Русский Запад. История Отто Мирса

Юрий Дым 61
фото: Отто Мирс с вождем ютов, Оураем.



         История Отто Мирса.


…450 миль самых завораживающих дорог на юго-западе штата Колорадо были построены в основном  благодаря этому человеку...

Отто Мирс   (Otto Mears, 1840-1931)  родился в Курляндии, Россия в 1840 году и был сыном  англичанина и  русской   женщины.

В 1843 году Отто Мирс был уже просто 3-летним сиротой, живущим в России. В 1849 году (в возрасте 9 лет) он был помещен на парусное судно, чтобы присоединиться к дяде в Калифорнии. Говоря только на русском,   он прибыл в Сан-Франциско  лишь для того чтобы узнать, что его дядя к тому времени, уже  перебрался  в Австралию.

Он работал на калифорнийских золотых копях и служил в армии в Нью-Мексико, вместе с Китом Карсоном.

После гражданской войны он осел в Сагуаче, Колорадо и открыл лавку. Вскоре он начал прокладывать дороги. И построил более 450 миль платных дорог в горах Сан-Хуан, связывавших Оурай (Ouray), Силвертон и ныне заглохшие поселки Снеффелс и Даллас.

В 1887 году он начал строить железные дороги. Первой стала ветка, связавшая Силвертон и Айронтон через перевал Красной горы. В 1891 году добавилась Южная Дорога Рио-Гранде, а в 1896 - Северная Дорога Силвертона. Позднее он купил еще три дороги в Колорадо, а потом еще Железную Дорогу Чесапикского Залива и еще одну компанию в Луизиане.

Мирс участвовал во многих горнодобывающих предприятиях, был президентом грузоперевозочной компании и основал ежедневную газету в Оурай.

Он был активным членом республиканской партии. И ни один политик-республиканец в Штате не избирался без его поддержки.



                Армия.

27 августа 1861 года в возрасте 21 года Отто Мирс завербовался в армию на три года. Он был приписан к Калифорнийской Пехоте и нес службу в Нью-Мексико и Техасе. Эти подразделения защищали границу между Нью-Мексико/Техасом и рабовладельческим югом. Отто Мирс участвовал в сражениях при Валверде и Пиджеон Ранч, предотвративших вторжение конфедератов в Нью-Мексико.
В 1863 году подразделение, где служил Мирс, было направлено на поддержку Кита Карсона в военной компании против индейцев навахо. Мирс вызвался работать в полковой пекарне и наварил на этом немалую сумму. Дело в том, что по интендантским меркам из фунта муки полагалось выпекать всего лишь фунт хлеба, что позволяло Мирсу торговать излишками муки.

Отто не употреблял алкоголь, но служа в армии, он стал мастером игры в покер. Он изучил множество карточных трюков и уловок. Любовь к этой игре прошла через всю его жизнь.

 В отставку,  в августе 1864 года,  Мирс вышел с полутора тысячами долларов, заработанных на продаже излишков армейской муки. Немного поработав на других, он открыл собственный магазин в поселке Коньехос в Колорадо в 1865 году. Впоследствии он владел несколькими хозяйственными магазинами в разных городах, в том числе в Оурай  и Силвертоне.
В 1865 году, менее чем через год после возвращения из армии, Мирс открыл первый магазин. Это была бакалейная лавка в поселке Коньехос. В 1867 году Мирс вместе с партнером Айзеком Готтхельдом переводят его в Сагуаче. Там же Мирс открывает и скобяную лавку.
Мирс основал Сагуаче и собирался назвать его "Суач", что на языке индейцев Юта означает "Голубой ключ". Но окружной клерк не разобрал русского акцента Отто, и записал новорожденный город под именем Сагуаче. У Мирса были мукомольня и успешная лесопилка в округе Коньехос. Он выращивал собственную пшеницу для мельницы и даже экспериментировал с севооборотом. Он нажил целое состояние, продавая муку шахтерам в Калифорнийском  Ущелье, что  недалеко от будущего Ледвилля.



                С индейцами.


