Патриотическое воспитание. Статья

Марина Беляева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРМАНСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР             
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛАПЛАНДИЯ»




Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе для детей с интеллектуальной  недостаточностью


                Беляева Марина Викторовна,
                ГОБОУ «Мурманская КШ №1»,
                учитель русского языка и чтения
                высшей категории.



                Мурманск – 2017



         Формы и методы патриотического воспитания учащихся               
с  интеллектуальными нарушениями в период перехода на ФГОС

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу обществу.
Попробуем представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне… У такого государства нет будущего! Именно поэтому патриотическое направление в воспитательной работе в настоящее время является приоритетным.

Основная цель воспитания и обучения – становление высоконравственной личности, уважающей традиции, знающей и ценящей историческое и культурное наследие. Достижение этой цели предполагает формирование чёткой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.
Однако не следует рассматривать патриотическое воспитание как обособленный элемент в общей воспитательной работе – оно происходит в комплексе с социальным, морально-нравственным, эстетическим, семейным и другими видами воспитательной работы. Для учащихся специальных (коррекционных) школ особую важность приобретает коррекционное направление воспитательной работы.

Все эти направления достаточно полно  освещены в разделе  1. «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г., № 1599). 
Многолетняя практическая работа с детьми, имеющими дефекты интеллектуального развития, показала, что становление нетипичного ребёнка происходит по тем же законам, что и формирование обычных детей. При создании социальных условий все дети способны к развитию. Значит, главное дело образовательно-воспитательной среды организовать для детей с особыми образовательными потребностями ту форму обучения и воспитания, которая будет наиболее доступна и эффективна для данной категории детей.
Следовательно, для патриотического воспитания умственно отсталого ребёнка можно использовать все те формы и методы, которые традиционно использует школа, семья и общество. 
Поэтому в нашей школе используются  как традиционные формы патриотического воспитания, так и специфические.
То есть это и изучение  государственной символики, воспитание уважительного отношения к государственному флагу, гимну, гербу. На всех общественных мероприятиях используется ритуал выноса государственного флага, для этого сформирована знамённая группа; формируется правильное отношение к звучанию государственного гимна.  Регулярно проводятся линейки, праздники, тематические недели и декады, возложение цветов к памятникам героям Заполярья, смотры строя и песни, конкурсы патриотической песни, встречи с воинами-интернационалистами и другие мероприятия, посвящённые важным общественным датам: День Победы, День Защитника Отечества,  День славянской письменности и другие. Дети знают названия, даты этих событий, понимают их значение для жизни общества.

В основном наши воспитанники правильно понимают направления, цели воспитательного процесса, видят конечный результат. Но в их познавательно-воспитательной деятельности есть ряд особенностей.

Коротко остановлюсь на особенностях учебно-познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью.

Интеллектуальная деятельность лиц с лёгкой формой умственной отсталости имеет следующие специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объём кратковременной оперативной памяти, незначительно позитивна её динамика); замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций и скорости протекания психических процессов; нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установления причины и следствия, связей и отношений; расстройство аналитико-синтетической деятельности, нарушения эмоционально-волевой сферы, бедность эмоций, бедность словаря.  При решении любых вопросов умственно отсталые обучающиеся исходят из конкретной ситуации, из наглядно-образной действительности, при этом у них доминирует конкретно-ситуационная оценка действительности. 

Уровень развития внимания у умственно отсталых учащихся весьма низок. Они смотрят на объекты или их изображение, не замечая при этом существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, что говорит педагог. При характеристике восприятия у умственно отсталых следует исходить из общих недостатков деятельности их центральной нервной системы. Восприятия и ощущения формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Низок темп зрительного восприятия. Легче воспринимаются простые предметы. Восприятие сложных объектов затруднено из-за несовершенства анализа и синтеза. Замедленный темп зрительного восприятия ограничивает ориентировку в пространстве. Умственно отсталые недостаточно воспринимают  глубину плоских изображений. Они не умеют всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь на ненужные в данный момент яркие и привлекательные стороны воспринимаемого.

Для достижения поставленных образовательно-воспитательных целей необходимо:

- способствовать установлению эмоционально – положительного взаимодействия всех участников программы;

- содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

- способствовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся и развитию эстетического вкуса у них в процессе работы;

- содействовать закреплению навыков предметно – практической деятельности и коллективной работы в разновозрастных группах;

- разработка различного вида занятий проводится с учётом психологических особенностей детей и предполагает поэтапность работы.
Соблюдение  специальных условий и требований к образовательно-воспитательному процессу должно привести умственно отсталого ученика к эффективной социальной адаптации, чему и способствует следование всем направлениям образовательно-воспитательной деятельности, (в том числе и патриотическое воспитание) как через учебную, так и через внеклассную деятельность.

