Откровение или медиавойна 5 глава

Арчил Манджгаладзе
Встреча с кунаком
Через несколько дней приехал  Шамиль, сказал, что видел своих людей и заручился их согласием, «с удовольствием будут  создавать проблемы центральным властям», только просят дать им  дальнейшие подробные инструкции.
-Я хочу подготовить совместное мирное выступление автономий  с политическими требованиями. Заранее собираюсь объездить несколько российских автономий на востоке страны, разведать и разрулить ситуацию, чтобы избежать нежелательное развитие неуправляемых событий; узнаю, что требуют – расширение прав, или выход из федерации. Группа  бизнесменов, которых я представляю, ставит своей целью вызвать растерянность и напряжение во властных структурах, чтобы подтолкнуть их, сделать определённые шаги и примириться с создавшимися реальностями.
Вопрос, как создать проблемы властям огромного  государства и, при этом, исключить малейшую угрозу для собственной безопасности, имеет исключительно важное значение. Тем более, мы  противостоим режиму,  принявшему закон, допускающий осуществление точечных ударов (в том числе, ядерных) за пределами своей территории для устранения опасности, угрожающей её жизненным интересам. Однако, хватит об этом. Как обстановка на Северном Кавказе, никто не  собирается отделиться от России?
- Обо всём Кавказе не могу сказать, но единственные, кто безоговорочно стремятся к независимости, это вайнахи – чеченцы и ингуши. И то, при Кадырове и Путине,  это вряд ли осуществимо. Даже если бы сверху была поддержка, слишком много народу полегло в войнах за освобождение – почти всё боеспособное  население Чечни.  В Дагестане, а также, в Кабардино-Балкарии с недавних пор наблюдается центробежное движение, что касается Северной Осетии, там тоже можно найти наших сторонников, но  подавляющее большинство вряд ли захочет менять привычный уклад жизни. Помнишь декабристов, «первых российских демократов», ещё с них пошло разделение кавказцев на «покорные» и «непокорные» народности. Нас с Вами, т.е. чеченцев и грузин ещё тогда считали "непокорными туземцами». Остальных относили к числу покорных. Откровенно говоря, так оно и есть. 
-Пожалуй, я начну с российской глубинки, затем встречусь с тобой, Шамиль, и мы завершим подготовку выступлений,- сказал я чеченскому коллеге и попрощался с ним. После ухода гостя я начал готовиться к поездке в Армению, в которой ещё не бывал.
                С визитом к гостеприимным соседям
Раньше на нашей улице проживало множество армян, к тому же в детстве я  несколько лет подряд отдыхал в армянской деревне Дамиа  Марнеульского района, в средней школе которой мой дед преподавал русский язык. Так что, у меня с детства были товарищи армяне и я свободно говорил на армянском, но в соседнюю республику ехал впервые. На всякий случай, взял в попутчики старого тбилисского журналиста Вана Бахшецяна, вместе с которым работал в телеграфном агенстве лет 20-25 назад, до того, как он пошёл в гору – назначили редактором газеты «Врастан», избрали депутатом парламента, затем пригласили на ответственную должность в Госканцелярию. В тот момент  у Вана была   пауза в должностном продвижении, и он  с удовольствием  согласился поехать на свою  историческую Родину. 
В Ереване нас встретили хорошо. Тут же дали отдельные номера (без традиционной  «доплаты»), а когда узнали, что еду в Матанадаран, выделили гостевую «Волгу», со словами «книгохранилище – это наша гордость», и вообще приняли как родных. Я, со своей стороны, в качестве гостинцев преподнёс хозяевам «Енисели», и объяснил, что это лучший коньяк среди грузинских напитков такого рода. На что хозяева с улыбкой ответили, «признаём, «Енисели»,по сравнению с армянским трёхзвёздочным, лучше!» Я тоже улыбнулся, и не стал спорить с хозяевами. Незадолго до отъезда из Грузии учёные арменологи сказали мне, что   манускрипты относятся к Х в., и имеют выдающееся научное значение. А в Матанадаране   хранители древних рукописей, увидев фотокопии манускриптов, стали осенять себя крестным знамением,- и убеждать меня,  что если я передам им оригиналы древних рукописей, век будут молиться на меня, на что я ответил: это – достояние грузинского народа, и я не имею права распоряжаться им. Я, со своей стороны, могу лишь обещать Вам, что лично поставлю вопрос перед Академией наук Грузии рассмотреть возможность передачи манускриптов Армении с одним условием -  если армянская сторона возьмёт на себя обязательство, уговорить армян, проживающих у нас – Абхазии и Джавахети, перестать выступать против Грузии - страны, давшей им приют, и ставшей им Родиной. Если Вы возьмёте это обязательство, не то, что я, Вас благословят сам Католикос-Патриарх всея Грузии, святейший и блаженнейший Илья 2-ой, весь наш Синод.
В конце длительней беседы в Матанадаране мне обещали, что на днях организуют  встречу с президентом Армении, и с ним я смогу  обговорить  условия передачи подлинников древнейших рукописей армянской стороне.
                Встреча с руководителем Армении
Мои хозяева сдержали слово –через два дня в Матанадаране состоялась обещанная встреча с президентом Армении, который, как оказалось, был частым гостем древнего книгохранилища. Я был предупреждён, что руководитель государства выкроил 20 минут на встречу со мной, не предусмотреннюю протоколом.
После обоюдных комплиментов, принятых на востоке, незаслуженно получивших название  китайских церемоний, на которые было потрачено пять  драгоценных минут,  президент поинтересовался, с какой просьбой я собираюсь обратиться к нему. Я ответил, что просьба имеется не у меня, а  у руководства Матанадарана в связи с обнаруженными во Мцхетах  древнейшими  манускриптами на грабаре, я же могу ознакомить его с условиями передачи этих рукописей армянской стороне.
