые знания эльфы могли только у людей. Люди оказались более осведомлёнными в большинстве естественных наук, истории Арды и даже в эльфийской истории, чем лесные эльфы. В руках людей были практически все существовавшие на тот момент в Арде древнеэльфийские документы. У лесных же эльфов не было даже письменности, существовала лишь устная традиция: песни, легенды, и т.д.
Первые попытки установить широкий культурный обмен эльфы предприняли при Манусаре, в ответ на его активные действия по налаживанию контактов. Эти попытки выросли в целенаправленную эльфийскую политику в течение последующего столетия, ускоренную эльфийским переселением, о котором упоминалось выше.
Тогда же эльфы стали активно заниматься созданием Ривенделльской библиотеки, поисками и копированием старинных рукописей, скупкой разных артефактов.
Обладая мощной интуицией и даром предвидения, они могли прозревать многие сокрытые события, понимать мотивы и движущие силы, что помогло им достаточно быстро развить собственную историческую и социологическую науку.
Во второй половине второго тысячелетия до н.э. эльфы стали демонстрировать определённые успехи в развитии магии, возросло их влияние, видимо, именно тогда появились первые завесы в Ривенделле и Форлине.
К сожалению, период активизации и развития эльфийского общества совпал с первым кризисом в Аттани, а позже – с временами Позднего Аттани с его имперской рабовладельческо-милитаристской политикой. Как следствие, отдельные контакты между эльфами и людьми не привели к широкому взаимодействию, и наступление эпохи масштабного сотрудничества отодвинулось почти на восемьсот лет, к временам становления Древнего Арнора.

После нашествия гиккан и возникновения на территории южного Аттани линдарианского государства «Земля обетованная» территория северо-западного Средиземья оказалась в изоляции. Были разрушены торговые связи, прекратились поставки продовольствия из бывших Гондорских и Андуинских провинций. Навсегда исчез с лица Арды великий культурный и религиозный центр Аттани – Древний Гондор. Территория Северо-запада была наводнена потоками беженцев, что ещё более усложнило ситуацию. Ещё одним негативным фактором была дань, которую Северное Аттани было обязано выплачивать гикканам согласно вынуждено подписанному «Тарбадскому миру».
Эти события отбросили цивилизацию северо-запада на столетия назад, произошёл упадок практически во всех областях, катастрофически понизился уровень жизни. Северное Аттани как единое государство практически переставало существовать, так как Наместники в Мидланде не имели возможностей контролировать удалённые области – южный Минхириат, предгорья Мглистых гор, с трудом справляясь с поддержанием порядка в основных центрах – Ануминасе, Форносте, Сароне и Бри.
В этих условиях помощь эльфов Форлина в развитии собственной сельскохозяйственной базы Северного Аттани была неоценимой. Известно так же, что эльфы даже выполняли дипломатические миссии от имени Северного Аттани в восстановлении контактов с Бьёрном и Прируньем.
Безусловно, немалую роль в то время сыграли и традиционные партнёрские связи с Лесогорьем и Морией, но в те времена Лесогорье переживало не лучшие времена по тем же причинам, что и Северное Аттани. Гномы пытались установить торговые связи с новыми южными соседями, но их практицизм наталкивался на религиозный фанатизм линдариан, которые не желали иметь дел с «неверными», и требовали того же от своих северных подконтрольных территорий – Андуинского царства и Восточного Рованьона.
Помощь эльфов Форлина Северному Аттани и Ривенделла – Лесогорью была, по видимому, совершенно бескорыстной, если не считать того, что эльфы конечно не могли не быть заинтересованы в установлении стабильности и сохранении суверенитета государствами, на территории которых они проживали.
Однако, как Форлин, так и Ривенделл к тому времени были фактически автономными, полностью обеспечивая себя необходимыми ресурсами и будучи надёжно защищёнными от вторжений мощными психозавесами; поэтому нельзя сказать, что помощь эта была исключительно вынужденной.
Многие учёные склоняются к мысли, что именно своевременно совершённый эльфами скачок в собственном развитии, и помощь человеческим государствам в период крушения Аттани во многом определили направления дальнейшего развития человеческой цивилизации в Северо-западном Средиземье.
При всём при том, в дальнейшем, в период становления Древнеарнорского государства установившиеся широкие связи между эльфами и людьми так и не переросли в более глубокую интеграцию, хотя и стабильно сохранялись на протяжении 300 – 400 лет. Позже, с усилением Арнора, контакты вновь пошли на убыль сократившись почти до того же минимального уровня времён Аттани.
