Красавники

Ирина Тышкевич
Я сегодня работаю  и это значит что я – опять в дороге.
  Июльский жаркий  день .  Солнечные блики на лужайках…вековые сосны…
 Бесконечные леса…  Партизанские края…
Я сегодня собираюсь покупать  ягоды и  если повезет – грибы.
 Местные жители продают их,  стоя вдоль шоссе.
Еду не спеша, чтобы не пропустить продавцов.
Ага ! Вот и первая!
    На обочине стоит маленькая черноволосая женщина, а  перед ней – скамеечка.  На скамеечке –   выставлены банки разных калибров, доверху наполненные черникой.
Останавливаюсь, спрашиваю цену.
Она озвучивает…
Да уж, не слишком дешево! Увидев мое замешательство, она сразу же начинает быстро обьяснять, что мол сама , собственными руками все утро  собирала, что  у нее –
 «Милиция  тоже купила и очень довольны остались, а меня  даже помидорами угостили»!
И радостная, продолжает тараторить:
« Я их спрашиваю(милицию), а где ж вас потом найти, я вам тоже что-нибудь занесу,
А они в ответ смеются, и говорят, мол, мы - областное ГАИ! Приходи в гости!
Видимо, они потом еще немного пошутили и расстались очень  довольные друг другом.
Маленькая женщина до сих пор улыбается..
А черника у нее действительно отличная – чистая и сухая. И я покупаю у нее всю чернику,не торгуясь .( Попробуйте провести полдня в лесу собирая ягодку к ягодке пробираясь сквозь тучи мошкары! )
 Ого! Получилось целое ведро!
Она расцветает , улыбается и говорит –
«А может еще и  БАГУН возьмете?»
«А что это такое?» - спрашиваю я.
«Как!?  Вы не знаете!? Это же такое чудесное растение лечебное! Оно только ранней весной растет! Оно же от ВСЕГО помогает! «
И мне выдается подробное описание всех болезней, которые излечивает багун.  Море болезней!...Обширные познания в медицине.( я улыбаюсь и молчу).
« Но самое главное – это МУХИ! Где есть багун – там нет мух! «
Маленькая лесная женщина вошла в роль, она наслаждается своей значимостью и моим вниманием.
« У меня дома нет мух» - говорю я ей.
«Как!??  Так не бывает, чтобы не было мух!» - женщина в изумлении!
Нет, - отвечаю, - бывает, потому что у меня на окнах  - сетки.
Моя собеседница не сдается . -«А моль есть»?
Вот это в самую точку. Да, моль у меня имеется.
«Вот видите!  Уж моль-то у  всех есть!» - с облегчением говорит она.
Ну что  с ней поделать! Она же так старается…
 Надо купить у нее  все  5 букетиков волшебного багуна.
Беру и его. Запах  у них просто чудный!
Женщина счастлива. Она несет мне в багажник ведро с черникой, помогает его поставить и приговаривает:
«Вот теперь сыночку на операцию будет!»
Я не спрашиваю про сыночка. Я боюсь   у нее  спрашивать. Нехорошие сейчас времена …
А она все приговаривает:
«У меня  совсем взрослый сыночек, ему уже 23 года! А я уже старая, совсем старая!»
Я приглядываюсь к ней повнимательнее: остроносое худенькое лицо, черные, крашеные волосы, светлые брови и глаза. С зубами проблема – их мало , а вот  железа во рту – с избытком.
И глаза  - радостные, светлые. Она сегодня почти счастлива.
И я решаюсь сделать ей комплимент.
«Ну какая же Вы старая!  Вам , наверное , и пятидесяти еще нет?»
Она, быстро на меня глянув  и отведя глаза, произносит тихо –
Да нет,…  мне 43 только исполнилось…Это я просто так старо выгляжу…
Но радость от сегодняшнего удачного дня побеждает грусть, и она опять улыбается.
Напоследок я решаюсь спросить у нее о грибах.
И… начинается новая лекция ! Под названием « Все о грибах»
« В лесу сухо, грибов мало, они червивые, а некоторые нечестные люди их продают!»
И вдруг! Она! Мне! Говорит :
«Слушайте меня внимательно  -Я ВАС НАУЧУ!»
 И учит. Меня учит лесная женщина:
- Грибы, выросшие ранним летом, почти всегда червивые, даже если не видно этого сразу,
Ведь этого городские жители не знают! А вот такие лесные жители, как она, которые провели здесь всю жизнь – могут  городских и поучить немного (этот тонкий  намек на  «городских», она постоянно вставляет в свою лекцию о грибах).
«Это и не грибы вовсе , а КРАСАВНИКИ!» -продолжает она учить меня.
« Да! Именно КРАСАВНИКИ!»
«А почему они красавники?» - успеваю вставить я.
« Да потому, что растут, когда жито цветет! «Красавина» значит жито. Вот так!»
Лекция закончена. Уж про жито даже городские должны знать!
И мы прощаемся с моей милой собеседницей.
Я еду дальше с твердой уверенностью, что "красавников" я никогда в жизни покупать  не буду.
Подьезжаю к небольшой деревеньке.
И вот оно! 
 У крайней хаты, на обочине, под самодельным навесом …стоят. Они -
 "КРАСАВНИКИ".
В тазу, в лукошке. В мисочке.
Белые, на крепких ножках .Загляденье.
Рядом  стоит такая же крепкая продавщица.
Даю задний ход. Выхожу. Спрашиваю цену.
Однако! Цена совсем не маленькая.
«Что это у вас? КРАСАВНИКИ?» - спрашиваю.
Немая сцена длится мгновение секунды, но женщина быстро приходит в себя.
- Да вы что!!! Какие КРАСАВНИКИ!  Это ГРИБЫ! Красавники уже давно отошли!
И далее следует лекция, о том, какие грибы настоящие, и какие – просто так, «красавники».
Потом идут заверения ,что ее муж уже четвертую корзину за сегодня приносит, и что все люди покупают, и  все люди довольны…
«А вы кто, перекупщица?» - не удержавшись , спрашивает меня  продавщица …Видно удивила я ее таким глубоким знанием лесных секретов.
Я ее успокоила, сказала, что беру для себя.
И вот, я покупаю у нее тазик белых грибов- красавцев. Или красавников… я уже не знаю…
Я еду  дальше , по этому маленькому селу, улыбаюсь и вспоминаю моих собеседниц…Мечтаю о своем…
И вдруг …перед машиной… прямо на дороге...возникает  - КРАСАВНИК! 
Самый, что ни на есть!!!
Он - по пояс голый и загорелый… идет по встречной полосе, ничего вокруг не замечая, очень аккуратно выписывая цифру 8 ногами, туловищем, руками, … и не сходя с выбранного пути…весь ушедший в свой внутренний мир…он движется к своей цели. Да уж...  тяжела бывает иногда дорога домой для некоторых… "красавников"!..
     Вот такие они, партизанские края со своими  Красавниками и Красавницами!
Встретились мне они  на мгновение … и я уехала дальше, в свою жизнь…
А они остались  у себя дома…  вместе со своими прекрасными лесами …

Дома я занялась черникой и грибами.
Черника – свежайшая,  крупная, ягодка к ягодке. Чистая, почти нет листьев и веточек.
 А грибы - разные… как и люди.
 И  КРАСАВНИКИ  были и ГРИБЫ тоже были.
 Врать не буду.
 Но  ГРИБОВ все равно больше оказалось, чем просто  - КРАСАВНИКОВ!