Наша встреча, вместо запланированных двадцати минут продолжалась полтора часа. Мы долго беседовали об истоках  многовековых дружеских и добрососедских отношений между нашими народами, восходящих  к родным братьям Хайосу и Картлосу, чьими потомками  являемся мы, подчеркнули жизненно-важное значение Грузии как единственного коридора  для Армении в современных условиях, «дороги жизни»;  особое внимание было уделено вопросу территориальной целостности и недопущения сепаратизма.
Как человек неискушённый в дипломатическом фехтовании, я, можно сказать, в лоб  поставил вопрос о пресечении «недружественных» действий армян – граждан Грузии, проживающих в Абхазии и Джавахети, и связал его как  с передачей Матанадарану редчайших манускриптов, так и с ответными мерами властей Грузии в случае повторения   подрывних действий и вооружённых выступлений против государственности страны обитания.
Президент заверил меня, что «удесярит усилия для обеспечения лояльности, направления действий армян, проживающих на территории  Грузии, на благо интересов государства, чьим гражданами являются они. Я  беру под свою личную ответственность действия наших соотечественников, проживающих на территории Грузии, так как значительная часть их своим неподобающим поведением наносит ущерб нашим многовековым добрососедским традициям и действует против интересов не только Грузии, но также и Армении».
В заключение глава армянского государства выразил надежду, что  грузинская сторона учтёт интересы ближайшего соседа, и рассмотрит возможность передачи древнейших киликийских миниатюр Матанадарану.
Я тепло попрощался с хозяевами, и со светлыми надеждами вернулся в Тбилиси.
                Призыв  к разуму
Спустя месяц после моего  визита в братскую республику я получил бандероль из Еревана – несколько экземпляров журнала «Глас Матанадарана», в котором была напечатана статья заместителя директора книгохранилища Артавазда Гаспарова «Путь спасения лежит через Грузию». Вот  выдержки из этой заметки, полной боли и сожаления:  «У грузин есть одна мудрая пословица; «пока арба не перевернётся, дорога не  покажется». Эта народная мудрость вспомнилась мне несколько дней назад, когда по телевизору услышал сообщение, что Грузия может отказать Кремлю в праве пользования воздушным коридором, связывающем Россию с Арменией.
Это сообщение вызвало у нас широкие отклики, кривотолоки и настоящее возмущение. «Если Грузия с Россией недовольны друг другом, то при чём здесь  Армения? Разве мы отобрали у Грузии Абхазию и Цхинвальский регион, или признали их независимость?»
После появления информации о возможном закрытии воздушного коридора научные издания, ежедневные газеты и журналы Армении буквально наводнили возмущённые отклики недовольной общественности.
С братьями так не поступают! Разве наши ближайшие соседи забыли, что грузины и армяне, окружённые исламским  миром, «одной крови» - потомки родных братьев - Хайоса и Картлоса, свято хранящие христианские традиции! 
Разве наш ближайший сосед не должен учитывать, что Армения, находящаяся в осаде мусульманских стран, может только через Грузию получать жизненно важные грузы?! И закрытие коридора  может означать отключение Армении от спасительного кислорода?!
Ребёнок, и тот догадается об этом!
Но, с другой стороны, может быть, мы сами провинились перед братским народом. Именно на этом моменте хочу остановить внимание читателя.
В недалёком прошлом, в «пору присной памяти коммунистов», в Грузии проживало свыше полумиллиона армян, а у нас – около  тысячи грузин ( в настоящее время численность как первых, так и вторых несравненно меньше). По  устоявшейся традиции, армяне предпочитали проживать в Грузии – лучшей по климату, географическому положению и, вообще, по всем условиям. К естественному влечению добавились беженцы, хлынувшие во время резни из Турции, которых никто не принял, кроме Грузии! Чем мы отплатили народу, впустившему нас в свой дом? На этот вопрос дал ответ Илья Чавчавадзе  в своём обличительном очерке «И камни возопиют!», каждая фраза которого ранит сердце любого армянина, сына своего отечества, и о  нём здесь ничего не скажу. Приведу лишь  начало  этого очерка, который клеймит позором неблагодарных представителей нашего народа:»Не так страшусь открытого врага, как врага прикидывающемся другом, страшусь его ласки, его улыбки».
Я  не скажу ничего  также об убийстве грузинских раненых безоружных офицеров в вагонах красного креста  (расстреле в больничных койках) в начале 20-ых годов прошлого века, совершенной дашнаками, промолчу и о недостойных попытках присвоения авторства грузинского алфавита и  «Витязья  в тигровой шкуре»»!
Но как промолчать  о чудовищной неблагодарности наших соотечественников – граждан грузинского государства: это сколько надо было уложить грузин во время внутриреспублаканского конфликта с абхазами, чтоб двадцати армянам из «Батальона Баграмяна»  присвоили звание «Героя Абхазии»!!!
Как нам смыть позорное пятно,  которым запачкали нас горе-патриоты, уроженцы Джавахети – этнические армяне, граждане  Грузинского государства своими наглыми требованиями об отторжении  части Южной  Грузии и присоединении его к Армении!
Арба уже перевернулась! Быть может, хоть сейчас откроется нам путь спасения Армении, путь, который лежит  через Грузию!»
В «Гласе» были опубликованы также отклики от видных армянских учёных и духовных лиц – представителей Эчмиадзина.
За такое не жалко было поступиться подлинником древнеармянской рукописи и тремя фотокопиями прекрасных киликийских миниатюр.