Откровение или медиавойна 9 глава

Арчил Манджгаладзе
Заслуги Кириона Католикоса не забыты
А между тем, в периодической прессе и научно-популярных изданиях время от времени, в последний период – особенно, пробивались ростки ранее запрещённой истины. Так, в «Вестнике» Академии наук России о Грузии и грузинской культуре публиковались такие статьи, что при их чтении на глаза  наворачивались слёзы.  К примеру, академик Олег Пиотровский посвящал специальное исследование труду епископа Кириона «Культурная роль  Иверии  в истории Руси», и с горечью писал, что признанная самой древней летописью Руси «Повесть временных лет» - не что иное,как искусный пересказ «Картлис Цховреба»; прибегал к сравнительному анализу грузинского и русского языков, и приходил к заключению: «Каталикос Кирион совершенно справедливо утверждал, что значительная часть русских слов произведена от  грузинских», а конце статьи прилагал довольно пространный перечень родственных русско-грузинских слов.
Акад. Пиотровский анализирует труды Каталикоса Кириона и подчёркивает, что в его публицистике отражены интересные взгляды в области филологии и этнографии, но среди его трудов особая роль принадлежит обширному исследованию о роли культуры Иверии в истории Руси.
Подробно изучив русские и грузинские источники, Каталикос Кирион показывает давнюю культурную связь обеих стран, и выдвигает научную гипотезу, что русские летописи разработаны с учётом грузинских источников. В труде о «житии отцов Киево-Печерской лавры» он доказывает, что автор данного Жития использовал житие отцов Шио-Мгвимского монастыря.
Как отмечает Каталикос Кирион,  примеры, которые он привёл  в перечне родственных русско-грузинских слов,  могут быть несовершенны, и при этом выражает надежду, что тем более широкое поле получат лингвисты для определения степени влияния грузинского языка на русский», -  пишет в заключение акад. Пиотровский.
         О перегородчатой эмали и других артефактах
Я готовил критическую статью в связи с очередной  годовщиной Георгиевского трактата, когда позвонил Иванишвили и спросил, где обещанные образцы. Я сказал, что буду у него через полчаса. Взял в руки спортивную сумку, в которую ещё накануне уложил образцы музейно-показательных артефактов, и пешком направился к ботаническому саду, который находился в 20-и минутах ходьбы от моего дома. Офицер охраны проводил меня до дверей кабинета бывшего премьера.
Бидзина с живым интересом и с нескрываемым почтением знакомился с историческими экспонатами. Особенно долго разглядывал кресты из перегородчатой эмали, поинтересовался их происхождением и стоимостью, видами эмалей. Я честно признался: в этой области я – дилетант, но насколько знаю, существует выемчатая и перегородчатая эмали. Для изготовления первой на пластине-основе гравируются углубления, которые потом заполняются эмалью разных цветов. Производство изделий из перегородчатой эмали – Минанкари, в отличие от выемчатой, является трудозатратной и сложной. В этих изделиях верх перегородок, после шлифовки и доводки находятся в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В Джуматской церкви хранился последний образец креста из  особо ценной, выемчато-перегородчатой эмали, но в настоящее время он утерян. Я в этих эмалях не особенно разбираюсь – только ходил в публичку, знакомиться со специальной литературой, так что, моим знаниям нельзя особенно  доверять. Что-же касается их происхождения и стоимости, -  затрудняюсь сказать.
- И, всё-таки, по-вашему, какова общая стоимость клада?
- я уже говорил, приблизительно,  10-15 миллиардов евро, самое малое, если взять стоимость только ювелирных изделий, не учитывая их историческую ценность. Этот клад бесценен!
- А как подсчитать стоимость, или как  установить 25%-ов от  бесценной находки, Вам же полагается четвертая часть от стоимости находки?!
- Как Вы думаете, если бы я надеялся на  вознаграждение, пришёл бы к Вам? – не стал я скрывать своего раздражения.
-  Шучу. А знать реальную стоимость нашего достояния мы обязаны.