Как педагог я занимаюсь обучением и воспитанием умственно отсталых  учащихся с 5 по 9 классы.  Патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. Этому способствует и учебный материал преподаваемых мной предметов: русский язык и чтение.
Надо отметить, что в учебном плане коррекционных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствуют многие предметы, которые традиционно способствуют  формированию гражданской позиции. Так, учебный предмет «история» дети начинают изучать  только в 7 классе. Поэтому главную роль в патриотическом воспитании в учебном процессе берут на себя следующие предметы: русский язык, чтение, развитие речи.

На уроках русского языка главным приёмом является подбор для общего анализа текстов гражданской, нравственной, краеведческой тематики (рабочие уроки, изложение, сочинение); проведение тематических уроков: «Мурманск –  северный форпост России», «Этих дней не молкнет слава!»  - тематические уроки о подвиге народа в Великой Отечественной войне и др.)
Если поставить перед детьми вопрос: «С чего начинается Родина», - то многие ответят, что  - это гимн, флаг или герб. И это правильно. Обязательным условием патриотического воспитания является изучение государственной символики не только через общешкольные мероприятия, но и в индивидуальной учебной деятельности. В этом плане нам очень помогает учебник чтения для 5 класс  Г.М.Гусевой и Т.И.Островской, выпущенный в 2006году гуманитарным издательским центром «Владос». Учебник строится по тематическому принципу, и тема «Наша Родина – Россия» стоит в начале учебного года. Очень важно, что дети, только переступив порог пятого класса, сразу же окунаются в тему Родины. Авторы учебника разместили на фронтисписе пособия всю необходимую наглядность: текст гимна России, изображения флага и герба. В процессе беседе с опорой на зрительные анализаторы дети запоминают внешний вид государственных символов, разбираются в значении отдельных элементов, составляющих зрительный образ. Впоследствии при чтении текстов патриотической тематики, отвечают на вопросы: как называется наша страна? Почему мы называем Родиной Россию? Чем богата и прекрасна наша Родина? Изучают и учатся дифференцировать понятия: родина и малая родина, столица государства – столица края, области, малой родины; родная сторона – чужбина. К изучению истории родной страны наши учащиеся приступают в 7 классе, поэтому очень ценную информацию для детей несут тексты историко-патриотического характера: «Кто основал Москву» Н.М. Паникарова, «Родина» К. Симонова, «Красная площадь» И. Токмаковой и др.  Дети знакомятся с понятиями: кремль,  столица, достопримечательности.  Для усиления эмоционального восприятия учитель использует различные формы работы, как традиционные: чтение, беседа, рассказ по иллюстрации, ответ по схеме, по плану, так и нетрадиционные  - составление плана экскурсии по Москве с использованием открыток с видами Москвы и ИКТ, виртуальные экскурсии по памятным местам, видео-фильмы; составление рассказа по картинкам, работа с деформированными текстами, с текстами с пропусками слов. Совершенно естественным на этих уроках является привлечение смежных видов искусства: живописи, музыки. Все эти средства и методы помогают пробудить интерес к истории и  традициям малой и большой Родины, являются мотивацией ребёнка к дальнейшему, более глубокому знакомству с этой темой.

Полученные на уроках первичного усвоения материала знания об истории, географии, политическом устройстве нашей страны, формирующееся правильное отношение к ценностям культуры и истории помогает закрепить использование в работе достижений музейно - экскурсионной педагогики – очень эффективного метода нравственно – патриотического воспитания. 
Разработка музейно-экскурсионных занятий производится с учётом психологических особенностей этих ребят и предполагает поэтапность работы.
Подготовительный этап проводится в различных формах как в школе, так и в музее и включает: организационную, воспитательную, психологическую (психоэмоциональный настрой), образовательную (предварительное обсуждение темы) подготовку.

