Шторм

Борис Аверин
   
   Отдыхая на побережье Чёрного моря, случайно встретил товарища по студенческим годам. Он жил недалеко от моего санатория. Завязалась беседа, в конце которой он предложил выйти в открытое море на его катере.

   В назначенный день и время, я стоял у небольшого причала пляжа санатория. Время было послеобеденное. Земля и воздух успели прогреться под нещадными горячими лучами палящего черноморского солнца.

   Море было спокойным. Ласковые мелкие волны набегали на песок пляжа бесшумно и, как то лениво, не спеша, с большими интервалами времени, будто они утомились от духоты, охватившей округу.

   Я смотрел вдаль. Морская бесконечность завораживала искристостью отражённого солнца в колышущихся волнах.

   Вот показался ожидаемый катер. Когда он приблизился к причалу, я увидел судно совершенно не такое, каким представлял себе. Это было не большое судёнышко стального цвета, старой постройки. На его борту была нарисована белая чайка. Она распластала крылья. Казалось, что она парит низко над волнами, разрезаемыми носом судна.
 
   Катер, поднимая множество брызг, оставляя за собой белую бурлящую дорожку, устремился в сторону горизонта. Я сидел на удобной скамеечке, на корме. Наслаждался прохладой напора влажного воздуха с мелкими брызгами морской волны.
Берег остался далеко сзади, и пропал из вида. «Вода, вода! Кругом вода», - вспомнились слова из песни. Я радовался увиденному морскому простору.

   Гул мотора стих. Катер опустил нос и, покачиваясь на волнах, остановился.
Из рубки вышел Виктор, мой товарищ, рулевой катера. В руках держал по удилищу с катушками намотанной лески.

   - Здесь будем ловить рыбу! – Обратился ко мне. – Бери удочку!
   - Где насадка? – Спросил я, принимая удочку из его руки.
   -Приманка не нужна! – Усмехаясь, ответил он. – Главное, что крючки есть.

   Меня поразил не известный способ лова.  Леска раскручивалась под тяжестью грузика. После долгого раскручивания, когда на ней не осталось ни одного витка, я замер в ожидании поклёвки на голые крючки.

   Катер покачивали морские волны. Они были значительно выше прибрежных. Тёмно зелёные, они уходили к горизонту, но искрились под солнцем, так же ярко, когда я видел их с берега.

   Удерживая удилище двумя руками, ощутил несколько слабых ударов, свойственных при поклёвке не крупной рыбы при ужении в реке. Сердце ускорило ритм.

   - Неужели поймал? – Подумал я, и начал скручивать леску. Тех ощущений, которые испытывал при выводе здоровенных сазанов, не было. Леска долго накручивалась на катушку. Ждал с нетерпением появления навязанных к ней крючков. Вот, и показался первый. Пустой. На нескольких висели не очень крупные рыбёшки, не известных мне названий.

   Через короткое время я с ловкостью, быстро снимал рыбу с крючков, и снова грузило разматывало леску. В одном из подъёмов улова я увидел на крючке рыбину значительного размера, не знакомой формы. У неё была необыкновенно крупная голова с большими глазами. Плавники были длинные, тёмно-зелёные у туловища,  светлеющие к краям. Упав к ногам на палубу катера, изгибалась, подскакивала вверх. Взять её в руки было трудно.
 
   - Не трогай её! Она ядовитая! – Крикнул товарищ. – Я сейчас её сниму. После жарки она  не ядовита, и очень вкусна!

   Увлёкшись необыкновенной рыбалкой, я не замечал ни времени, ни моря, ни неба.
   - Посмотри вправо! – Виктор показал рукой. – Погода портится!
Я увидел сине-лиловое небо. Это был необычный цвет облаков, закрывших солнце. Как мне показалось, они грозно, низко нависли над морем.

   Вдали, между ними и морем я видел серый, не чёткий переход. Линии горизонта не было. Внезапно стало темнеть, будто заканчивался день, и море начали накрывать сумерки наступившего вечера.
 
   Подул ветер.  На гребнях волн появились белые барашки. Судно начало сильно раскачивать. Волны поднимались выше палубы катера.

   - Сматываем удочки! – Прокричал Виктор, пересиливая шум моря и ветра.
   – Сейчас начнётся гроза! Я поведу катер к твоему причалу, высажу тебя, а оттуда, пойду в порт!

   Виктор направился в рубку. Я занял место на скамеечке кормы, и   наблюдал, как внезапно изменившаяся погода, ухудшалась на глазах. Небо стало тёмно синим вокруг. В отдельных местах между зловеще тёмными тучами и бурным морем появились белёсые космы облаков, почти цепляющих море. Волны стали выше. Одна из них, вершиной достала до палубы, и прокатилась по ней, изрядно промочив меня. Находиться на палубе стало неуютно, и не безопасно.

