Откровение или медиавойна 11 глава

Арчил Манджгаладзе
                Приём без галстуков
Президент Путин нас принял тепло. Был он в спортивной пижаме, и извинился, что после бега не успел переодеться. Я впервые видел его - небольшого роста, но сложён  атлетически, было заметно, что серьёзно занимается спортом.
- Не боитесь задохнуться? У нас же встреча без галстуков! – обратился шутливо к нам, торжественно наряжённым гостям. По двусмысленной улыбке чувствовалось, что у него заготовлена очередная шутка про галстук, но  он тут же передумал – чтоб не обидеть, вдруг я сторонник Саакашвили.
Президент спросил нас, не выпьем ли чего – нибудь, а когда мы отказались из-за раннего часа, предложил чай с лимоном. Сели в саду, под берёзами.
Таких  больших  берёз  я ещё не встречал – они были выше тбилисских платанов. Путин перехватил мой взгляд и с улыбкой произнёс:
- На коре этого дерева выцарапаны грамоты, фотокопии которых Вы оставили Юрию Петровичу.  Если не секрет, где Вы нашли их, Арчил Георгиевич?
- Нашёл в окрестностях Мцхеты, древней столицы Грузии. В одной речь идёт о «Гиорги руси», первом муже царицы Тамары -Юрии Андреевиче  Боголюбском, а во второй – Клименте Охридском, предположительном создателе «кириллицы».
- Странные Вы люди: в своё время вы выгнали из Грузии Боголюбского, а сейчас носитесь с его грамотой как с писаной торбой! А что, если передадите нам? – улыбнулся наш хозяин.
- Если бы  зависело от меня, я и из Новгорода его не привёз бы в Грузию! А как насчёт того, до нас Вы выгнали его?!
- Ничего не скажешь, знаете историю. Согласитесь, вполне  естественно, чтоб древнеславянские берестяные грамоты хранились в России. Завтра же поручу Карасину, пусть поставит перед грузинской стороной комиссии вопрос, чтоб передать нам  по принадлежности берестяные грамоты.
- К сожалению, я не обладаю такой компетенцией – не являюсь официальным лицом. Однако, если комиссия получит от Вас такое поручение, я попытаюсь, убедить президента или премьера, чтоб грузинская сторона вошла со  встречным иском о возвращении нашей стороне грузинских артефактов, хранящихся в Оружейной Палате, для возвращения в музей искусств Грузии.
- Эти артефакты, в своё время добровольно передала нам в дар грузинская сторона. Если бы между нашими странами существовали дипломатические отношения, эти, а также другие вопросы мы  могли бы решить безболезненно и без проволочек. Однако, официальный Тбилиси не захотел поддерживать с Россией  дипломатические    отношения и разорвал их.
- Разорвал после того, как в Грузию ворвались Ваши танки…
- Не переходите, пожалуйста, с артефактов на артподготовку, - улыбнулся хозяин.
- Хорошо, ничего не имею против, тем более, что Вашей артподготовке мы противопоставили наши
артефакты, - с улыбкой ответил я.
- Господин президент высказал такое пожелание потому, - включился в нашу беседу академик Павлов, который до этого молчал, - что берестяные грамоты в корне меняют представления об истоках российской государственности, в особенности, грамота, в которой упомянут ученик Кирилла и Мефодия равноапостольный святой Климент Охридский , создатель «Кириллицы», просветитель болгар и всея славов, избранный «первым эпископом славянского языка», который обучил грамоте 3000 отроков.
                Путин – о книге Зураба Авалишвили
- Юрий Петрович, Вы же знаете, почему я решил передать Вам берестяные грамоты, - прервал я уважаемого академика.