Проект «Музейно-экскурсионная педагогика» осуществляется учителями русского языка и чтения, Беляевой Мариной Викторовной, и учителем географии и истории, Беляевой Светланой Николаевной. За время работы в этом проекте с 2008 года по настоящее время к сотрудничеству нами были привлечены многие музеи и экскурсионные объекты как областного центра, так и Мурманской области: Мурманский Областной Краеведческий музей, Музей Северного флота (экспозиции в Мурманске, посёлке Сафоново, городе Североморске), Музей истории торгового флота, Музей Пароходства, Краеведческий музей посёлка Ловозеро, православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, г.Кола; Полярный ботанический сад, г.Кировск и т.д.
Понятие «музейная педагогика» появилась в начале 80-х годов 20 века и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейно-образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью знакомства с бесценными сокровищами, хранящимися в музеях, а также окружающего предметного мира.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Экскурсовод музея и учитель должны отдавать себе отчёт в том, что ученик с интеллектуальными нарушениями не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир учащиеся начинают именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача экскурсовода – помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка  к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека.
Интерес к окружающему миру, к культуре, природе, этнографии страны, малой родины пробуждается у ребёнка ещё в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися нормами поведения в семье. Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, даёт богатую пищу для раздумий. С её помощью происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира, в процессе которого формируется интерес, любовь и уважение к принятым в обществе моральным ценностям. Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные способности и возможности, заложенные в каждом ребёнке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.

Цель программы – помочь учащимся с отклонениями в развитии и образовании, духовном и интеллектуальном развитии оказать содействие в социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев, традиций.

Главная задача проекта «Музейно-экскурсионная педагогика» - воспитание патриотических и нравственных качеств личности: знание основ обществоведения, краеведения, пробудить гордость и уважение боевыми и трудовыми подвигами земляков, формировать свойственные русскому человеку моральные принципы в личной и общественной жизни.

Проект рассчитан на несколько лет. Аудиторией программы являются учащиеся ГОБОУ «Мурманской специальной (коррекционной) школы №1 с 5 по 9 класс.

Методические формы работы с учащимися в условиях музея разнообразны. Программой предусматривается непрерывная деятельность, в которой заняты  как учащиеся, так и взрослые: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, вовлечение детей в мастер-классы, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в различных формах работы учителя с учащимися: викторины, ребусы, загадки, творческие задания. Каждый учащийся может попробовать себя в роли экскурсовода – провести небольшую экскурсию для младших школьников по понравившейся теме.
После каждого музейно-экскурсионного занятия составляются и выкладываются на сайт нашей школы заметки о проведённом занятии с фотоотчётом.

Методические принципы экскурсионной работы чётко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность учащегося.
Музейные занятия, проводимые в течение учебного года, не являются хаотично или случайно подобранными фактами  - это стройная система, призванная создать в мировоззрении учащихся чёткие знания, представления, исторический опыт, которые воспитанники могут применить в своей жизни вне школьной системы.
В ходе реализации программы планируется ознакомление учащихся с историко-культурным наследием края. Это материалы по древнейшей истории региона: «Кольская земля. Древние жители края». Знакомство с жизнью и бытом древних жителей края – саами – происходит при непосредственном соприкосновении с подлинными предметами их быта.
При знакомстве с жизнью и бытом поморов дети видят оригинальные предметы поморского быта.
Огромное внимание, особенно накануне празднования 75 годовщины Великой Отечественной войны, было уделено изучению залов МОКМ, посвящённых войне на Кольском полуострове. В залах представлено огромное количество ценных экспонатов от личных вещей живших в то время людей до боевого оружия. Особую гордость у детей, как правило, вызывает тот факт, что среди экспонатов представлен уникальный пограничный столб с участка 82 – го Рестикентского отряда, единственного участка западной границы СССР, который в течение всей войны не пересекали немецкие войска.
Эмоционально воспринимается информация о всенародной помощи тыла фронту. Предприятия Мурманской области выпускали минометы, мины, автоматы, гранаты, волокуши для перевозки раненых; ремонтировали корабли и боевую технику. Рыбаки продолжали выходить на промысел. Четыре эшелона с рыбой было отправлено из Мурманска в блокадный Ленинград.
Эти сведения производят  эмоциональное воздействие на души детей. Они проникаются уважением к подвигу отцов и дедов, это приводит к желанию обратиться к своим корням, узнать историю семьи, им хочется знать, какой вклад в общую победу внесли их предки.

Так постепенно, через приобретение новых знаний, окрашенных новыми положительными эмоциями, у детей формируется интерес к родному краю, пробуждается любовь, гордость, уважение к своему народу, городу, Родине.