В 60-х годах XIX века Мирс начал снабжать продуктами питания  и другими товарами индейцев племени Юта.  В процессе он выучил язык индейцев и подружился с вождем Оураем.( фото сверху)
 Мирс снабжал индейцев    мясом, мукой, картофелем и другими продуктами. Он продавал индейцам по сотне голов рогатого скота в месяц. В середине 1870-х он содержал факторию в Лос Пиньос к югу от Монтроуза.
Отто выступил переводчиком и переговорщиком при заключении мирного договора Феликса Бруно  с ютами  в 1873 году. После подписания соглашения, Мирс организовал поездку в Вашингтон для индейских вождей. Посетив столицу, те убедились в невозможности дальнейшего сопротивления бледнолицым.

В 1879 году после кровавого столкновения, известного под названием  Резня  Микера (Meekers Massacre), условия договора были изменены. Юты были полностью вытеснены из Колорадо в резервацию в штате Юта. Да еще и вождь Оурай умер в 1880 году, оставив племя без опытного и авторитетного лидера.
Мирс был назначен агентом по индейским делам, чтобы собрать подписи трех четвертей племени под новым соглашением. Он подкупил 1200 индейцев, заплатив каждому по два доллара. Затем он организовал переселение народа юта и обустройство нового агентства, уже в штате Юта. Многие индейцы враждебно относились к этой его деятельности. На жизнь Мирса дважды были совершены покушения.

 

Бизнесмен.
 

В 1875 году Мирс организовал Торговую Компанию Озерного Города и открыл там универсальный магазин. Еще один он открыл в Дель Норте. В 1877 году он открыл хозяйственный магазин в Оурай и препоручил управление им Гордону Кимбеллу. В конце концов Кимбелл выкупил этот магазин. Хозяйственные магазины открылись также в Дель Норте и Силвертоне….
В 1880-х годах под его контролем находилось более 450 миль платных дорог на юго-западе Колорадо. Сам Отто не прокладывал все эти дороги, но он вложился в убыточные и недостроенные дороги. Инвестировал он с умом, нанимал опытных дорожных строителей и инженеров и талантливо убеждал других вкладывать деньги в его предприятия.
Всего лишь один пример того, насколько важны были «мирсовские» дороги в горах Сан-Хуана. В 1880-х вы не смогли бы ни попасть в Оурай, ни покинуть его, не заплатив пошлину Отто Мирсу.  Отто  известен,  как "Землепроходец Сан-Хуана". Часть этого титула происходит от железных дорог, построенных или купленных им в горах Сан-Хуана.
Силвертонская ветка шла из Силвертона в долину Айронтона через перевал Красной Горы. Она была проложена в 1889-1890 годах для удобного доступа к серебряным приискам к северу от перевала. В те годы эта ветка оказалась само выгодной железной дорогой в Штатах.

Южная дорога Рио-Гранде шла из Риджвея в Дуранго. Она была построена в 1890-1891-х годах, чтоб связать шахты в Теллуриде и Рико, угольные копи к югу от Дуранго и строевой лес вокруг городка Долорес. 

Северная Силвертонская ветка была проложена в 1895 году до Юрики. Она обслуживала копи  Sunnyside   (в то время это был активный горнодобывающий городок). А в 1904 году эта линию была доведена до поселения Animal Forks.   В 1910 году Мирс взял в аренду, а через пару лет и купил еще один участок дороги к северу от Силвертона, обслуживающий золотые прииски в Глэдстоуне.
Помимо колорадских железных дорог Меарс проложил пути из столицы к берегу Чесапикского залива в 1897 году и построил Центрально-Луизианскую железную дорогу в 1904 году.
Отто укрепил статус транспортного магната в конце XIX - начале XX веков, построив три железнодорожных ветки в горах Сан-Хуана, чуть позднее купив четвертую. Он также проложил железную дорогу из Вашингтона к пляжам Чесапикского  залива и еще одну в Луизиане,  из  Новой Иберии  до Нового Орлеана.
В 1906 году Отто Меарс отказался от руководства грузо-перевозочной  фирмой Mack Truck Company и вернулся в Колорадо вместе с зятем Джеймсом Питчером. Мирс обосновался в Силвертоне и купил дом, сохранившийся доныне.
Между 1906 году и переездом, будучи  на пенсии,  в Пасадину в начале 1920-х годов,  он вложился в горнодобывающую промышленность и восстановил капитал, утерянный во время Серебрянного кризиса 1893 года.   Из-за финансовых потерь Мирс и переехал в 1897 году на восточное побережье.
Вся горнодобывающая промышленность и развитие Юго-Западного Колорадо, в большом долгу перед одним этим человеком.

Отто Мирс умер в возрасте 91 года в Пасадине, штат Калифорния.