12. Эмоции ребенка

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Нельзя сказать, что в основе любой проблемы, возникающей в дошкольном (0-6 лет) Возрасте, лежат только физиологические потребности. Но решаются только такие, практические проблемы. Формируются и закрепляются те привычки, которые – в самом широком смысле – необходимы в жизни и деятельности молодого растущего организма. Но – человеческого организма. Это значит, что по мере взросления физиологический мотив поведения последовательно вытесняется духовным; той компонентой культуры, которая охватывает личную жизнь.
    Но надо различать практическую проблематику и эмоциональную. Даже такая сугубо практическая проблема, как «Денис пинается» имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Но это, повторяю, практическая проблема; эмоции играют сопутствующую («релевантную») роль. А какая тогда – эмоциональная? Не давайте словам обмануть себя. Человеческие проблемы бывают либо практическими либо духовными. Эмоции – это духовная составляющая человеческих ощущений.
    Недостаток внимания, недостаток общения, скука, обида, беспричинные страхи, беспричинные капризы... Все они имеют одну-единственную причину, генерализующую эмоциональный дискомфорт в дошкольном возрасте. Противоречие между Дао и его прототипами в процессе «базального отчуждения»; первичная форма того дискомфорта, который принято называть «когнитивным диссонансом». Накопление таких проблем в Буфере Обмена активизирует творческий инстинкт, что естественно проявляется в сенсорном голоде, обычно именуемом «детским любопытством». Забегая наперед, признаемся, что в результате такой активности будет запущен первичный процесс во Второй сигнальной и ребенок будет избавлен от эмоциональной зависимости от ближайшего окружения. 

    …Вы заметили, как дети умеют не замечать? Не слышать? Не обращать внимания? Не сердитесь, они не нарочно. Просто ваши слова и ваши указания не совпадает с оценками Дао, схема совпадений не фиксирует сигнал… Но кто же позволит ребенку не замечать воспитателя! Услышит, и повторит, и выполнит. (Плюс один в Буфере Обмена.) Мы слушаемся мамочку не потому, что она у нас идеальная, безупречная и во всем соответствует абсолюту. А потому, что Дао пропускает в сознание только те импульсы от мамочки, которые этому абсолюту отвечают; только они и фиксируются в «матрице установок» Супер-Эго. Мамочка у нас идеальная субъективно.
    А импульсы, не пропущенные цензурой Дао в схеме совпадений? Они до сознания просто не доходят, они задерживаются в Буфере Обмена; в структуре, которую Юнг называл «личным бессознательным». Впрочем, не факт, что они там останутся. Дети так энергичны, так деятельны, так эмоциональны! Огромное количество информации («психической энергии» по Фройду) выводится из психики в первичном процессе, не получив подкрепления и не образовав рефлекторного кольца. То есть – мимо сознания. По-настоящему проблемной является только та информация, которая воспроизводится средой. И если поведенческий сектор Буфера Обмена («Тень» по Юнгу) разгружается научением, то стратегий для разгрузки «личного бессознательного» от ближайшего окружения не поступает. Эмоциональные проблемы не решаются. В садовском возрасте (3-6 лет) познавший вкус инициативы ребенок уже сам ищет эти стратегии – не в «зоне ближайшего развития», а везде в зоне своего внимания («локусе Дао»), включая и неживую природу. (То есть, это для взрослых она «неживая».)  Любопытство – это абстрактный интерес; любознательность – духовная, эмоциональная жизнь дошкольника.
    Степень невежества педагогов-психологов ярко иллюстрирует следующая цитата из учебника: "Любознательность детей повышается в связи с увеличением количества и изменением характера вопросов; с устойчивым интересом к определенным сторонам вещей". «Всвязис». «Определенным сторонам». Куда как содержательно. А теперь внимание – правильный ответ: из-за активизации творческого инстинкта в результате накопления эмоциональных проблем в Буфере Обмена (конкретно – в «личном бессознательном»). Первоначально хаотичный (в скиннеровом режиме «случайных связей»), а затем все более осмысленный и целенаправленный на «определенные стороны вещей» («духовный катексис» по Фройду) первичный процесс в голове маленького почемучки ищет стратегии разрешения его эмоциональных проблем – вначале практическим, а затем и теоретическим путем. Помочь ему вы можете только одним способом: не уходите от ответа.
    Таким образом, начиная с детсадовского возраста в психике дает о себе знать и проявляется все отчетливее конфликт интересов: творческий инстинкт страдает от сенсорного голода, а инстинкт приспособления – от избытка информации. Этот конфликт останется на всю жизнь; но первоначально он снимается разделением: потреблением чисто эмоциональной информации, не несущей никакой практической нагрузки. Информации с архетипом «Игры».