Лесовоз

Бурундук 65
ЛЕСОВОЗ
Вы когда-нибудь видели, как плачут навзрыд здоровые сильные мужчины, которые сделали все, что было в человеческих силах и даже более того. А в результате не сделали ничего. Страшно.
1.
В Японском городе Осака в крупной корпорации проходило экстренное совещание. Срывался крупный дорогостоящий заказ. Причина - нехватка леса. Взять его можно было только у русских. Но лимиты уже были исчерпаны. Совет директоров заседал восьмой час, но решение проблемы не было найдено. У меня есть идея - сказал генеральный и позвонил во Владивосток директору торговой компании. У него была слабость. Такая же, как и у всех облеченных властью. Деньги. Когда он услышал сумму, его сердце бешено забилось. Конечно, господин Танака, я сделаю все, что в моих силах. Считайте, что проблема решена - сказал генеральный. Эти русские, когда слышат слово доллар, становятся ласковыми и послушными, как дети. Тем временем во Владивостоке директор торговой компании снял трубку телефона и позвонил директору морской компании. Он знал, что у того есть одна маленькая слабость. Женщины. Красивые женщины. Она порождала другую - большую. Деньги/
2. Так в этой цепи появилось первое кольцо.
3
Директор морской компании скучал в своем кабинете. Мысленно он подсчитывал, сколько денег он вложил в свое последнее увлечение. От суммы становилось не по себе. Рестораны Океан, Золотой рог, Амурский залив. Эти ****и меня разорят. Тут раздался звонок. Мне срочно нужен рейс в Осаку - услышал он в трубке. Рад бы в рай, да грехи не пускают, усмехнулся он. Голос в трубке дрожал. Сто тысяч. За такими деньгами я даже не наклонюсь. ДОЛЛАРОВ. У директора задрожали пальцы. Но надо было уметь владеть собой. Я подумаю, сказал он и положил трубку. Он судорожно развернул схему расположения судов. Никого. Все в рейсах. Хотя. Один лесовоз стоит в ремонте. Он поднял трубку - сто пятьдесят тысяч. Хорошо, услышал он, я согласен. Директор подошел к Рейду, переключился на девяносто девятый канал, и вызвал на связь капитана лесовоза. Завтра выходите в рейс. Вы с ума сошли, закричал капитан. Ремонт только в процессе. Как вы смотрите на то, чтоб за пятидневный рейс получить годовую зарплату. Дочке замуж выходить, да и в загранку давно не выпускали. Я согласен, сказал капитан. Дайте еще сутки, и мы выйдем. Хорошо, но только сутки.
4.  В цепи появилось еще одно звено человеческих грехов.
5.
Пятница. Вечер. Самое золотое время. Моторист проверил двигатель лесовоза. Тот работал уверенно, но с небольшими перебоями. Ничего, подумал моторист, у нас есть еще целый месяц, чтоб довести все до ума. Тем временем на корме бригада ремонтников проверяла лебедки буксирных тросов. Оставалось только наладить систему сброса буксира. Работы на пол часа. Пятница. И месяц времени. Мужики перекурили и начали собираться уходить с работы. Тем временем капитан лесовоза обзванивал экипаж и давал приказы срочно прибыть на судно. В службе капитана порта раздался звонок. Ночью надо срочно службе капитана порта раздался звонок. Ночью надо срочно загрузить лесовоз. Чем больше леса, тем лучше Обижен не будешь. Капитан порта потер руки и подумал, какого черта, надо к лесовозу на буксирные лебедки привязать баржу с лесом и тогда сумма утроится. Мысленно он начал подсчитывать свою долю от проворачиваемой сделки. Он снял трубку и позвонил в контору тальманов.
6.   Так к этой цепи намертво прикрепились еще три звена.
7.               
 По парку в центре города шел молодой парень. В руках у него был огромный букет цветов. Он улыбался. Сегодня я скажу ей. Я скажу ей все. Он работал третьим механиком на лесовозе. Пол года он встречался с прекрасной девушкой. Сегодня он решился сделать ей предложение. Он позвонил ей и назначил свидание на морвокзале. И теперь летел туда, не помня себя от счастья. В это же время в порту нашли баржу и начали крепить ее к лесовозу. На причал срочно завозили лес кругляк, а старший тальман лихорадочно соображал, как загрузить больше леса, чтоб выжать из этого удачного случая как можно больше. Механик уже подходил к морвокзалу, когда навстречу ему попался стармех. Идем в порт, сказал он. У нас срочный выход в рейс. Мы же в ремонте, возразил тот. Очевидно отремонтировали, тем более что приказы не обсуждаются. Идем.
8.  Очередное звено намертво припаялось к цепи.
9.               