- Вот, когда создадите общественную комиссию, и я передам Вам «наше достояние», как Вы правильно выразились, тогда узнаем у экспертов. А что касается моей доли, - я не мог успокоиться, - я решил  полностью передать найденный клад моему народу, и надеюсь, вся наша общественность и бизнесмены поддержат меня в этом деле!
- Если судить по последним публикациям российской, а также армянской прессы в поддержку позиции Грузии, не исключено, что в нашу копилку внесут свою лепту и бизнесмены этих стран!
- Я тоже видел эти публикации, и,- надеюсь, не сочтёте за вмешательство в Ваши дела, - если я предложу пригласить в Грузию авторов поддерживающих нас публикаций, и, вообще, заграничных корреспондентов.
- И пригласим, отличная мысль! Думаю, лучше всего, пригласить гостей на «Ртвели», сбор винограда! Пусть сами давят спелые гроздья ногами, угостим их молодым вином, чурчхелами, пеламуши…
После этого беседу продолжили в «малой» биллиардной. Если судить по названию, подумал я, коли эта комната называется «малой», «большая биллиардная» должна быть по размерам с футбольное поле. Хозяин дома мастерски владел кием – выиграл у меня две «американки» ( в последний раз на биллиарде я играл 30 лет назад – тоже во дворце, правда, бывшем, в Ликани). Разницу в длине наших рук он компенсировал поразительной для его возраста гибкостью, и с труднейших позиций бил по шару точно и сильно, не промахиваясь; одновременно интересовался деталями нашего будущего сотрудничества.
Спросил, как я представлял создание фонда и дальнейшую нашу  работу. Я ещё раз сказал ему, что в этом деле нет у меня никакого опыта. Просто, клад передавали в надёжные руки – правительственной комиссии с участием достойных представителей общественности. Они должны были обеспечить учёт всего золота и драгоценных камней, отбор музейных и церковных артефактов, подробную  опись каждого перстня, каждой серёжки; затем  вместе с приглашёнными экспертами они определят стоимость каждого украшения, всех артефактов в отдельности, и передадут Национальному банку на сохранение…
- Потом? – спросил Бидзина.
- Не знаю - на этом я считаю свою миссию исчерпанной, - ответил я. Конечно, я далеко не считал законченной своё участие в медиавойне, - моя информационная война была только моим делом и она не касалась ни президента, ни действующего премьера, ни, тем более, бывшего в этой войне я был и солдатом, и генералом, и генералисимусом! Это была моя война, моя тайна!
Я не говорил, что время занятий у гипнолога на книжной этажерке  в квартире  учителя моё внимание привлёк учебник по телепатии, переплетённая рукопись. Учебное пособие Мессинг написал незадолго до смерти, а издать не успел. Я одолжил рукопись у Эриксона, переснял и переплёл в кожаную обложку. Руководство по телепатии оказалось захватывающим - я каждый день читал его и выучил чуть ли не наизусть. Главное, я овладел искусством угадывать мысли окружающих.
Но к телепатии обращался редко – во-первых, не было времени подслушивать чужие мысли, и, вторых, это было крайне утомительное занятие. На минуту представьте себе, какой кошмар, если в автобусе или метро придётся слушать мысли 20-30 человек одновременно.
Во время моего пребывания в резиденции к Бидзине пришла группа депутатов, человек 40, - посоветоваться. Хозяин тихо попросил меня не уходить, и представил гостям как дальнего родственника из Сачхере, потом помолчал, и через некоторое  время добавил, что я  прихожусь дядей  министру здравоохранения Сергиенко, Датошке.
Мы сидели на веранде. Депутаты внимательно  слушали Бидзину, всем своим видом показывая, что боятся пропустить слово. Патрон  говорил вполголоса, с расстановкой. Если б не просьба хозяина, не уходить, я бы убежал оттуда сломя голову, такой гомон стоял. Для меня! На моё счастье, подавляющее большинство парламентариев думало об одном и том же: когда же  «Хозяин» подарит ему  миллион.