Беларусь. Граждане и государство

Наталья Чернавская
   Вечером 14 марта узнала, что на другой день в стране праздник, день Конституции. Случайно, поскольку госсми  не смотрю-не слушаю-не читаю, и совсем о другом думала, о том, что сто лет отречения Государя завтра.

   Погода в марте установилась вполне  велосипедная, сухая, солнечная, села  на велосипед и поехала за хлебом. В сети "Доброном" выбор хлеба с разных заводов больше, вот туда и поехала, в пост черный бездрожжевой или белый без маргарина - насущная потребность, в другое время можно без хлеба, а в пост не получается, сама пеку, но то, что у меня выпекается, ребёнок не ест, не объяснишь ему, что старалась и не просто так насовала в каравай отрубей, клетчатки и специй, а для здоровья.

   Купила чёрного бездрожжевого и белого без маргарина, вышла, положила в велосипедную корзинку и засмотрелась на оживлённую группу на крыльце магазина.

   Элегантная женщина средних лет держала на растянутых руках национальный флаг и, прищурив один глаз,  примеряла, куда его повесить.

 - А вот сюда прямо над крыльцом, там вроде есть за что зацепить.

   Пожилая женщина, судя по костюму, уборщица из магазина, смотрела на её затею скептически и ворчала, что швабра (которую предполагалось временно древком флага сделать) ей и самой нужна.

    Но администратор не унималась, подозвала рабочего, велела искать лестницу и попыталась засунуть швабру в отверстие для древка со словами:

 - И такой еле нашла, все магазины объездила, а с древком вообще нигде нет.

   Уборщица же хотела отстоять свою швабру и говорила администратору, что её затея несвоевременна, никакого праздника Конституции и в помине нет, народ протестует против "налога на тунеядцев" и скоро Бацьке крышка.

   Администратора её слова не впечатляли, рабочий подал лестницу, и она, задумчиво погладев на неё и на крышу, сказала, что сама полезет.

   Тут мне стало неудобно дальше глазеть, поехала восвояси, не узнав, чем всё закончилось. Зафиксировала только, что сто лет назад красными флагами энергичнее орудовали на улицах. И что, слава Богу, хлеба у нас какого хочешь вдоволь.

   А вот насчёт того, права ли бабуля-уборщица в своих предсказаниях, сильно меня удививших, до сих пор недоумеваю.

   С одной стороны, они не на пустом месте возникли, впервые, как пишут, за всё время существования Беларуси как независимого государства, люди вышли на площади не только в Минске и областных центрах, а даже в маленьких городах.

    "Тунеядцам" нужно заплатить в бюджет 420 белорусских рублей или 14 тысяч российских по нынешнему курсу.  Это много, больше 13% процентов от обычной зарплаты в 200-300 рублей в белорусской провинции.

    Если в семье есть дети, эти деньги понятно, куда пойдут, в начальной школе всех детей безплатно кормят, да и в садах родительская плата небольшая, плюс нужно платить больничные работающим мамам и детские пособия до 3-х лет неработающим.

    Дети болеют, их лечат врачи, потом они выздоравливают, их учат и кормят в саду и школе. Всё понятно. Лично я благодарна белорусскому государству за то, что здесь учат и лечат моего ребёнка с российским гражданством точно так же, как и своих, белорусских, детей.

    С другой стороны, сочувствую "тунеядцам". Нужны реформы, невозможно безконечно "сохранять рабочие места" и держать работников в ежовых рукавицах.

    Если бы я была госначальницей, я бы компенсировала недостаток денег вниманием к подчинённым, шла навстречу по режиму рабочего дня и прочим дозволенным трудовым кодексом правам. Но реальная администрация боится за свои места и поэтому навстречу работникам идёт крайне неохотно, впрочем, и это понятно, в женском учительском коллективе дашь поблажку одной - все захотят и подольше со своим больным ребёнком побыть, и в отпуск на каникулах, и прочее подобное.

    В Беларуси таджиков-узбеков нет, убираются в городах в основном женщины, вот откуда пресловутая чистота. Я всю зиму кормлю синиц и по весне, когда сходит снег и обнажается расклёванная ими  шелуха с семян подсолнечника, только подумаю, что нужно выйти подмести её, а уже убрала её дворничиха.

    Недавно в подпитии стала мне объяснять, что она не рабыня Изаура, совести у меня нет, надо салом кормить синиц. Пообещала подумать над её предложением. Одна знакомая цыганка, которую всё пыталась пристроить я на работу, чтобы не воровала, и которую по этой причине категорически отказывались взять уборщицей в супермаркет ("будет воровать"), на такую работу не пошла, побираться и воровать ей было выгоднее.

    Нужно было написать "гражданки и государство", женщин, в том числе и работающих, в Беларуси большинство, мужчины могут и подаются в соседние Россию или Европу на заработки, а женщинам куда от детей и стариков... И вот на их терпении и лояльности и держится власть Александра Григорьевича Лукашенко. Надеюсь, он это понимает, как и то, что "бабий бунт" - последнее дело.