Бумажные комнаты. История русского быта

Дива Заморская
Отделка стен в старину.История русского быта

И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве.
(А. Ахматова. Северные элегии)

Художественная  литература – один из источников информации  при реконструкции быта.    Произведения  русских писателей позволяют достоверно  восстановить  некоторые аспекты жизни людей в прошлые века.   
               
В старину на Руси  стены  и потолки  в деревянных  и  каменных строениях обивались тесом.
«Сверх теса богатые обивали стены красной кожей, а люди посредственного состояния рогожами. В XVII веке начало входить во вкус расписывать потолки и своды, а иногда и стены» [1].

Лавки  обивались тем же самым  материалом, что и стены.
            
Для отделки стен также применялась  роспись по холсту.  О таком способе отделки  Д. Благово писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад: где шпалеры штофные, а
где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов»[2].

Судя  по источнику, «пятьдесят  лет тому назад» – это конец XVIII века.
          
«Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; еще где-то драпировкой или спущенным завесом» [2].
         
О  жилище одного из  московских  богачей Чацкий говорит: «Дом зеленью раскрашен в виде рощи» [3].
В  домах богатых дворян стены комнат иногда расписывали цветами, деревьями. Именно о таком способе отделки упоминает Грибоедов.
         
В  подражание Версалю и дворцам французских королей стены некоторых помещений представляли  собой природные виды. Такие залы назывались боскетными, от французского «bosquet» – роща.
               
Первоначально ткань или кожу прибивали к стене, отсюда и пошло название «обои», от слова  – «обить».
       
В  русском языке между словами «обои» и «обивка» семантическая  связь не проявляется.  Современные люди говорят:  «оклеить  стену обоями»,  «обить мебель». При этом подразумевается, что обои наклеиваются с помощью клея, а мебель обивается тканью или  кожей с помощью гвоздей. Таким образом, современные  обои правильнее называть «оклеями».
          
Тканевые (текстильные) обои – шелковые, шерстяные,  полотняные,  хлопчатобумажные.
Плотную  жесткую  хлопчатобумажную  ткань кретон (от фр. «cretonne») изготавливали из окрашенных в разные цвета нитей, за счет чего получался  естественный геометрический орнамент – клетки или полосы.
       
Рисунок   ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Ткань  применялась  не только для обивки стен: ее использовали для драпировки,  занавесей, мебели, одежды. О применении кретонной ткани  для пошива одежды написал П.П. Гнедич:
       
«На скамейке, в нескольких шагах от черты прибоя, возле купальной будки, сидела молодая дама в светленьком кретоновом платье, с зонтиком, подбитым яркою материею, и с прелестною девочкою лет двух, что возилась тут же на тёплом песке» [4].
               
Название «штофные обои» произошло от немецкого слова «stoff»  (штоф) – тяжелая шерстяная или шелковая ткань с тканым рисунком.
       
«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах» [5].
      
Штофную  ткань  применяли для обивки  стен и мебели, для гардин, портьер, одежды.
«Парадный наряд составляет также сарафан, но только штофный или парчевый» [6].
            
В  домах  знати  стены покрывали дорогими шелковыми китайскими обоями с росписью.
       
Стены спальни старой графини в пушкинской «Пиковой даме» обиты китайскими обоями:
«Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями» [7].
       
Ценились  шитые   и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Традиционная технология обработки китайского шелка для изготовления обоев трудоемка:  ткань,  пропитанная веществом, напоминающим свойствами крахмал, протягивалась между горячими валиками.  Благодаря этому уплотнялись  и склеивались  между собой  нити и ткань  приобретала мягкий блеск. Для  росписи применяли  краски из минералов: малахита, лазурита и других.
       
Впоследствии для отделки стен и потолков стали использовать бумажные  обои. В России бумажные обои появились в XVIII веке. Распространение  получили с двадцатых  годов XIX века.
       
Бумажные  обои нередко называли  «бумажками», что нашло  отражение  в  литературе.  Городовой в письме к своей жене Анне Андреевне написал: «Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками» [8].
       
В рассказе Тургенева «Постоялый двор» говорится о том, что одним  из достоинств  постоялого  двора  были две  довольно чистые комнаты  «с красно-лиловыми, снизу несколько оборванными бумажками на стенах» [9].
       
В произведениях писателей XIX века  при описании убранства комнат упоминаются  обои. И.С. Тургенев описывает вид и цвет обоев.
       
«Николай Петрович (Кирсанов)  тихонько засмеялся.
–  Какую я тебе (Аркадию) славную лошадь приготовил! – начал он, – ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями» [10].
       
Описывая кабинет,  писатель отметил цвет обоев:  «А Павел Петрович (Кирсанов) вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета…» [10].
       
У  богатой Анны Сергеевны  Одинцовой  стены обиты  обоями: «тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами» [10].
       
