Министерство правды

Сергей Шангин
К Семенову в компании сразу сложилось резко негативное отношение. Причем у всех сотрудников, без исключения. Кроме директора и учредителя, которым он формально подчинялся и периодически, когда считал нужным, отчитывался. Именно это «когда считал нужным» коробило хозяев компании, но они терпели, так как Семенов обещал реальные перемены в их непростом бизнесе, гарантированно приводящие к существенному повышению прибыли.

Чем именно занимается Семенов, никто толком не знал. Его даже не представили коллективу, как это обычно делается. Новый начальник созданного под него отдела просто сел в свой кабинет и начал работать. В приказе о создании подразделения под названием «Отдел управления качеством» было указано, что его руководитель наделяется уникальными полномочиями, подчиняется напрямую директору и все его распоряжения исполняются сразу и буквально без дополнительных разъяснений.

Его никто не называл в разговоре ни по имени-отчеству, ни по фамилии, только – он, этот, тот и тому подобное. Чувство близкое к омерзению вызывал этот неожиданный любимчик директора, наделенный правом лезть в душу каждому, унижать их неприличными, жесткими, прямыми вопросами и даже не делать при этом попыток смягчить ситуацию, хотя бы объяснив причину своего интереса.

Для начала он просто посетил все отделы, устраиваясь в уголочке, просиживая там день, а то и два. Делал какие-то пометки в блокноте, иногда интересовался фамилией и должностью сотрудника, который вызвал его интерес, делал фото на телефон в самые неожиданные моменты времени. Отлучался также неожиданно, как появлялся, никого не предупреждая и ни перед кем не извиняясь, если вломился в кабинет, когда сотрудницы примеряли блузки или еще какие-либо предметы гардероба, требующие частичного разоблачения. Обычные, нормальные люди всегда стучались пред тем, как войти, этот делал все молча.

Затем он начал вызывать сотрудников в свой кабинет, подолгу разговаривал с ними, иногда заставлял беседовать с приглашенным экспертом, хорошо разбирающимся именно в той области знаний, в которой трудился сотрудник. Если бы он кого-то распекал, убеждал, что-то требовал, но нет – беседа носила полусветский характер, если не считать, что одна сторона только задает множество никак не связанных друг с другом вопросов, а вторая потеет, ерзает и старается угадать правильный ответ, не всегда решаясь ответить так, как просит душа.

После беседы люди выходили с удивлением на лице, в задумчивости, раздраженные донельзя, иногда в слезах.  Кто-то писал докладные руководству о недопустимости подобного, отдельные сотрудники увольнялись, но большинство прижало уши и ждало, к чему приведет очередная блажь руководства.

Все это уже было, – говорили они, – вспомните, сколько копий сломали, когда внедряли систему качества ISO 9001, и что? Написали кучу документов, аккуратно подшили в папки, отчитались и продолжили работать по-прежнему, гордо повесив в красном углу аттестат о предприятии высокого качества. Что именно при этом изменилось в работе, никто не знал, но главное – руководство было довольно, что как у всех, что не хуже, чем у других. Прибыль стала меньше, зарплаты не подросли, а цены выросли, зато качество, судя по аттестату, было выше всех похвал.

Семенов затребовал от начальника отдела кадров развернутые характеристики на некоторых сотрудников, предоставив ему список. Срок отводился в три дня, словно через несколько дней грянет нечто невообразимое и данные нужны срочно. Обычно директор просто просил предоставить ему характеристику на кого-то из сотрудников и это, как правило, связывалось с повышением. Для чего подобные сведения понадобились Семенову, никто не знал. 

На всякий случай все сотрудники, как один, провели ревизию текущих дел, составили план работ, навели порядок на столе, чтобы не выглядеть бледно в случае внезапной проверки. Обычно вялые оперативки теперь проходили в спринтерском темпе, недоделанных дел оказалось неожиданно много, время было дорого всем, каждый требовал от смежных подразделений быстрой и точной реакции на свои запросы. Обстановка в коллективе становилась нервозной, но, как ни странно, производство заработало более ритмично, себестоимость продукции существенно снизилась, а сбытовики порадовали заключением новых договоров на оптовые поставки продукции предприятия.

Коллектив неимоверно сплотился против Семенова, горя одним желанием – увидеть его в гробу в белых тапках. Об этом говорили шепотом и оглядываясь по сторонам, потому что никому не хотелось вылететь по причине нелояльности к лицу приближенному к руководству. Народ стал чаще выезжать компаниями на природу, где совершенно точно нет ни этого чертова Семенова, ни руководства, ни тех, кто явно пытался втереться в доверие к «серому кардиналу». Если раньше худо-бедно знали друг друга по имени отчеству, то теперь вплоть до седьмого колена, включая биографии далеких предков. А о чем еще можно поговорить вечерком у костерка, в ожидании ушицы?

Гром грянул неожиданно, как и положено любой чертовщине. Приказом директора компании отдел управления качеством был ликвидирован, а сам Семенов уволен с треском, в связи «с утратой доверия». Он ушел также, как  и пришел – без помпы, без отвальной, с тем же портфельчиком, с которым взошел на престол всего лишь месяц тому назад. По этому ли поводу или по счастливому совпадению с приближающимися праздниками руководство устроило грандиозный корпоратив, похоже, и само несказанно радуясь уходу Семенова.

И никто, кроме самого Ивана Петровича Семенова, а также учредителя и директора компании не знал, что в портфеле кроме документов лежало и достойное вознаграждение за безупречно выполненную работу. А также отличные рекомендации для будущих клиентов эксперта по управлению качеством.