   Промокший я перешёл в каюту, и расположился на широком, удобном диване. Катер, качаясь на высоких волнах, держал путь к берегу. Дверь на палубу я закрыл. В иллюминатор, их было два, один напротив другого, высоко под потолком каюты, видеть море  не мог. Поэтому, через некоторое время поднялся в рубку, возвышающуюся над палубой.

   Виктор, стоял у штурвала, выдерживая направление движения к берегу.
   - Мы движемся с максимально возможной скоростью, что бы до того, как разыграется шторм, пришвартоваться к причалу твоего санатория. – Громко сказал рулевой.

   Подойдя к причалу, метров за двести от берега, нам обоим стало понятно, что поднявшаяся волна и сильный ветер, не позволят пришвартоваться.

   - Нужно уходить от берега, – сообщил товарищ, - чтобы ветер и волны не выбросили нас на него.

   Катер развернулся в открытое море. Раздался громкий раскат грома. Началась гроза. Молнии, с непредсказуемой частотой сполохов, ослепляли нас в сгустившихся сумерках. Некоторые из молний, сопровождаемые оглушительным треском и раскатом «пушечных выстрелов», яркими, прямыми, мгновенными росчерками жёлтого цвета, соединяли небо с морем.

   - Хоть бы не в нас,  - думал я, - вздрагивая от внезапности и близости их всполохов.

   Волны крутыми горами вздыбливались перед катером. Он высоко поднимал нос, казалось, что ему не преодолеть их. Они неслись на встречу с огромной скоростью, и были беспощадны к маленькому судёнышку.

   Не дожидаясь, пока он взберётся на их крутизну, перекатывали через него. Было жутко от понимания, что катер, какое то время находился накрытым нахлынувшей волной.

   Иногда он успевал взобраться на её высокий гребень, и мгновенно скатывался с крутого склона, бурлящей водяной горы. Мы летели вниз.  Не достигнув нижней точки прокатывающей под нами волны, как уже видели огромную массу зелёной воды, состоящей из многих,  более мелких волн, устремившуюся на наше судно.

   Мы снова поднимались вверх, и скатывались вниз. Иногда, встающие перед нами водяные, бурлящие горы, казалось, опрокинут судёнышко. Но, происходило чудо, рубка оставалась вверху.

   Молнии и гром сопровождали шторм. Внезапно пошёл дождь. Он не был мелким. Сразу хлынул сплошным потоков, как из ведра. Сильный дождь и морская вода заливали стекло рубки. Дворники не успевали очищать стекло. Стало не видно, что впереди.

   - Держи курс сто восемьдесят! – Посоветовал я. – С курсом на юг, наверняка, не выбросит на берег.
Рулевой, вращая штурвал, удерживал курс катера от берега. Винты, вращающиеся с огромной скоростью, сопротивлялись силе моря, стремившегося выбросить судно на берег.

   Мы не знали, идём ли, преодолевая силу волны в море, стоим ли на месте? Перед нами было только стекло, залитое водой, периодически, освещаемое вспышками молний. Мне казалось, что мы попали в ад, из которого нет выхода. Стоять, не падая от качки и вздыбливания катера было трудно. Я мёртвой хваткой держался за поручень выше приборной доски.

   Сколько продолжалась схватка с разбушевавшимся морем, я не представлял. Но, вдруг, дворники начали успевать очищать стекло от заливающей его воды. Мы стали видеть огромные волны ставящие судно на дыбы. Я заметил, что они стали ниже.

   - Шторм пошёл на убыль! – С восторгом прокричал Виктору. - Гроза прекращается!
    Он подтвердил моё заключение. Я видел, что его переживания за исход нашего путешествия, исчезли. Ко мне тоже вернулась уверенность.
 
   Действительно, вскоре не было грозы, прекратился дождь, только море не могло успокоиться. Оно продолжало огромными волнами, хотя уже не такими, как прежде, атаковывать наше судно.

   Виктор, развернул катер в сторону порта. Судно раскачиваясь, вздымаясь на гребни волн, падая с них, уверенно держалось на воде. Оно будто разговаривало с морем громким рокотом мотора, противостоящим силе стихии.
 
   - Я выстоял, море, перед тобой. Ты не победило меня!

   Постепенно стало светлее, сумерки, внезапно опустившиеся на море, стали таять. Показался краешек голубого неба, чёрные тучи светлели. Это поднимало наше настроение.

   Катер подошёл к порту. На рейде стояли огромные танкеры. Они не раскачивались, как наш катер. Им привычны океанские штормы. Этот, в который попали мы, для них был не заметен.

   Волна в порту была не большой. Портовые морские сооружения гасили её на подходе к нему. Наш катер плавно подошёл к причалу маломерных судов. Друзья Виктора помогли пришвартоваться.

   Виктор и я, с морским  уловом, и хорошим настроением выходили из порта к его автомобилю, что бы ехать к нему домой.
                Б.Аверин.
                16.03.17.