- Я тоже знаю, - повернулся неожиданно ко мне хозяин, с пустым стаканом в руке, ласкавший охотничью собаку, курцхаара, который млел от удовольствия. – Знаю условия, которые Вы поставили Юрию Петровичу. Во многом Вы правы. На Вашем месте я поступил бы точно  так же. Но знаете, в чём вы ошибаетесь, в чём Вы неправы? – здесь он остановился, с минуту помолчал, а затем спросил: - Вы когда-нибудь читали книгу Зураба Авалишвили «Присоединение Грузии к России»?
- Не то, что читал, даже перевёл на грузинский язык.
- Почему же мне сказали, что книга не издана на грузинском языке?!
- Правильно сказали, книга была переведена, но не удалось её издать из-за безденежья. Бывший  Председатель Верховного Совета Грузии Акакий Асатиани собирался её издать вместе с несколькими трудами Владимира Сергеевича Соловьёва… Через некоторое время она с сокращениями была напечатана в газете «Сакартвелос республика».
- Когда было это?
- Около десяти лет  назад.
- Авалишвили написал и издал эту книгу примерно 115 лет назад, в 1900 г., и Вы говорите, что в Грузии не была издана из-за безденежья. Трудно поверить, что на протяжении целого столетия у властей или у частных лиц не нашлись средства для издания одной небольшой книги.
Акакия Асатиани я знаю, так же, как и Кахи Асатиани. Первый в политике бып грандом, а второй – в футболе.
Но я глубоко убеждён, что не захотели издать, не то, что не смогли,  н е   з а х о т е л и    потому, что в этой книге, написанной грузином, сыном своего отечества, рассказана правда  о присоединении Грузии к России, местами для Вас неприятная.  Я несколько раз перечитывал этот труд, - между прочим, написан хорошим русским языком, - и понял: главное, что Вы не хотите замечать, это - интересы, интересы российского государства!
Вы просили подданство, и, Вы полагаете, мог оставить российский император царя в Грузии?! Вы думаете только о своих интересах, как сейчас, -  когда Вы собрались строить 
 в двух шагах от границы с Россией базу НАТО, которой Вы дали безобидное название «Учебный центр»! Слава Богу, что  у западных государств, и, кажется, в последнее время, - у Соединённых Штатов хватает здравого смысла, - противодействовать приёму  Грузии в блок.
- Значит, Вы решили с берестяных грамот перейти на ракеты  НАТО? Спорить с Вами я не собираюсь. Слушаю, продолжайте.

- Извините, я невольно вспылил. Со спокойным рассудком, здравым смыслом можно решить любую проблему. Давайте, сперва восстановим дипломатические отношения, и потом будем говорить об устранении имеющихся проблем. А Вы заявляете: сначала верните Абхазию и Цхинвальский регион, и только потом будем говорить о восстановлении дипломатических отношений. С кем говорить, кому вернуть, - стране, которая не признаёт нас?!
- Именно поэтому я говорю, - продолжал хозяин, - что всегда надо думать, как о  своих собственных, так и чужих интересах. Я тоже не собираюсь спорить с Вами. Дадим учёным, экспертам, специалистам разобраться в этом деле, и решить его. Властям  Грузии известна моя неизменная позиция в этом вопросе: Россия уважает и поддержит решение , которое совместно примут официальный Тбилиси, Сухуми и Цхинвали. Мы удалились от нашей основной темы.  Для того, чтобы сблизить наши позиции, скажу: по человечески я очень хорошо понимаю Вас, отношусь с пониманием к Вашему предложению академику Павлову, в подтверждение серьёзности которого Вы оставили  Юрию Петровичу фотокопии найденных Вами исторических древнеславянских грамот. Принципиально, я ничего не имею против Вашего предложения. Но и нам ведь должны дать возможность, что, соглашаясь с Вашей позицией, как говорят мудрые китайцы, мы «не потеряли лицо»?!
Тем временем, прошло несколько часов, и хозяин спросил у нас с Павловым, не отобедаем ли вместе с ним. Мы с утра проголодались, и  с удовольствием согласились.