Погрузка шла полным ходом. Места уже практически не было, но портальные краны продолжали подавать лес. Все полезное пространство было занято. Старшему тальману доложили об окончании погрузки. Тот вышел на причал, осмотрел судно и сказал - загрузите еще вон то и то. Некуда! Загрузите. На мостик лесовоза взлетел чиф. Капитан, что происходит? Капитан молчал. Потом сухо сквозь зубы процедил. Старпом, выполняйте распоряжения. Тальмана начали крепить груз. Леса было так много, что в креплениях болты затягивались всего на два витка. Они доложили об этом старшему. Крепите как получится - был ответ. Груз на борту. Таможня, погранцы и санвласти обошли каюты и опросили моряков. Все готово к отходу. Капитан вышел на крыло и осмотрел судно. В первый раз в жизни ему стало по-настоящему страшно. Швартовые команды стояли на баке и на корме. На мостике стоял старпом с лицом чернее тучи. И капитан сказал, то, что должен был сказать. Роковые слова - отдать концы.
10.  Еще два смертельных звена человеческой жадности и тупости вплелись в цепь трагических событий.
11.               
 Спасатель стоял на сорок втором причале. Капитан был на мостике и вспоминал. Всю свою жизнь. Она прошла в море. Осталось всего пол года. Потом пенсия. Заслуженный отдых. Ему повезло. Средний возраст жизни капитанов не велик. Сорок пять - пятьдесят лет. Он пережил все это. Есть плавценз, есть все, чтоб уйти достойно. По рейду вызвала контора. Срочно получите спирт для техобслуживания. Капитан задумался. Оно мне надо? Спирт на борту. Моряки по любому перепьются. Очередной залет. Перед пенсией. Он вызвал боцмана. Сдайте акваланги на берег. Нет аквалангов, нет спирта. Капитан - сказал боцман. Выполняй приказ. Приказы на флоте НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ. НИКОГДА. Впереди выходные, подумал капитан.  Можно будет отдохнуть и нас никто не побеспокоит.
12. Человек. Человеческий фактор вплел еще одно звено в смычку смертельной цепи.
13.               
Лесовоз медленно поднимался на волну, потом стремительно падал вниз. Баржа мешала удерживать судно. В этих широтах шторм нормальное явление. Суда штормуют и пережидают его. Но с таким прицепом. С таким грузом. Капитан думал, я же видел карту погоды.  Господи, пронеси. Двигатель при подъеме на очередную волну начал захлебываться. И вдруг затих. Судно начало разворачивать лагом к волне. Самый страшный кошмар моряка. Его судно отданное на волю волнам. От удара очередной волны на барже вылетели крепежные болты от креплений. Сбросьте  баржу - крикнул капитан. Но лебедки не сработали. Медленно, как в страшном сне, капитан увидел, что баржа начинает переворачиваться. И тросы тянут за собой судно. Новая волна с бешеной силой ударила в борт. Последнее, что увидел в своей жизни капитан - дикий напор стихии, вышибающий стекло иллюминаторов и сшибающий все на своем пути. Я убил их всех. Прости меня, Господи. Я УБИЛ ИХ ВСЕХ.
14. Все звенья цепи смерти сплелись воедино. Но ужас всех предшествующих событий был мелок и ничтожен по сравнению с тем, что пришлось пережить после этого людям. ЛЮДЯМ. С большой буквы этого слова.
15.               
Патрульный самолет Японских ВВС Орион медленно барражировал над Тихим океаном в районе своих территориальных вод. Русские. Они умудрялись ловить где угодно и когда угодно. Когда им угодно. В любой шторм, когда все прятались в бухты, русские выходили на промысел. Японцы знали - у русских говорят, рыбаки - дважды моряки. Но сегодня было тихо. Ни одного траулера. Заходя на очередной круг, штурман крикнул - смотрите. Внизу. На волнах, то опускаясь, то вздымаясь вверх, покачивалось красное пятно. Днище парохода. Командир самолета начал докладывать в центр. В это же время в службе капитана Владморрыбпорта поднялась тревога. Уже четыре часа Лесовоз не выходил на связь. Два часа - допустимый предел ожидания. После этого поиск. На всем флоте объявили тревогу. Пришла радиограмма от японцев. Флот вышел в указанный район. Начались активные поиски. В районе промысла работали около тридцати судов. В русском флоте сигнал SOS  это святое.
16. Так простые моряки стали пытаться разрубить эту цепь.
17.               
Третий механик стоял вахту в машинном отделении. Судно шкивало на волне. Вдруг он услышал, как двигатель чихнул и затих.  Он судорожно начал заводить вспомогательный. Тишина. Мертвая тишина. Мертвая. Потом удар и тишина. Темнота. Когда он пришел в себя, он начал ощупывать палубу вокруг себя. Светильники. Они же должны быть наверху.  И холод. Дикий холод. Переворот оверкиль. Судно только что гордо рассекало волны и вот уже из-под воды торчит днище облепленное ракушками. Холод и страх, проникающие в душу. Перевернутый пароход, когда низ становится верхом. Холод. Он начал шарить вокруг себя. Тельняшки, ветошь, бушлаты. Тельняшка, слой солидола, снова тельняшка и опять солидол. Так теплее, так можно выжить. Меня спасут. Мой пароход не утонет. Никогда не утонет. Никогда. Смешно. Как иногда наши детские страхи и надежды входят во взрослую жизнь. Смешно. И горько.