Вместе с тем, это не было точным повторением ситуации. Во времена Аттани эльфы были слабой и безучастной силой. В Арнорский же период эльфы поддерживали определённый уровень взаимодействия с людьми совершенно сознательно, внимательно наблюдая за происходящими в человеческом обществе изменениями. Об этом свидетельствует наличие в Ривенделльской библиотеке множества Арнорских, Линдарианских, Рованьонских трудов того времени и появление первых эльфийских социо-исторических исследований.

В имперский период Древнего Арнора контакты эльфов и людей оставались достаточно стабильными, но к моменту широкого распространения фродианства внешняя активность Форлина и Ривенделла значительно упала. Шла стабильная торговля в прилегающих районах, но в целом эльфы жили очень замкнуто, практически не покидая своих анклавов.
Тем не менее, есть свидетельства, что и тогда ещё встречались лесные эльфы на юге мглистых гор – как в Изене, так и в восточных предгорьях и даже в лесах За-Рунского нагорья далеко на востоке.
Имеются свидетельства, что с разделения империи в 298 и почти до 1300 года при королевском дворе в Клюгарсе, восточной столице, существовало постоянное эльфийское представительство, находившееся в тесном контакте с Ривенделлом.
Несмотря на серьёзное охлаждение отношений в более позднее время, связанное с установлением в Арнорских княжествах фактически религиозной диктатуры и наступлением так называемых «тёмных веков», даже в это время отношения между эльфами и властями никогда не становились на край конфронтации. Так, известно, что эльфийские представители в 1735 году нанесли визит Великому Хранителю Омиру Восьмому и были им приняты по высшему протоколу, как лица королевских кровей.
Во времена второй реформации и пятидесятилетней войны эльфы официально не поддерживали ни ортодоксальную Арнорскую, ни Северную церковь, хотя вели оживлённую торговлю с Конфедерацией Северных территорий.
На подписании Изенбургского мира в 2000 году присутствовал мастер Амрот. Хотя отсутствуют какие-либо документы на этот счёт, а эльфы хранят молчание, большая часть учёных склоняются к мысли, что эльфами были предприняты большие усилия, в немалой степени способствовавшие прекращению межконфессиональных войн в Северо-западном Средиземье. Об этом позволяют судить имеющиеся сведения о многочисленных визитах эльфов ко всем княжеским дворам Арнора и руководителям Конфедерации в период после Арнорского восстания и бегства Великого Хранителя в Горнбург и до подписания Изенбургского Договора.
В 23 веке, во времена Каролингенской империи как Форлин, так и Ривенделл занимали позицию невмешательства, однако известно, что на Аннонских переговорах, результатом которых стало подписание тройственного соглашения между Лесогорьем, Каролингеном и Морией присутствовали представители обоих эльфийских анклавов.
В новейшее время, в годы мировой войны, когда Арнор, Северная Федерация и Каролинген были оккупированы гондорскими войсками, эльфы серьёзно обеспокоились и даже вели переговоры с Североамандорскими Штатами о возможной эвакуации за океан. Однако нацистский режим отнёсся к эльфам очень лояльно. Это объяснялось тем, что Гондорская государственная философия расового превосходства базировалась на теории происхождения истинных гондорцев от мифических дунаданов, которые согласно существовавшей в то время теории, происходили от смешения человеческой и эльфийской расы. К эльфам же, как к «родственной высшей расе» нацисты относились с благоговением, и даже посылали к ним эмиссаров на предмет приобретения у эльфов древних тайных знаний.
В современном мире эльфы занимают свою небольшую, но заметную нишу. Хотя их численность несравнима с многомиллионными человеческими нациями, согласно последним данным МСА, она за последние сто лет выросла почти на 20%, что связано с основанием новых поселений в Южно-Амандорской сельве, а так же в Восточном Союзе.
Их представители на постоянной основе работают в Международном Совете Арды. Практически не участвуя в разрешении человеческих вооружённых конфликтов, эльфы последовательно и твёрдо поддерживают любые начинания, касающиеся разоружения, ликвидации оружия массового поражения, мер экологической направленности.
Эльфийские учёные и маги являются почётными членами практически всех крупнейших человеческих университетов и Морийской Академии, а их работы в области сельского хозяйства, биологии, химии, генетики, медицины внесли значительный вклад в развитие этих областей науки.
Таким образом, несмотря на многочисленные «пророчества» о том, что эльфийская цивилизация вот-вот исчезнет, высказываемые многими на протяжении истории, она стабильно существует и развивается на протяжении нескольких тысяч лет, наглядно демонстрируя наличие других, отличных от человеческого путей развития цивилизации.