Записки из блокнота 2

Елена Пацкина
***
Размышляя над чеховскими пьесами, я поняла: у него, как в жизни, есть все, что угодно.
 Оттого-то  его так любят ставить режиссеры во всем мире – каждый видит то, что хочет. Вчера пришлось спорить о Чехове: не все друзья согласны с моей трактовкой «Вишневого сада». А что тут спорить: у каждого свой Чехов. Кому – «Черный монах», кому – «Каштанка».

***
Одна знакомая, прочитав мои размышления о героях некоторых чеховских произведений, спросила: «какая у Вас сверхзадача?» Сначала я даже растерялась: по правде говоря, никаких задач я себе не ставила. Просто недавно перечитывала  А.П.Чехова и поняла, что воспринимаю его совсем не так, как когда-то в юности.
Например, «Вишневый сад» мы проходили в школе. Для своего взгляда на жизнь и литературу еще не было опыта, и те общие места и расхожие истины, которые нам внушили педагоги, так и остались от классики у большинства из нас. Потом я смотрела каждую чеховскую пьесу многократно в разных театрах, но это были трактовки разных режиссеров, лучшее или худшее исполнение ролей разными актерами, а изначальный замысел автора не всегда для меня был понятен. И мне захотелось в меру моего разумения самой истолковать пьесу.
А «если бог пошлет мне читателей», то, возможно, не удовлетворенные моими интерпретациями  и мыслями, они вернутся к первоисточнику и смогут аргументировано мне  возражать. То есть они задумаются.
Вот и ответ: размышлять над прочитанным – моя задача. А побудить читателя размышлять – это сверхзадача. Знающие люди говорят, что думать полезно.

***
Двойственность Чехова: утонченная мизантропия и последовательный альтруизм в жизни.
Все его люди "из лучшей глины" совершенно одиноки: им не с кем даже поговорить. Окружающая среда – пошлая, убогая, оглупляющая. Их путь – либо в пьянство (Астров, Ионыч), либо в безумие ("Палата № 6").
Все его интеллигентные герои – люди пустые, бесхребетные, неумные, ни на что не способные. Он их не выдумал, он их видел вокруг. Было от чего прийти в отчаяние. Но он – работал. Сажал сады, лечил, организовывал библиотеки, помогал всем и каждому. Не говоря уже о поездке на Сахалин. С гимназических лет содержал семью. "Папаше с мамашей кушать нада",– писал шутливо старшему брату. Из любви? Конечно. Но в большей степени из чувства долга. Думается, это самое сильное его чувство – как основа самоуважения. Чувство собственного достоинства повелевало быть альтруистом.
Делай, что должен. И будь, что будет.