7. Мальчики для приветствий

Александр Жданов 2
             Из сборника "Воспоминания о Киевском СВУ 1963-1970"
      
       В 60-х годах в столице Украины часто отмечали разного рода юбилеи и праздники - комсомольские, республиканские, государственные и военные. Проводились по всяким случаям торжественные,  праздничные,  военно-спортивные и  пионерские мероприятия. Все они без воспитанников из Киевского суворовского военного училища, юных барабанщиков, обойтись не могли. Мы учились в СВУ  с одиннадцати лет, с пионерского возраста, и , естественно, у нас была своя пионерская организация и даже своя специальная пионерская военная форма. Правда почему-то только летняя: черные парадные брюки с красными  лампасами, заправленная в них белая  рубашка с короткими рукавами и отложным воротником,  алые погоны на плечах и  красный пионерский галстук  на шее. В ней мы в младших классах успели покрасоваться весной, в мае, когда  в столице обычно проводились пионерские мероприятия городского и республиканского масштаба, в  том числе и празднование дня пионерии 19 мая.
   
      В остальное время всегда выступали в парадной форме: вместо рубашки  - черный шерстяной мундир со стоячим воротником,  с рядом блестящих, начищенных асидолом пуговиц. В белых перчатках и белых поясных ремнях, мы представляли собой впечатляющее зрелище. 

         Организаторам и зрителям проходивших тогда праздничных и юбилейных мероприятий  очень нравилось,  когда по словам  «Наш съезд (слет, праздник) пришли поприветствовать юные пионеры-суворовцы», под  грохот барабанов мы  входили по проходам между рядами  в зал очередного дворца культуры. Вступал оркестр, мы четко вкладывали барабанные палочки в правую руку, резко в такт маршу, поднимая ее на уровень груди,  касались  палочками  левого погона.  Все в зале вставали.  Музыка умолкала и группа специально подготовленных  школьников с умело поставленной дикцией,  проникновенно обращалась к присутствующим в зале делегатам со словами приветствия, смысл которых  в целом сводился к  чему-то  вроде известного: « Спасибо партии за наше счастливое детство!». После чего мы поворачивались кругом и под марш оркестра покидали зал. В зависимости от фантазии организаторов торжества и его предназначения, варьировалось и содержание нашего выступления: мы входили в проходы зала или на сцену,  одной или несколькими колоннами,  через задние или боковые входы. Главное же было произвести должное впечатление на присутствующих своим внешним видом.
 
     Хотя наше участие в приветствии занимало обычно мало времени, процесс подготовки к нему был гораздо более длительным. Часто проводившиеся тренировки были всегда довольно продолжительными  прежде всего, потому,  что под руководством организатора-руководителя мы тренировались не одни, а, как правило, вместе с другими участниками мероприятия. И чтобы пройти по указанном маршруту даже один раз, надо было долго ждать своей очереди, особенно на генеральной репетиции, когда тренировались исполнители не только приветствия, а всего мероприятия в целом.

     Не обходилось без курьезов. Однажды в Октябрьском дворце проходил то ли очередной съезд комсомольцев, то ли съезд профсоюзных деятелей Украины.  Готовились к нему долго. Усердно отрабатывали свои действия, многократно проходя по указанному маршруту. Задача была не сложная: через две боковые двери, выходившие на сцену с противоположных сторон, мы должны были, по команде  помощников  ведущего, выйти на сцену двумя   колонами по одному, барабаня на ходу. Встретившись в центре сцены,  повернуться лицом к залу. После окончания приветствия повернуться налево и направо, и таким же образом уйти со сцены.  И хотя на тренировках  все проходило весьма гладко,  на  мероприятии  кто-то из помощников  ведущего прозевал и  левой   колоне, первым в которой стоял я,  команда так и не поступила.  Мы могли бы и сами сообразить о начале выхода, но старинная толстая дверь на сцену не пропускала звуков из зала, а ее почему-то забыли слегка приоткрыть, как это делали на тренировках.  Поэтому, когда наступил нужный момент нашего выхода, на сцену вышла только правая колона. Приветствие уже закончилось, а мы так и простояли за кулисами.
    
       В зрительном зале, судя по всему, никто на досадное недоразумение не обратил особого внимания, полагая, что все так и было задумано. Конечно, нас никто не ругал, ведь ошибка произошла не по нашей вине. Жаль было только  бестолково потраченного времени.
   
        Привлекали нас к мероприятиям и без барабанов. В середине 60-х  повсюду  выступали различные хоровые коллективы.  Каждый концерт, посвященный какому-нибудь празднику, начинался обязательно с выступления  хора.  В феврале 65г. мы были  в 6 классе, кому-то из начальников в руководстве киевского  гарнизона или округа пришла в голову светлая мысль организовать хор из суворовцев младших классов. Судя по всему, кому-то из высокого начальства нравились выступления модного тогда государственного хора мальчиков, песни,  в исполнении которого,  с утра до вечера звучали по радио.  Среди нас в спешном  порядке отобрали ребят с более или менее подходящими голосами и стали учить петь. Занятия проходили, естественно, в наше свободное время до к тому же укороченной самоподготовки, поэтому большого энтузиазма подобное мероприятие  у нас не вызывало и  быстро надоело.  Все «певцы» страшно  завидовали тем,  у кого не оказалось голоса. И на репетициях, которые вскоре перенесли в киевский дом офицеров, большинство, тех,  что стояли в задних рядах,   дурачились, беззвучно открывая  рты, и, пригнувшись, чтобы не было видно из зала,  развлекались как могли.  Вначале нас готовили  к концерту  посвященному дню Советской Армии. Репертуар был соответствующий.