                Чхавери – напиток вождей
На первое блюдо подали традиционный русский ( или украинский?) борщ. Хозяин дома на этот раз даже не стал спрашивать, что будем пить, и налил в высокие стаканы  густое розовое вино. –
- Такой напиток когда-нибудь пробовали? – спросил у нас президент.
Я пригубил, и моментально вспомнил вино, выпитое более 40 лет назад в Абхазии, в селе Ахалисопели гудаутского района.
- Это Чхавери, - уверенно сказал я, и продолжил: - Я учился на агрономическом факультете, и в конце 60-ых годов прошлого века в Ахалисопельском колхозе им. Орджоникидзе проходил преддипломную практику. Там делали Чхавери двух видов: соломенного цвета, и розовое, густое, одновременно терпкое и сладковатое пьяное вино.
- Сидели  за одним столом вместе с абхазами? – спросил меня Путин.
- Много раз, - ответил я. – В орджоникидзевском колхозе были объединены три села – абхазов, мегрелов и рачинцев. Абхазы жили за шоссе, на другой стороне автомагистрали Сухуми-Сочи, а мегрелы и рачинцы – по эту сторону, у моря. В то время я был молод, неженат, и меня часто приглашали в семьи по обе стороны дороги, для знакомства, - прочили в зятья, - улыбнулся я, продолжил, - между прочим, Абхазы сразу понравились мне своей сдержанностью и уважительным отношением к традициям. Вместе с тем,  в них, в отличие от наших парней, чувствовалась какая-то напряжённость и скованность. По эту сторону дороги, на берегу моря в домах, где жили грузины, сдавались комнаты приезжим, чем, видимо, и объяснялась разница в поведении молодых людей, с одной стороны, абхазов и, с другой, рачинцев и мегрелов – женщины и деньги, как известно, не настраивают парней на воздержание.
- Какие отношения были между Вами, не чувствовалась  агрессивность с их стороны?- допытывался наш хозяин.
- Какая агрессивность?! Помню, однажды был приглашён в семью абхазов, за несколько километров от нашего села. Я ушёл немного раньше, чем другие гости. Было уже темно, и чтоб не плутать пешком, я сел на чужую лошадь - отвязал от забора, и поехал домой. Прибыв на место, я отпустил коня в надежде, что он сам найдёт дорогу домой. На другое утро никто не сказал мне ни слова, не упрекнул меня за вчерашнее. Вот такие были отношения. Чёрт знает, какая муха укусила их впоследствии! Между прочим, полгода длилась моя практика, и за это время я не припомню случая, чтобы произошла драка между абхазами и грузинами. То ли, слишком  уважали друг друга, то ли осторожничали…


- Вот-вот! Я не раз говорил и снова повторяю: если поладите друг с другом,  ни мы не вмешаемся, ни другим не дадим! – поучительным тоном сказал наш хозяин.
Не стал говорить ему: до Вашего появления и ладили друг с другом, и в наше дело никто не вмешивался – но промолчал, не стоило затевать спор. У меня было своё дело, которое не предусматривало прямые контакты, тем более, полемику с президентом России.
В это время занесли второе блюдо – котлеты по-киевски.
 -Когда ты повязан политикой,- сказал хозяйн дома,- эмоции должен отложить в сторону. Если б я руководствовался эмоциями, у нас на столе не было бы ни этого дивного Чхавери – с Грузией мы не в ладах, ни этих вкуснейших котлет по-киевски – Украина вооружается против нас.
- А борщ? Ведь борщ тоже украинское блюдо? – сказал я со смехом.
- Почему именно украинское? – обиделся Путин. – Есть русский борщ, польский, белорусский, литовский. Традиционный украинский борщ - с пампушками…
Сказав «с пампушками», наш хозяйн  невольно улыбнулся, выпил за нас, и продолжил: - оказывается, Чхавери было любимое вино Сталина.Я и к Чхавери отношусь с большим почтением, и – к Сталину.