Люди со средним достатком оклеивали стены квартир  листами бумаги – старыми газетами, документами, письмами. В жилых помещениях бумагу покрывали краской. В подсобных  помещениях бумагу не  окрашивали. В  просторечии такие помещения называли «бумажками».
         
Со временем изобрели  способ изготовления искусственных шелков, заменивших  дорогие шелковые обои:  на грунтованную клеем поверхность бумаги насыпали кусочки шелковых нитей. Грунт высыхал и  нити приклеивались к бумаге. Получался выпуклый бархатистый узор.
       
В каменных домах  обои наклеивали на штукатурку, в деревянных – на бревенчатые стены. Между обоями и бревнами оставалось пространство, где заводились насекомые, которых трудно было вывести.  Н.А. Лейкин описал данную ситуацию в рассказе «Наем квартиры».
       
«Съемщики входятъ въ квартиру.
– Вотъ кухня, а вотъ зальце будетъ. Это какъ-бы, къ прим;ру, кабинетъ, тутъ спальня.
– Батюшки, какая грязь! восклицаютъ съемщики. –  Чтожъ, вычиститъ квартиру хозяинъ-то, и оклеитъ новыми обоями? спрашиваютъ они.
– По нын;шнимъ временамъ оклейки никакой не полагается. Везд; убытки, У хозяина вонъ двухъ жеребцовъ въ солдаты взяли, какъ есть, такъ и берите безъ ремонта.
– Да зд;сь жить нельзя. Смотри, обои оборваны, въ щеляхъ клопы, кухня тараканами засижина.
– Безъ клоповъ и таракановъ, сударь, ужъ не проживете. Гд; люди, тамъ и клопы. Клопъ на живое идетъ. А только ежели зд;сь заварить теперь фунтъ крахмалу, то вотъ теб; и поправка! Обои подкдеилъ, клоповъ газетной бумагой заклеилъ и мыломъ с;рымъ намазалъ, вотъ и все» [11].
       
В некоторых домах обоями оклеивали и потолки.
Долгое время потолки белили мелом, разведенным в воде. Во  второй половине XIX века широкое распространение получила клеевая краска – в мел добавляли столярный клей в жидком виде.  Стены окрашивали клеевой  краской с добавлением красителя. В конце  XIX века для окраски стен  применяли   масляные краски.
       
Первые  бумажные обои  в России выпустили  в 1817 году на Императорской обойной фабрике. Простые  и дешевые обои были  одноцветными. На более дорогие обои наносили вручную узор при помощи деревянных печатных досок. Обои  для парадных помещений  золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. С  помощью  пресса изготавливали тисненные или рельефные обои.
       
Устав  Строительный   за 1832 год  регламентировал сроки оклейки  помещений обоями.
«Раздел «Составные части помещений. Стены»: Оклейку обоями следует производить не позже августа, чтобы получающаяся при этом влажность могла испариться еще при естественном проветривании, до закрытия на зиму переплетов, иначе обои трескаются от быстрой сушки при топке печей» [12].
       
Для вновь построенных домов устанавливались более жесткие сроки оклейки обоями. В Уставе Строительном  за 1914 год в разделе «Оклейка стен обоями» указано:
 «Во всех помещениях каменных построек, пристроек и надстроек оклеивать стены обоями или окрашивать их масляною краскою разрешается не ранее третьего лета со времени освидетельствования постройки вчерне» [13].

Источники.
1. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк). (В 1860 г. очерк опубликован в журнале. «Современник»).  
2. Д. Д. Благово. Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком. Глава первая. VI. (Год написания 1885г).
3. А.С. Грибоедов.  Горе от ума.  (Действие  происходит  в 1822 г.)
4. П.П. Гнедич. Странная женщина. (Действие  происходит  в 1888 г.)
5. А.С. Пушкин. Евгений Онегин.  Глава  II. (1823-1831).
6. К. А. Авдеева  Записки о старом и новом русском быте. Воспоминания о Курске.  Санкт-Петербург, Типография Штаба Военно-Учебных заведений.1842. с.58
7. А.С. Пушкин  «Пиковая  дама».III (1834г.)
8. Н.В. Гоголь Ревизор Действие третье. (Осень,  1835г.)
9. И.С. Тургенев. Постоялый двор.  (Повесть написана осенью 1852 года).
10. И.С. Тургенев. Отцы и дети.  (1862) (Действие в романе происходит летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года).
11. Н.А. Лейкин. Наем квартиры.  С-Петербург, Типографія д-ра М. А. Хана. – 1879 г.  
12. Устав строительный. 1832 г. Раздел  «Оклейка стен обоями»  с.359
13. М. Н. Шрамченко. Устав Строительный, измененный и дополненный указаниями, обнародованными  по 1 декабря  1914 года. (Параграф 14. «Оклейка стен обоями»). Петроград, 1915. Издание Юридического Книжного магазина Н.К. Мартынова.