Частые многочисленные репетиции навсегда   оставили в памяти  слова  основной   песни:
«Непобедимая и легендарная,
В боях познавшая радость побед,
Тебе любимая родная Армия,
Шлет наша Родина песню привет!»

     Мне тогда особенно нравились последние слова куплета, тем, что они говорили о том, что "песню привет" любимой армии  шлет Родина именно в нашем, то есть непосредственно в моем лице.

       Видимо хор из одних младших суворовцев все-таки  не произвел должного впечатления  на организаторов и  в конечном итоге  нас решили влить в большой сводный хор   представителей разных родов войск, численностью, как говорили,  несколько сотен  человек. Поскольку этими представителями были  профессионалы из соответствующих оркестров и хоровых коллективов, то,  очевидно,  основной смысл нашего участия состоял не в том, чтобы очаровать слушателей  своим пением, а в том, чтобы  создать впечатляющее зрелище, или,  как сейчас модно говорить, Шоу,  с нашим присутствием  в парадной форме. В процессе бесконечных репетиций и просмотров, наверное,   выяснилось,  что идея с таким огромным хором в относительно небольшом зале не совсем удачна и  грандиозное  выступление сначала перенесли на 9 мая,  когда мы могли бы выступить на открытой сцене, а потом и вовсе отменили. 

     В 7-8 классе количество торжественных мероприятий, требующих нашего участия стало расти и  иногда приходилось  ездить на тренировки  и репетиции  в разные места по два раза в день. Утром, например,  мы ехали на взлетную полосу завода Антонова, тренироваться к параду,  а днем оправлялись  в очередной дворец отрабатывать приветствие какого-нибудь  слета или съезда.
               
       Все это,  безусловно,  очень сильно отвлекало от учебы. Некоторые уроки совсем отменяли, некоторые переносили на позднее время, сокращая время самоподготовки. Постоянный срыв и перенос занятий вызывал у нас  равнодушное и  формальное   отношение к выполнению домашних заданий и к учебе в целом. Все чаще можно было смело и безнаказанно объяснять учителям неподготовленность к урокам   отменой самоподготовки и прошедшей накануне тренировкой.  Не нужно  было утруждать себя самостоятельной работой. Было  куда интереснее носиться по коридорам и комнатам очередного дворца культуры и  покуривать в туалетах.

       Учитель физики  Анатолий  Изралиевич Шапиро в начале урока в ответ на наше дружное сообщение о том, что вчера в очередной раз после обеда мы были на тренировке, или репетиции, хмыкал и характерно пожимал плечами, всем своим видом давая понять свое крайне негативное к этому отношение:
-  Ну, как сегодня, наши мальчики для приветствий? Что опять не было самоподготовки? А что, в  самом деле,  зачем вам физика, достаточно хорошо овладеть строевой подготовкой.  Как говорится,   «умом ты можешь не блеснуть, но сапогом блеснуть обязан!»

     Однажды после гарнизонной тренировки к параду,  нас  отвезли на репетицию в Октябрьский дворец для подготовки  приветствия очередного съезда или юбилея. Вернулись в училище намного позже обеда, а тут, вместо свободного времени, которое полагалось по распорядку, поступила команда идти на самоподготовку. Это известие моментально облетело всю роту. Мы встали в пять утра, вымерзли основательно на аэродроме, на тренировке к параду,  долго, как следует,  репетировали  во дворце культуры и к тому времени довольно сильно устали. А главное, что было обидно, нас лишали личного времени!

       И как-то внезапно, и что удивительно, одновременно во всех взводах, появилось предложение на самоподготовку не ходить, а идти всей ротой в сад, на «Большой пятак» - запрещенное, но общее неформальное место нашего обычного отдыха. Предложение с энтузиазмом было всеми поддержано, и после обеда, вся рота разбежалась, собравшись там вокруг костра.  Не знаю уж каким образом и откуда стало известно нашим офицерам-воспитателям о том, где нас нужно искать. Но через час-полтора, «разведка» доложила о приближении к месту сбора майора Лазуренко А.Я,  а спустя несколько минут у костра появилось и его строгое, сосредоточенное лицо. Все моментально рассеялись по кустам и еще долго играла с майором по всему огромному саду* в "казаки- разбойники", вернувшись в классы только перед самым ужином.
 
_____________
* - сад - мы всегда, особенно последние годы в училище, говоря о нем,   имели в виду всю огромную территорию за ним и за футбольным полем.  Она простиралась вдоль Старонаводницкой улицы  до Зверинецкого кладбища и дальше, до огромного холма на пересечении Старонаводницкой улицы  и бульвара Дружбы народов. Этот холм мы обычно называли «Большим пятаком». В отличии от небольшого, тот что был сразу же за футбольным полем, который назывался  «Малым пятаком». Подробнее см. главу "9. Наш кадетский сад"