18.               
Весь флот собрался возле перевернутого Лесовоза. Первым подошел Спасатель и высадил на днище моряков. Они начали простукивать корпус. Через некоторое время один из моряков крикнул - есть сигнал! Есть живой! Старпом вызвал боцмана и казал - мы его достанем. Два аквалангиста в воду и акваланг с собой. Дело пяти минут. Боцман отвел глаза в сторону и тихо сказал. У нас нет аквалангов. Они на берегу. Старпом перевел взгляд на капитана. Ему хотелось взять и уебать. Корабль, созданный для того чтобы спасать жизни был бессилен. Это была просто груда железа. Ни на что не способная груда железа. Подошли японцы и американцы. У нас есть все для спасения. С базы пришел категорический приказ - помощь не принимать.
19.               
В мрачном холоде машинного отделения третий нашел машинный журнал, ручку и фонарик. Он писал. Он писал все, что не успел сказать своей любимой. Он писал. Чернила застывали от холода. Он дышал на ручку и снова писал. Родная моя, прости, прости что я не пришел. Прости что я не с тобой. Прости меня. Я так хочу чтоб мы были вместе. Всегда. Холод, какой дикий холод окружает меня. Меня спасут, я знаю. Наши никогда не бросят. Я люблю тебя. Ты слышишь. Я люблю тебя. Никто и ничто не разлучит нас. Я всегда с тобой и ты со мной. Вдруг он услышал стук по корпусу и схватив гаечный ключ начал стучать в ответ. Сверху раздался дробный резкий стук. Они тут. Они спасут его.
20. Цепь событий затягивалась в тугой узел. Она тянула на дно все. И Веру, и Надежду, и Любовь.
21. Тяжелая цепь. Цепь человеческих грехов.
22.               
Весь флот думал. Что можно сделать. И с каждой минутой приходили к выводу - сделать нельзя ничего. И тут мелькнула надежда. Старый сварщик с одного траулера предложил план. Разрезать металл до миллиметра, потом резко выдернуть лебедкой вырез и вытащить парня, пока лесовоз камнем не ушел на дно. Сварщик и старпом со спасателями высадились на днище парохода. Работа пошла. У них получилось. У них все получилось. Лебедки взревели и вырвали металл. Старпом взглянул вниз и увидел паренька с серым изможденным лицом. Тот был одет в кучу бушлатов и прижимал к своей груди машинный журнал. Старпом перегнулся в отверстие и крикнул - руку, дай мне свою руку. Парень улыбнулся и подал ему руку. Изо всех сил, которые у него были, старпом рванул его вверх. Насмешка судьбы.
23.               
Насмешка судьбы. То, что спасало от холода, помешало выбраться наверх. После рывка лебедки края выреза ощетинились заусеницами металла. И парень, укутанный в тельняшки и бушлаты, не мог пролезть в вырез. Судно шло под воду. Старпом увидел улыбающееся лицо паренька и руку, протягивающую ему журнал. Он схватил его, и они со сварщиком прыгнули в шлюпку. Над океаном раздался стон. Так умирают корабли.
24.  Над океаном поднялось солнце.
25. В Осаке подсчитывали убытки.
26. В конторах Союза начальники кусали локти от обиды за потерянные деньги.
27. В маленькой квартире во Владивостоке билась в рыданиях девушка, которая узнала, что ее любимый больше не вернется.
28. В Тихом океане борт к борту стояли суда. Наши, японцы и американцы. На мостик Спасателя поднялся старпом. Он вышел на шестнадцатый международный канал и сказал - внимание флот. Потом открыл машинный журнал Лесовоза и дрожащим голосом начал читать.
29. На всех судах была включена внутренняя трансляция. У японцев и американцев на мостике стояли переводчики. Но они были не нужны, когда в динамиках раздался печальный голос старпома Спасателя - ............прости меня............я так хочу чтоб мы были вместе............всегда...........холод, такой дикий холод окружает меня..........меня спасут, я знаю..................наши никогда не бросят............я люблю тебя..................ты слышишь............я люблю тебя................никто и никогда не разлучит нас..............я всегда с тобой.................... а ты со мной.       Потом тишина, а потом. Потом они услышали в динамиках рыдание.
30. Вы когда-нибудь видели, как плачут навзрыд здоровые и сильные мужчины? Как дети? Которые сделали все, что было в человеческих силах и даже более того. А в результате не сделали ничего. Страшно. На эти слезы страшно смотреть. В Тихом океане стояло около тридцати судов. Несколько тысяч моряков разных национальностей слушали судовую трансляцию и рыдали как дети, навзрыд, от того что они при всей своей силе не смогли спасти всего одну. ОДНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.