В 2015 году учащиеся Мурманской КШ №1 впервые приняли участие в Международном конкурсе детской рукописной книги, подведение итогов которого состоялось во Дворце культуры имени С.М. Кирова 23.04.2015г. Под руководством учителей Беляевой М.В. и Беляевой С.Н., была создана творческая группа «Союз писателей», которая в течение нескольких месяцев работала над сбором материалов и изготовлением книг по предложенной условиями конкурса тематике. В группу «Союз писателей» вошли учащиеся разных возрастных групп: 6 классы: Мухорова Т., Коваленко Л., Наумец А., Ермолина В., Карпенко А., Мурашко В., Филимонов Л., Гусева Е.; 7 класс: Жилейко Д., Михайлов И., Мухамедов А., Темиров А.;  8 класс: Коринцова К., Молодов А., Шарапов С., Рагимханова С.; 9 класс: Шульга В., Сатдарова А., Хуснуллин В., Поспелов И. Этой группой были созданы 2 книги: «Загадки Андерсена» и «Мой мачтовый город – Мурманск».
Обе книги были отмечены жюри конкурса специальными призами: грамотами и призами от Генерального Консульства Королевства Норвегия и Фонда реализации социальных программ г. Мурманска, под руководством И.Мокеровой.
Обе книги были отобраны для поездки в Королевство Норвегия – для выставки, которая была проведена в нескольких наиболее крупных городах Норвегии, в том число – в Осло.
Участие в конкурсе и та высокая оценка, которую получили книги творческой группы «Союз писателей», вдохновили воспитанников интерната на создание новых книг и желание принять участие в Международном Конкурсе детской рукописной книги – 2016г.
В этом же году для областного фестиваля «Созвездие» творческой группой «Союз писателей» была создана ещё одна рукописная книга – К 75 – летию  Великой Победы на Мурмане.
Созданию этой книги предшествовала большая подготовительная работа: в течение учебного года было проведено 10 экскурсий, в т.ч. – за пределы областного центра, в Долину Славы, приуроченную к дате освобождения от фашистских  захватчиков Советского Заполярья; тематические экскурсии по городу в сопровождении экскурсоводов – сотрудников Мурманского областного краеведческого музея: «Улицы города, носящие имена героев Великой Отечественной войны – защитников Заполярья», «Мурманск – город славы трудовой» и другие. Выстроенная таким образом предварительная работа дала возможность учащимся  ближе познакомиться с историей, географией, культурой родного края: принять непосредственное участие в мастер-классах, проводимых сотрудниками Музея, почувствовать личную причастность к истории малой родины; набраться впечатлений, чтобы потом выплеснуть их  на страницы книги.

За текстовую основу книги были взяты стихи Беляевой М.В., члена Российского Союза Писателей, «Слава героям Советского Заполярья!», о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы Мурманска. Стихи были написаны специально для этой книги. Стихи, созданные «своим»  учителем, явились для детей дополнительным стимулом активной работы над книгой.

Подобная форма работы имеет огромное значение, она способствуют достижению не только образовательно – коррекционных целей, но и  воспитанию патриотизма, интереса к истории родного края, уважению к подвигу отцов и дедов.
               
Успехи первых книг привели к тому, что наши дети сами изъявили желание участвовать в следующем, XIX, международном конкурсе рукописной книги и в номинации « Мой мачтовый город»  за книгу «100-летию Мурманска посвящается» были удостоены второго места.



22 апреля 2016 г. во Дворце культуры им.С.М.Кирова в г. Мурманске состоялось торжественное подведение итогов Международного детского конкурса рукописной книги, в котором приняли участие дети и их наставники не только из городов России, но и из зарубежных государств. На конкурс были представлены книги детей из России, Норвегии, Финляндии, Голландии, Швеции, Великобритании (Шотландия). Учащиеся мурманской коррекционной школы №1, создававшие книгу под руководством педагогов Беляевой М.В., Беляевой С.Н., заняли 2 место и получили Диплом конкурса в номинации "Мой мачтовый город - Мурманск" за книгу "100-летию города-героя Мурманска посвящается..." В книге использованы стихи мурманской поэтессы, члена Российского Союза Писателей, Беляевой Марины, которые проиллюстрированы учащимися 7-9 классов КШ №1.Одно из стихотворений, помещённых в книге, "100-летию Мурманска посвящается..." опубликовано в ежегодном поэтическом сборнике Российского СП -2015, стр.8.
1 июня 2016г. в краеведческом отделе Мурманской областной детско-юношеской библиотеки состоялась встреча победителей конкурса с губернатором Мурманской области Ковтун Мариной Васильевной. Ученик 9 класса КШ №1 Свежов Максим прочёл это стихотворение и вручил экземпляр сборника Российского СП на память губернатору. ( Арктик-ТВ, Новости, 1.06.2016г.)
Работа в этом направлении продолжается. В данное время наш «Союз писателей» работает над новой книгой, итоги  XX  конкурса будут подведены в апреле 2018 года.
Подводя итоги  своему выступлению, мне ещё раз хотелось бы отметить, что все формы и методы патриотического воспитания, используемые нами в  воспитательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью эффективны и дают возможность привить выпускникам нашей школы чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну и сформировать готовность трудиться на её благо.